Трансмиссионная жидкость – Что такое жидкость ATF? Характеристики и типы трансмиссионной жидкости для АКПП

Содержание

Что такое жидкость ATF? Характеристики и типы трансмиссионной жидкости для АКПП

Что такое жидкость ATF?

Жидкость ATF – это особое трансмиссионное масло, которое обладает жидкой консистенцией и обладает минеральной, либо синтетической основой. Предназначено оно для автомобилей, работающих на «автоматике». Трансмиссионная жидкость ATF отвечает за выполнения множества функций, к примеру:

  • бесперебойное функционирование коробки передач – её контроль и управление;
  • охлаждение и должная смазка деталей, которые поддаются трению;
  • передача крутящего момента, который через гидротрансформатор переходит от мотора к коробке;
  • обеспечение работы фрикционных дисков.

Многие приравнивают масло к смеси для АКПП, однако свойства ATF отличаются по множеству параметров. Для получения правильного состава эксплуатируют минеральные масла, в которые добавляют особые вещества. Если использовать посторонние жидкости для «автоматики», то это наверняка спровоцирует поломку коробки передач, либо же ее полный выход из строя.

Кроме самих производителей, которые выпускают технические жидкости под своим именем, на рынке существуют «универсальные» ATF жидкости.

Производителем первой спецификации масла стал автомобильный концерн General Motors. Новая смесь поступила на массовый рынок в 1949 году. Связано это было с тем, что в 1938 году все та же компания разработала первую автоматическую коробку передач. Впоследствии автоконцерн вплотную занялся совершенствование спецификаций трансмиссионных смесей и установил строжайшие требования к составу. Поскольку конкурентов на этом рынке не было, то GM стал законодателем технических характеристик для ATF.

Читайте также: Можно ли буксировать машину на автомате?

Первые разновидности жидкости изготавливались на жире, который вырабатывался из сала морских китов. Вследствие выхода закона, запрещающего охоту на указанных жителей океана, корпорации пришлось разработать синтетическую основу.

На данный момент конкуренцию спецификациям от General Motors составляют другие именитые автомобильные бренды – Chrysler, Hyundai, Mitsubishi Ford и Toyota.

Обращайте особое внимание на упаковку приобретаемой жидкости ATF. Учитывайте тип масла, а также спецификацию, которая подходит вашей коробки передач.

Типы трансмиссионных масел ATF

После того, как мы ознакомились с тем, что такое масло ATF, изучим всевозможные спецификации жидкости. Самая первая из них, как уже было отмечено выше, увидела свет в 1949 году благодаря стараниям General Motors. Общепринятое название смеси – ATF-A, которую применяли на всех транспортных средствах, оснащенных «автоматикой». В 1957 году спецификацию пересмотрели и таким образом возникла Type A Suffix A.

Так, существуют такие основные типы ATF:

  • Mercon – введена компанией Ford в 80-х годах прошлого века. Они максимально приближаются к другим спецификациям и могут быть с ними совместимы. Основные отличия между разновидностями от компаний GM и Ford заключаются в том, что первая обращает большее внимание на плавность переключения, а вторая – на скорость;
  • Dexron – выпускалась GM, начиная с 1968 года. Поскольку при изготовлении использовался жир китов, производство пришлось приостановить. Причиной этого также послужили слабые технические характеристики, ведь масло демонстрировало плохую переносимость высоких температур. В 1972 появляется Dexron ІІС, где основой послужило масло жожоба, которое впоследствии провоцировало коррозию некоторых деталей. Следующее масло, которое оснастили присадками, подавляющими развитие ржавчины, обрело приставку IID. Жидкость с индексом IIE выпускалась вплоть до 1993 года. Ее отличительная черта – наличие добавок, которые снижали гигроскопичную избыточность. Инновационным стал выход типа Dexron III (1993). Новинка сохраняла свои жидкие свойства даже при очень низких температурах, также улучшились фрикционные характеристики. В 2005 возникло новое поколение с приставкой «VI». Разрабатывалось трансмиссионное масло ATF для применения на новой коробке передач с двойным сцеплением, которая являлась 6-диапазонной. Смесь имеет более продолжительный срок службы, а также сниженную степень кинематической вязкости. Последний параметр позволяет повысить топливную экономичность;
  • Alison C-4 – разработана General Motors специально для заливки в крупногабаритные транспортные средства – внедорожную технику и грузовики.
На изображение слева находится чистая жидкость ATF, а справа после истечения срока использования.

Когда менять трансмиссионную смесь?

Жидкость ATF нужно периодически менять, ведь это позволит увеличить срок службы не только трансмиссии, но и автомобиля в целом. Следовательно, нужно проводить систематические замеры уровня масла. На срок замены влияет:

  • пробег транспортного средства;
  • условия эксплуатации;
  • стиль вождения.

Профессионалы рекомендуют проводить замену трансмиссионного масла после каждых 20-25 000 км. Следовательно, такая операция осуществляется не чаще, чем один раз в 24 месяца.

Доверить проведение процедуры следует специалистам на СТО, где есть вся необходимая аппаратура, которая позволит именно заменить масло. Ведь самостоятельно можно лишь слить часть жидкости ATF, значительная часть остается в коробке. При помощи технических приборов, профессионалы также смогут промыть, либо же заменить фильтра.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Продолжительный срок эксплуатации трансмиссии обеспечивает своевременная проверка остатков смеси в АКПП. Такая операция осуществляется по-разному – все зависит от типа трансмиссии. Прежде чем приступить к выполнению процедуры, хорошенько ознакомьтесь с пользовательской инструкцией.

Проконтролировать оставшийся уровень смеси можно как на горячей, так и на холодной трансмиссии, ведь щуп располагает соответствующими отметками.

Если вы решились самостоятельно провести данную операцию, то стоит помнить о необходимости соблюсти точный уровень масла. В каждом из случаев вы подвергаете всю систему опасности:

  • недостаточный уровень провоцирует попадание воздуха в насос вместе с маслом (в такой ситуации происходит подгорание, пробуксовка фрикционов и общий выход из строя системы). Если вы выяснили, что уровень не достигает нужной отметки, то попробуйте определить причину утечки масла;
  • повышенный уровень способствует тому, что излишки масла переливаются через сапун, уровень снижается, следовательно, возникают те же проблемы, что и в вышеописанной ситуации. Выброс через сапун диагностируют по степени загрязненности детали жидкостью.
На фото представлена схематическая версия DSG коробки передач, с пояснениями.

Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF

Каждая из групп масел обладает разными фрикционными показателями и отличиями в температурах. Что означают различные спецификации ATF:

  • Dexron IID не терпит слишком холодные температуры, следовательно, подходит для использования только в тех странах, где в зимний сезон температура не опускается ниже -15 градусов. Подходит для автомобилей предыдущих поколений;
  • Dexron IIE хорошо проявляет себя даже при температурах в -30, необходим он лишь в тех местностях, где преобладают сильные и частые морозы. Производитель гарантирует, что жидкость сохранит свою вязкость. Даже если ваша трансмиссия подразумевает использование IID, в холодное время года смените ее на IIE;
  • Dexron III применяется буквально на всех современных автомоделях.

Неправильно подобранная смесь спровоцирует множественные неполадки в функционировании АКПП. Весьма предсказуемо проскальзывание дисков, увеличение времени, которое требуется для смены передачи, возникновение рывков при запуске и пробуксовка АКПП. Все это будет вызвано более долгим образованием рабочего давления масла. Изначально вы можете не обратить внимания на такие симптомы, однако далее они будут проявляться в большей мере.

Можно ли смешивать жидкости разных типов?

Смешивание жидкостей допустимо, но все же лучше не рисковать, ведь это может привести к поломке, а полная замена АКПП изрядно ударит по карману. Для того, чтоб идентифицировать тип масла, добавьте в него специальный краситель, который не повлияет на характеристики масел ATF. Если же определить спецификацию не удается, то лучше его полностью перезалить.

Долговременное использование одной и той же жидкости, или использование некачественной подделки приводит к неисправностям и поломкам в разных системах двигателя.

Вопросы эксплуатации ATF

Долговечность коробки передач зависит от поддержания оптимального уровня жидкости. Если вы знаете, что такое ATF, то вам также известно, что замену масла проводят только в автосервисах под присмотром специалистов.

О том, что с жидкостью что-то не так, свидетельствует ее черный, либо же темно-коричневый цвет. При этом наблюдается появление горелого запаха. Цвет масла нормально функционирующей трансмиссии является густо-красным или красным с оранжевым оттенком.

Как уже было отмечено выше, важно не допустить переливание жидкости. Вспенивание масла провоцирует его выброс через сапун. В случае если уровень недостаточный, то насос захватывает воздух. Это влияет на фрикционы – диски начинают пробуксовывать и сгорать.

automotolife.com

Что нужно знать о трансмиссионной жидкости

Немного теории о трансмиссионной жидкости. Жидкостью, используемой в автоматической трансмиссии, выполняются самые разнообразные функции: 

— передача крутящего момента в гидротрансформаторе от двигателя в коробку передач 
— обеспечение функционирования системы управления и контроля 

— работы фрикционных дисков 
— смазка и охлаждение трущихся деталей.

Поэтому в АКПП используется специальное минеральное масло, получаемое из нефти и смешанное с несколькими особыми добавками. Эта жидкость называется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью. Использование иных типов масел снижает эксплутационные характеристики, и часто приводят к поломке трансмиссии. Тип используемой жидкости, как правило, указан на масленом щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля. 
В большинстве автомобилей с АКПП, используется жидкость типа «DEXRON», «DEXRON-2», «DEXRON-3», в последнее время появился новый тип трансмиссионной жидкости — тип «Т» или тип «Т-2». Указанные типы трансмиссионной жидкости специально окрашены в различные цвета, «DEXRON» — красный, а тип «Т» — желтый. Смешивать их не рекомендуется.

Частота замены трансмиссионной жидкости. Для обеспечения правильной работы трансмиссии и ее долговечности необходимо поддерживать оптимальный уровень и обновлять жидкость по мере ее использования. Срок эксплуатации трансмиссионной жидкости во многом зависит от возраста и пробега автомобиля, а также условий его эксплуатации. Для большинства территории России наши специалисты рекомендуют менять трансмиссионную жидкость через каждые 20-25 тыс. километров пробега (либо через 1 год).

Особо это касается старых, подержанных иномарок. Это объясняется тем, что поддержанные автомобили сильно изношены и работают в жестких условиях. Кроме того, часть жидкости остается в гидротрансформаторе, корпусе клапанов, насосе и других полостях трансмиссии, поэтому в ручную можно сменить только половину используемого объема, то есть происходит только обновление жидкости, а не ее замена.

Замена трансмиссионной жидкости. Замену трансмиссионной жидкости следует производить в специализированных автосервисах с применением аппаратуры по 100% замене трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач. Такую замену можно произвести у нас в автосервисе на фирменной установке по замене масла — вся процедура займет всего 30-40 минут — аппарат промоет гидравлическую систему трансмиссии используя специальную промывочную жидкость и заменит трансмиссионную жидкость на новую. Также, если требуется заменить фильтр, наши техники заменят его, при этом произведут диагностику реального состояния Вашей трансмиссии. Ведь о состоянии трансмиссии многое может сказать цвет и запах ее трансмиссионной жидкости. У нормально работающей АКПП, трансмиссионная жидкость имеет густо-красный или оранжево-красный цвет. Темно-коричневый или черный цвет в сочетании с горелым запахом говорит о неисправностях трансмиссии. 

Проверка трансмиссионной жидкости. Для большинства автомобилей уровень трансмиссионной жидкости (ATF) в автоматической коробке передач (АКПП) проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД) в положение «P». На щупе для измерения масла в автоматической трансмиссии, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, соответствуют нормальному уровню трансмиссионной жидкости, прогретой до рабочей температуры (60 — 90°С). Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью «Hot». Для того чтобы масло в АКПП прогрелось до рабочей температуры необходимо проехать километров 15-20. После прогрева масла в АКПП установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке. Вытащите щуп из АКПП, и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките. Самое нижнее, сухое место на щупе и будет соответствовать уровню масла в АКПП. 

Иногда на щупе есть еще и нижние метки, соответствующие уровню холодного. Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены или простого определения наличия трансмиссионной жидкости в коробке передач. Следует помнить, что уровень по щупу трансмиссионной жидкости при доведения его температуры до нормальной рабочей выше уровня такого же количества холодного масла на 0,6 — 0,7 см. Окончательно уровень, все же, следует проверять после прогрева трансмиссионной жидкости.

Следует иметь ввиду, что для автомобилей Honda и Acura, уровень трансмиссионной жидкости следует проверять так же после достижения рабочей температуры, но при заглушенном двигателе. Для некоторых моделей переднеприводных Mitsubishi, Proton и Hyundai уровень масла проверяется при установке РВД в положение «N». 

Это же верно для Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП фирмы Chrysler. Но на некоторых моделях этих автомобилей установлены автоматы производства Aisin Warner, в которых уровень масла следует проверять в положение «P». Чтобы не ошибиться следует иметь ввиду, что автоматические трансмиссии фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, щуповая труба идет прямо от поддона сбоку, а в задней части поддона имеется сливная пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler поддон квадратный и сливной пробки нет. 

Кроме того, проверку уровня масла в АКПП автомобилей VW, Audi с трехскоростными коробками следует проводить при установке РВД в положение «N». 

Опасность перелива/недолива трансмиссионной жидкости. Слишком низкий уровень ATF опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате этого, масло не сжимает как надо диски фрикционов и появляется пробуксовка дисков относительно друг друга, и они сгорают. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя. Хотелось бы отметить, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками воздуха. Вспенивание масла увеличивают его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать отстояться маслу в течение некоторого времени, и затем, не заводя двигатель, проверить уровень масла. 

Масло может вспениваться и вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его. 
Как в случае заниженного уровня масла, так и в случае завышенного уровня вспенивание масла приводит к увеличению его объема, и, как следствие этого, к его выбросу через сапун коробки передач. Заглянув под машину, можно часто увидеть там, что вся коробка в масле.

carmanz.com

тип, свойства, проверка и что это такое

Масло ATF — «кровь» автоматической коробки передач. По свойствам и назначению жидкость для автомата отличается от масла для механики или двигателя. Если залить неправильную жидкость, коробка встанет через 10 километров после старта. Но даже с «правильным» маслом автомат обслуживают по регламенту производителя или чаще, ориентируясь на поведение машины.

Что это такое ATF масло

Что такое трансмиссионная жидкость ATF

ATF используется, как жидкость для АКПП, а также применяется в вариаторах, DSG, гидравлических системах. Флюиды для 4-, 6-, 8-, 12-ступенчатых коробок различаются по составу и свойствам. Производители подбирают ATF масло для АКПП с учётом конструкций трансмиссии, допустимых нагрузок двигателя машины.

ATF для CVT

В вариатор заливают масла с пометкой CVT oil или fluid. Маркировка указывает, что такая ATF работает в специфических условиях. В жидкостях для CVT присутствуют добавки, которые помогают ремню работать без проскальзывания, а смазочные свойства изменяются при высоких контактных нагрузках.

ATF CVT

Свойства

В отличие от других машинных жидкостей вязкость масла АТФ  — 6 — 8 сСт. При таком показателе смесь свободно прокачивается, и передаёт крутящий момент между насосным и турбинным колесом гидротрансформатора  с минимальными потерями.

Свойства DEXRON6

Свойства Lukoil Multi ATF

Смазка способна переносить давление до 5 бар, необходимых для сжимания фрикционных дисков. Кроме того, трансмиссионная жидкость содержит присадки, которые исключают пробуксовку фрикционных тормозов, помогая им надёжно сцепляться.

Свойства масла для автоматов определяются спецификациями Dextron, Mercon, Allison и др. Требования Allison разработаны для смазки автоматов в грузовиках и внедорожной технике, а значит для высоких нагрузок и температурных перепадов. Mercon создан для фордовских АКПП, и главный параметр стандарта — быстрый набор скорости.

ATF Dexron

Общие свойства всех типов ATF:

  • стабильность вязкостных характеристик;
  • качественная смазка деталей АКПП;
  • устойчивость к окислению и вспениванию;
  • защита деталей коробки от коррозии, перегрева;
  • нейтральность по отношению к металлическим и неметаллическим материалам трансмиссии;
  • низкая температура застывания.

Чтобы достичь сбалансированной формулы, в химических лабораториях тщательно подбирают состав жидкости.

Состав

В основу трансмиссионной жидкости для АКПП входит минеральное, синтетическое масло или их смесь. Минеральные смазки на 90% состоят из нефтяных фракций. Эти масла дешёвые, но недолговечные. Синтетика при изменении температуры ведёт себя стабильно, поэтому её срок службы дольше.

Cинтетические ATF

Помимо основы в масла добавляют элементы, которые и придают смеси рабочие свойства:

  • модификаторы трения;
  • противопенные присадки;
  • антикоррозионные;
  • антиокислительные;
  • гидрофобные и т.д.

Присадки

Флюид со временем загрязняется, испаряется, стареет под действием перепадов температур и активной эксплуатации. Коробка становится проблемной: переключается рывками, перегревается, быстрее изнашивается. Чтобы восстановить работу АКПП, производители смазочных материалов предлагают специальные присадки:

  • «Супротек»: применяется в АКПП и вариаторах;
  • Liqui Moly ATF Additive: подходит для жидкостей Декстрон 2 и 3;
  • Wynn’s: стоимость и эффективность присадки низкая;
  • Frontier: подходит для японских машин с пробегом от 30 000 км.

По мнению разработчиков добавки восполнят состав ATF, а коробка будет плавнее переключаться. Снизится шумность, восстановится эластичность и герметичности резиновых уплотнителей.

В реальности «излечение» имеет ограничения по применению. Нужно учитывать изношенность коробки, тип используемой АТФ, общее состояние автомобиля, качество присадки.

История создания ATF

Первое трансмиссионное масло под названием ATF-А разработала компания General Motors в 1949 году. До этого, в автоматах использовали моторные масла, и работа коробки была крайне трудной и недолгой.

С развитием автомобилестроения менялись технологии и стандарты. В 1967 году GM ввёл первый стандарт— Dexron type В. Чтобы было легче обнаружить утечку, жидкость окрашивали в красный цвет.

Следующей спецификацией стал Dexron II. Масло обладало слабыми антикоррозионными свойствами: металлические детали АКПП быстро ржавели. К 1990 годам смазку перевели на синтетическую основу.

С появлением в автоматах ЭБУ и гидроблоков требования к маслу ужесточились. GM разработал новые стандарты Dexron III, VI. Совершенствовалась основа, улучшились фрикционные свойства, обновился пакет модификаторов.

General Motors также внедрил спецификацию Allison С4 с требованиями к смазке, работающей в трансмиссиях грузовиков и тяжёлой техники.

Для своих коробок Ford разработал спецификацию М2С33 в 1959 году. А в 1980-х появился стандарт Mercon. Масла, соответствующие требованиям этих спецификаций, схожи по свои характеристикам с Dexron.

Типы трансмиссионных масел ATF

Самые известные типы жидкостей для автоматов: Dexron и Mercon. На основе требований этих стандартов производители АКПП разработали свои спецификации:

  • Chrysler — Mopar;
  • Mitsubishi — SP-II/III/IV;
  • Honda — Z-1, DW-1;
  • Toyota — ATF TYPE T, WS.

Спецификации ATF

Наиболее популярные специализированные масла с артикулами для заказа сведены в таблицу.

 НаименованиеСпецификацииОбъём/Цена
Repsol Matic III ATF Dexron III, арт. RP026V51Dexron IIIG; Allison C4, Tes 389; Mercon V; Man 339 Type V2/Z2; MB 236.9; ZF TE-ML 16L, 4D, 14B; Volvo 97341; Voith 55.63361л/500 р.
Eneos ATF Dexron II, арт. 8801252021506Dexron II; Allison C4; Ford EPS-M2C 138-CJ/166-H; GM 6137140,94 л/440 р.
Shell Spirax S6 ATF Х, арт. 550046519Dexron VI; Toyota WS; Mercon LV1 л/490 р.
ZIC ATF SP 3, арт. 162627Mitsubishi SP III; Hyundai/Kia SP III4 л/1700 р.
Hyundai ATF SP III, арт. 04500-00400Hyundai/Kia SP III4 л/2000 р.
Mitsubishi ATF SP III, арт. 402 4610Mitsubishi SP III4 л/3200 р.
Toyota ATF WS, арт. 08886-02305Toyota WS1 л/750 р.
 Mobil ATF LT 71141, арт. 151009MB 236.11; ZF TE-ML 17С, 16L, 4D, 11/14B; Voith Turbo H55.6336; VW TL521621 л/650 р.
VAG ATF DSG, арт. G 052 182 А2G 052 182 А21 л/1250 р.
Honda ATF DW-1 Fluid, арт. 08200-9008DW-11 л/800 р.

Помимо специальных жидкостей производители смазочных материалов создали Multi ATF. Как заявляют этикетки, смесь учитывает требования многих спецификаций и подходит для большинства автоматов. Наиболее известными «мультами» являются:

  • Mobil ATF type Multi-Vehicle, арт. 112979;
  • Motul Multi ATF, арт. 105784;
  • Liqui Moly ATF Top Tec 1200, арт. 7502;
  • ZIC ATF Multi, арт. 132628.

Mobil Multi ATF

Когда менять трансмиссионную смесь

Жидкость для автоматических трансмиссий изнашивается к 60 000 км, или раньше, если машина активно эксплуатируется по бездорожью, в пробках, в жарком климате. Коробка со старым маслом чаще перегревается, больше тупит, быстрее ломается. Предотвратить дорогостоящий ремонт поможет регулярное техобслуживание: проверка уровня и замена смазки.

Признаки отработанного трансмиссионного масла:

  • чёрный цвет, пахнет гарью, содержит металлические частицы;
  • коробка стала капризной, толкается, переключается с задержкой.

Отработанное и свежее масло ATF

Если уровень жидкости оказался ниже нормы, нужно проверить днище на вероятность утечки. Затем долить ту же ATF или сделать замену, чтобы избежать непредсказуемой химической реакции разных смесей.

Превышение нормы приводит к вспениванию флюида и росту давления в коробке. Если не слить излишки, смазка потеряет рабочие свойства, и переключение передач будет происходит с рывками.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Ненормальный уровень масла ATF может быть связан с неправильной методикой проверки. В разных типах АКПП температура при контроле смазки отличается, поэтому перед самостоятельным техобслуживанием нужно читать мануал к автомобилю.

Проверка по уровню щупа

В автомобилях со щупом трансмиссионное масло АТФ проверяют на непрогретом и прогретом заведённом двигателе. «На холодную» температура смазки 30 — 50℃, а «на горячую» — 60 — 90℃. При остывании жидкость уменьшается в объёме, поэтому проверка с непрогретым двигателем будет ориентировочной.

Чтобы разогреть масло, прокачивают систему, переключая селектор по всем режимам. Затем проезжают 15 — 30 км на средних оборотах, и останавливают машину на ровном участке. Двигатель не глушат, иначе масляный насос отключится. Далее:

  1. Селектор выставляют в положение «Р».
  2. Находят под капотом щуп с красной или салатовой ручкой.
  3. Вытаскивают щуп и насухо вытирают салфеткой.
  4. Вставляют обратно и снова вытаскивают через 5 — 10 с.
  5. Отметка масла должна находиться между верхними насечками «Hot».

Проверка по контрольной пробке

В автомобилях без щупа ATF проверяют по пробке на дне АКПП. Для работы понадобятся:

  • ключи для откручивания пробки;
  • новые прокладки для пробки;
  • мерная ёмкость;
  • воронка со шлангом;
  • масло будет горячим, поэтому одевают перчатки.

В некоторые АКПП — DP0, DP2, A6MF и др. — перед проверкой добавляют от 0,5 до 1,0 л чистой жидкости. Заливная пробка находится под капотом.

Машину разогревают, селектор оставляют в режиме «Р». Масло в коробке доводят до рабочей температуры, указанной в инструкции к автомобилю. Показатель контролируют по сканеру. Затем поднимают машину с включенным двигателем на подъёмнике:

  1. Снимают защиту картера.
  2. Подставляют ёмкость
  3. Откручивают сливную пробку.
  4. Если жидкость не течёт, то причиной может быть недолив или низкая температура смазки.
  5. При правильном уровне масло стекает равномерной струёй. При сильном потоке выходят излишки.

Если уровень масла в норме, заливную и сливную пробки закручивают с новой прокладкой.

Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF

Чтобы узнать, какая жидкость применяется в АКПП, нужно посмотреть мануал к автомобилю или поискать информацию на табличке под капотом. Также нужно учитывать климатические условия региона:

  • ATF Type Dexron IID подходит для южных областей, где температура не опускается ниже -15℃;
  • ATF Type Dexron IIЕ выдерживает до -30℃;
  • ATF Type Dexron III — до -40℃;
  • ATF Type Dexron VI — до -52℃.

На работу коробки передач влияют вязкостные характеристики масла при +100℃. Оптимальный показатель рабочей вязкости — 7 — 8 сСт. Низкая вязкость снижает КПД гидротрансформатора, а высокая ухудшает качество смазки зубчатых передач.

Как правильно смешивать жидкости разных типов

Сложный состав масел АТФ при смешении может давать непредсказуемую реакцию, в результате которой время переключения передач увеличится, появятся толчки и удары. Давление в системе упадёт, а расход топлива вырастет.

АКПП пинается

Чтобы перейти на новую жидкость, нужно учесть следующие моменты:

  1. Нельзя смешивать синтетические и минеральные масла, иначе выпадет осадок примесей на поверхности трущихся деталей, что приводит к их износу. Кроме того, жидкость может вспениться, ухудшится теплоотвод и антикоррозионные свойства.
  2. Допустимо доливать в АКПП жидкости позднего стандарта. Например, если залита ATF type Dexron II, то разрешается добавить ATF type Dexron III.
  3. Не все жидкости взаимозаменяемы. Например, Toyota ATF WS не совместима с Dexron и ATF Type T-IV.
  4. В старых автоматах уплотнители могут потечь, если залить масло с хорошей текучестью при отрицательных температурах.Toyota ATF WS

Эксперименты с маслами могут привести к дорогостоящему ремонту трансмиссии, поэтому безопасный способ смены жидкости — полная замена с промывкой системы.

Заключение

Жидкость ATF — сложная химическая смесь, предназначенная для плавной работы и защиты деталей автоматов, DSG, гидравлических систем. Рынок предлагает разные типы масел, но выбирать нужно рекомендованное производителем автомобиля. Проверка и замена ATF через 40 — 60 000 км пробега поможет увеличить ресурс трансмиссии и обезопасить машину от неожиданных отказов.

akppoff.ru

Советы по обслуживанию. Трансмиссионная жидкость

Что это?

Замену жидкости в автоматической коробке передач лучше доверить автосервису, в котором есть специальное оборудование, например, Transerve II+ от Wynn’s, которое позволяет осуществить замену жидкости намного лучше, чем Вы сделали бы это сами. Трансмиссионная жидкость выступает в роли смазки для всех движущихся деталей в коробке передач. В автоматической коробке трансмиссионная жидкость также служит в качестве охлаждающей и вязкой жидкости для передачи мощности от двигателя на трансмиссию.

Для разных трансмиссий используются разные жидкости. В автоматических коробках используется, как бы это банально не звучало, жидкость для автоматических трансмиссий. В механических коробках используются различные масла: обычное моторное масло, тяжелое гипоидное масло, а в некоторых случаях и жидкость для автоматических трансмиссий. В руководстве по эксплуатации Вы найдете информацию о том, что подходит для Вашего автомобиля.

Нужно ли производить обслуживание с рекомендуемым интервалом?

Естественно, независимо от того, механическая ли у Вас коробка или автомат.

Для механики: большинство производителей рекомендуют производить замену трансмиссионной жидкости каждые 50 000 — 100 000 км. При эксплуатации в тяжелых условиях, производители рекомендуют производить замену каждые 25 000 км.

Для автомата: интервал замены трансмиссионной жидкости может варьироваться от 50 000 км до … бесконечности. Обычно обслуживание производится каждые 100 000 — 160 000 км. Также можно производить замену и чаще.

Зачем мне это нужно?

Для механики: в механической коробке передач основную проблему представляет не столько ухудшение качества жидкости, сколько ее загрязнение. Загрязнение происходит со временем, в результате износа синхронизаторов, подшипников и шестерней в коробке. При этом частицы металла попадают в жидкость. Всем хорошо известно, что масло, содержащее металлические частицы, смазывает хуже, чем чистое масло. Поэтому если не удалить загрязнители, то они могут сократить срок службы коробки передач.

Для автомата: в автоматической коробке передач вырабатывается больше тепла, в результате чего качество трансмиссионной жидкости ухудшается.

Помимо этого, также как и механической коробке, в автомате происходит загрязнение жидкости частицами металла. Поэтому если не удалить загрязнители, то они могут сократить срок службы коробки передач.

Что будет, если я не произведу обслуживание вовремя?

Если вовремя не произвести замену трансмиссионной жидкости, то Ваша коробка будет смазываться металлической стружкой и грязью. Это, в свою очередь, сократит срок службы коробки. В результате, Вы поможете своему механику заработать на яхту. Другими словами, своевременная замена трансмиссионной жидкости позволит Вам сэкономить деньги.

Что еще мне нужно делать?

В последнее время производители стали маркировать щупы. На фото щуп с красным кольцом (справа) предназначен для измерения уровня жидкости для автоматических трансмиссий. Щуп с желтым кольцом служит для измерения уровня моторного масла. Очень важно регулярно проверять уровень трансмиссионной жидкости. Низкий уровень трансмиссионной жидкости может привести к некорректному переключению передач. Также низкий уровень жидкости может вызвать повреждение внутренних деталей трансмиссии в результате недостатка смазки. К сожалению, Вы можете не заметить никаких признаков нехватки трансмиссионной жидкости, пока уже не будет слишком поздно. Поэтому необходимо регулярно проверять уровень трансмиссионной жидкости.

Ниже мы расскажем о том, как же проверить ее уровень.

Для механики: в механической коробке проверка уровня трансмиссионной жидкости может вызвать некоторые трудности. Некоторые производители позаботились о специальном щупе, но это, скорее, исключение, чем правило. Если у Вас автомобиль с механической коробкой, то мы рекомендуем попросить Вашего механика проверить уровень трансмиссионной жидкости, когда Вы поедете менять масло. Это займет всего пару минут.

Для автомата: если у Вас автомобиль с автоматической коробкой передач, то под капотом Вы найдете специальный щуп. Будьте внимательны, чтобы не совершить самую распространенную ошибку и не взять масляный щуп.

В большинстве машин для проверки уровня нужно достать щуп при прогретом работающем двигателе, и коробке передач в положении «парковка». Но мы рекомендуем свериться с руководством по эксплуатации, т.к. для некоторых автомобилей предусмотрена другая процедура.

И, конечно же, необходимо проверить уровень трансмиссионной жидкости, если Вы обнаружили протечку.

Небольшой совет: В отличие от моторного масла, машина не «ест» трансмиссионную жидкость. Поэтому, если ее уровень упал, то, скорее всего, это следствие неисправности трансмиссии

www.exist.ru

Трансмиссионная жидкость для АКПП: делаем правильный выбор

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как создавалась трансмиссионная жидкость для АКПП

  • Какие основные свойства трансмиссионной жидкости для АКПП

  • Как выбрать трансмиссионную жидкость для АКПП

Работа автоматической коробки передач невозможна на обычных маслах, для нее необходима специальная трансмиссионная жидкость для АКПП(ATF-масло). В этом случае используются высокоиндексные продукты, изготовленные на минеральной или синтетической основе. За счет подобных жидкостей удается обеспечить нормальное функционирование систем, участвующих в переключении передач, передавать крутящий момент от двигателя непосредственно к КПП. Еще одна важная роль ATF-масла состоит в смазке деталей, за счет чего они лучше защищены от негативного влияния трения, а также понижается их температура.

Как создавалась трансмиссионная жидкость для АКПП

ATF или Automatic Transmission Fluid переводится как «жидкость для автоматической трансмиссии». Она используется только в гидротрансформаторных автоматах и в некоторых вариаторах, но ее практически невозможно встретить в роботах. Данный состав играет роль смазки внутренних узлов и применяется для передачи крутящего момента от двигателя к колесам через трансмиссию. Специалисты нередко называют ее «кровью» автомата, и трансмиссионная жидкость оправдывает это название – она имеет похожий цвет.

Первая автоматическая трансмиссия появилась в 1938, главное ее отличие состояло в вакуумной системе переключения скоростей. Созданное инженерами компании «Pontiac» изобретение было названо «Hydramatic». Подчеркнем, что «Pontiac» на тот момент входила в автомобильный концерн «General Motors», известный по всему миру.

Золотым правилом «General Motors» является как можно более тщательное тестирование любой новинки перед ее запуском в широкое производство. Поэтому только что созданную АКПП поставили на «Oldsmobile». Всего через год после успешного завершения всех тестов «Гидроматик» был введен в «Oldsmobile Custom&Cruiser» в виде дополнительной опции, за нее надо было доплатить 57 долларов.

Ближе в 50-м годам АКПП стала обычным элементом практически любого авто. А в 1949 году разработали первую трансмиссионную жидкость. Как вы наверняка догадались, это ATF-масло создали именно в «GM». Состав был обозначен как «Type A».

Далее специалисты «GM» занялись работой над трансмиссионными маслами и начали их классифицировать. Несмотря на то, что у этой компании долгое время не было конкурентов на рынке ATF , она выдвигала строжайшие требования к своей продукции. Таким образом, разработки лабораторий «General Motors» превратились в эталон качества для рабочих составов всех разновидностей АКПП по всему миру.

В 1957 г. было принято решение пересмотреть спецификацию. Целью этой работы было добавление одного приложения, а именно трансмиссионной жидкости «Type A Suffix A», которую для краткости принято обозначать «ATF-TASA». А спустя 10 лет свет увидела спецификация «В», «ATF Dexron-B». Ключевым элементом этого состава, придававшему ему способность смазывать элементы, была ворвань, иными словами китовый жир.

Однако с развитием технологий концерн был вынужден отказываться от своих прежних наработок и продолжать создавать новые трансмиссионные жидкости для АКПП. Так, в 1973 г. на полки магазинов поступила спецификация «Dexron 2C», которая в 1981 была заменена на «Dexron-2D». К созданию очередной новой формулы компанию принудили нападки защитников природы, запрет ловли китов. Таким образом, к 90-м годам появилась «формула Dexron-2E». Это был первый состав на синтетической, а не на минеральной основе.

В 1994 г. мир автолюбителей узнал о новых спецификациях. Они отличались повышенными требованиями к вязкости, изменениям температуры, фрикционным свойствам. Это были «Dextron-3F» и «Dextron-3G». Еще через восемь лет появилась «Dextron-3H». На сегодняшний день самой современной максимально жесткой спецификацией от «GM» считается ATF «Dexron-4». Но стоит понимать, что современный рынок ATF гораздо шире, и есть и иные спецификации таких производителей, как «Ford», «Toyota» и пр.

Основные свойства трансмиссионной жидкости для АКПП

Среди всех смазывающих составов, необходимых современному авто для нормальной работы, ATF входит в число наиболее сложных. Как вы уже поняли, трансмиссионная смазка соответствовать очень высоким требованиям. С одной стороны, она должна обладать смазывающим действием, чтобы снижать трение и износ составляющих «коробки». При этом трение во фрикционных группах должно повышаться, так как за счет этого снижается проскальзывание тормозных лент и прочих узлов.

Другое важное свойство масла заключается в снижении температуры элементов, которого удается добиться за счет высокой теплопроводности и текучести. Очень важно, чтобы во время работы трансмиссионная жидкость не образовывала пену.

Еще одна необходимая характеристика – стабильность, то есть защита от возникновения окисления при нагревании до высоких температур во время контакта с кислородом. Антикоррозийные качества, гидрофобность (способность выталкивать воду с поверхности) крайне необходимы для ограждения внутренних узлов КПП от образования коррозии. При этом жидкость должна сохранять свою текучесть и гидравлические характеристики. Хорошая ATF-смазка имеет стабильные свойства и высокую степень сжатия в максимальном диапазоне температур. Еще одна важная для масла пара качеств: снижение проникающих способностей через АКПП и присутствие в его составе красящего вещества.

Типы трансмиссионной жидкости для АКПП

Если вы заглянете в сервисную книжку своего авто с АКПП, то увидите там подходящие вашему автомобилю типы моторных и трансмиссионных жидкостей. Эту информацию производители указывают, чтобы дать владельцам возможность выбрать смазочный материал. Но стоит понимать, что сервисные мануалы не содержат данных по типам расходных веществ. Все европейские авто оснащаются КПП типа ZF, а значит, трансмиссионные жидкости подбираются к ним, согласно классификации «GM». Еще одна тонкость: трансмиссиям, установленным с коробками передач компаний «Ауди», «Мерседес» и «БМВ», не подходят минеральные масла, они могут работать лишь на синтетических.

Обсудим все ключевые типы масла:

  • Класс A.

    Литерой «A» маркируется масло, предназначенное для автоматических коробок легковых машин. Те расходные материалы, которые были исследованы в лабораториях, получали обозначение «AQ», что происходило после разрешения представительства «GM» и исследовательской лаборатории «Amour Research». На данный момент эта спецификация устарела, поэтому ее нельзя встретить на практике.

  • Класс B.

    «Дексрон B» – самый распространенный из существующих сегодня классов. Это обозначение имеют продукты, предназначенные для АКПП автомобилей от компании «Дженерал Моторз». 2, 3, 4 тип входят в число категорий последних расходников для автоматических трансмиссий. Отметим, что требования к ним самые серьезные: в трансмиссионных жидкостях для АКПП должны выполняться все традиционные стандарты, а также современные нормы, направленные на защиту окружающей среды.

    «Дексрон 2», «Плюс Дексрон», «Дексрон А» предусмотрены для работы «коробки» при условиях высоких температурных и механических нагрузок. То есть они могут использоваться в трансмиссиях легковых машин вне зависимости от компании-производителя. Также эти масла подходят для систем ГУР и сцепления.

  • Класс F.

    В этом случае речь идет о продукции компании «Форд», которая серьезно отличается от знакомых нам масел своим составом и характеристиками в области трения. Главная разница кроется именно в последних: в данных маслах этот параметр повышается при снижении скорости проскальзывания, тогда как в «GM» принято, чтобы он снижался при скольжении.

Как определить тип АКПП

Точнее всего определить разновидность КПП позволяет vin-код. Также в этом случае может быть полезна информация относительно марки машины, сервисная книжка. Советуем не пренебрегать и данными из мануала. Однако иногда не получается определить тип КПП с помощью vin-кода, тогда вас спасет другой способ. Рычаг переключения автоматических коробок передач используется для включения следующих режимов:

  • Р — паркинг, позиция рычага, блокирующая агрегат.

  • N — нейтральная скорость на тот случай, когда авто приходится ставить на долгую стоянку или буксировать.

  • R —режим обратного хода.

  • L — первая передача.

  • S — вторая скорость.

  • Sport — положение, позволяющее обгонять на трассе – в этом случае агрегат работает на повышенных оборотах.

  • Snow — позволяет ездить по заснеженной дороге с меньшим риском пробуксовки. В такой ситуации машина трогается со 2-й передачи, то есть используется повышенный крутящий момент. Таким образом, водитель проще преодолевает заснеженные преграды.

  • Есо — пониженное потребление горючего. Скажем, что эта функция реализуется в разных компания по-своему.

ДСГ селектор в роботизированных КПП похож на классическую автоматическую трансмиссию, но существует ряд отличий:

  • R — функция обратного хода.

  • N — нейтральная скорость.

  • M — положение рычага, при котором роботизированная коробка передач выполняет переключение скоростей: водитель нажимает газ, а «коробка» устанавливает необходимую передачу на основе крутящего момента двигателя.

  • +. Применяется в случае необходимости ручного повышения скорости.

  • -. Позволяет понижать передачи в ручном режиме.

Рычаг управления «коробкой» в трансмиссиях с вариатором схож с тем, который мы встречаем в обычном гидравлическом АКПП. Разница лишь в том, что в этой «коробке» отсутствует режим пониженной скорости. Изготовители специально выпускают рычаги таких КПП похожими на устанавливаемые при «коробке автомат», так как многие водители боятся новшеств и стараются их избегать.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Как выбрать трансмиссионную жидкость для АКПП

Оригинальные масла традиционно имеют более высокую цену, но зато их проще выбирать: если в инструкции по эксплуатации к вашей машине указана определенная жидкость, она точно подойдет к конкретной АКПП. Даже не задумывайтесь о выборе нового состава, пока автомобиль находится на гарантии. Но, с другой стороны, если отсутствуют какие-либо препятствия к заливке универсального масла, какой смысл платить больше? Главная ваша задача – найти подходящую марку жидкости.

Подбирают масло, отталкиваясь от рекомендаций производителя, ведь разработчики учитывали все особенности. Напомним, что трансмиссионные жидкости для АКПП имею самый сложный состав из всех смазочных материалов для автомобилей. В них входят модификаторы трения, вещества, замедляющие процесс окисления и появления коррозии, присадки, например, температурные, вязкостные, антиизносные, моющие, пр.

  • Главным свойством масла специалисты называют вязкость – жидкости могут быть густыми, средней вязкости и синтетические (полусинтетические). Посмотрите, что написано в инструкции по эксплуатации к авто, и просто возьмите соответствующую жидкость.

  • Вторая характеристика, о которой также необходимо всегда помнить – диапазон температур, при которых возможно применение состава. Чтобы не совершить ошибку при подборе масла, выясните максимальную температуру воздуха при эксплуатации и самую низкую, позволяющую составу сохранять смазочные свойства.

Где в Санкт-Петербурге быстро поменять масло в автоматической коробке передач

Наши СТО Авто Премиум Ситроен имеют новейшее оборудование и оснащены специальными инструментами, а сотрудники обладают высокой квалификацией. Мы гарантируем быструю и качественную замену трансмиссионной жидкости для вашего Ситроена или любой другой модели. Более подробную информацию можно на нашем сайте или узнать напрямую у менеджеров. Будем рады видеть вас в нашем салоне!

Понравилось? Расскажите друзьям:

www.autocitroen.ru

Трансмиссионная жидкость, трансмиссионное масло ATF, их типы

Как известно, трансмиссионная жидкость (ATF) в автоматических коробках передач автомобилей, выполняет самые разные функции.

С её помощью передается крутящий момент, обеспечивается работа системы управления и контроля АКПП, и фрикционных дисков и конечно же, обеспечивается смазывание и охлаждение трущихся деталей трансмиссии.

Именно поэтому, несмотря на то, что часто ATF называют маслом для АКПП, на самом деле свойства этой жидкости во многом отличаются от свойств обычного моторного или трансмиссионного масла.

Для получения ATF или смазочной гидравлической трансмиссионной жидкости, используют специальные минеральные масла, с добавлением нескольких типов особых добавок. Применение иных типов жидкостей и масел в коробках «автоматах» неизбежно приведет к снижению эксплуатационных характеристик АКПП или даже к её поломке.

Трансмиссионное масло ATF — их типы

Существует несколько типов ATF.

  • Чаще всего в АКПП используется трансмиссионная жидкость типа «DEXRON».
  • В последнее время появилась жидкость нового типа — тип «Т» или «Т-2». Жидкости разного типа смешивать не рекомендуется, поэтому для избежания путаницы, трансмиссионные жидкости разного типа специально окрашиваются в разный цвет — тип ATF «DEXRON» — имеет красный цвет, а тип «Т» и «Т-2» — желтый.

Тип ATF, используемый в коробке передач, обычно обозначен на контрольном масляном щупе АКПП и в паспорте автомобиля.

Когда менять трансмиссионную жидкость?

Основные факторы, позволяющие максимально продлить срок службы АКПП – это регулярный контроль уровня жидкости в трансмиссии и своевременная её замена.

Сроки замены трансмиссионной жидкости в большой степени зависят от пробега автомобиля, стиля вождения водителя, условий эксплуатации и других факторов. Обычно специалисты рекомендуют проводить замену ATF после пробега каждых 20-25 тыс. километров пробега или один раз в два года.

Что касается замены трансмиссионной жидкости, то лучше всего эту процедуру доверить специалистам СТО, где есть соответствующая аппаратура, позволяющая заменить весь объем жидкости в трансмиссии.

Дело в том, что при обычном сливе ATF, некоторая часть жидкости остается в коробке передач и даже долив свежее масло, можно говорить не о его замене, а всего лишь о частичном обновлении. Также, во время процедуры замены масла нужно при необходимости промыть или заменить фильтр.

Проверка уровня трансмиссионной жидкости в АКПП

Как уже говорилось, проверка уровня жидкости в АКПП, является важным профилактическим моментом, обеспечивающим долгую «жизнь» трансмиссии.

Процедура проверки уровня жидкости может отличаться в зависимости от типа АКПП, поэтому прежде чем проконтролировать уровень жидкости, прочитайте инструкцию и выясните, как это делать правильно. Обычно это можно проделывать как на холодной, так и на горячей АКПП — для этого на контрольном щупе есть соответствующие отметки.

Отдельно следует коснуться вопроса опасности перелива или недолива трансмиссионной жидкости. Недостаточный уровень ATF в трансмиссии опасен тем, что при этом в насос вместе с жидкостью начинает попадать воздух. При этом работа АКПП нарушается, может произойти пробуксовка фрикционов, их подгорание и поломка АКПП.

При повышенном уровне жидкости, масло начинает выбрасывать через сапун, в результате чего его уровень становится ниже нормы, с такими же последствиями, как описано выше. Часто выброс ATF через сапун можно определить по тому, что вся коробка передач испачкана в масле.

При выявлении низкого уровня жидкости, прежде всего нужно выявить причины утечки. Несвоевременное устранение неисправности, может впоследствии обернуться дорогостоящим ремонтом АКПП.

Жидкости ATF для АКПП — видео:

Теперь вы знаете, что из себя представляет трансмиссионное масло ATF.

Загрузка…

avto-i-avto.ru

Жидкость для АКПП: особенности и выбор

Большинство автолюбителей хорошо знают, что в двигателе используется моторное масло, а в коробке передач трансмиссионное масло. При этом в АКПП различных типов заливается не масло, а жидкость. Сразу отметим, между обычным маслом для коробки (например, МКПП) и трансмиссионной жидкостью для «автомата» есть большая разница как по назначению, так и по свойствам.

Другими словами, заливать в коробку передач нужно только рекомендуемое масло или жидкость (в зависимости от типа трансмиссии). Далее мы рассмотрим, чем жидкость для АКПП отличается от масла для коробки передач, а также что нужно учитывать при выборе и замене трансмиссионных жидкостей и масел.

Читайте в этой статье

Рабочая жидкость автоматической коробки передач

Начнем с того, что в автомат льется жидкость ATF, которая представляет собой особое трансмиссионное масло. Такое масло может быть на минеральной или синтетической основе. Сегодня производители автомобилей и АКПП выпускают собственные «оригинальны» жидкости, также на рынке представлено большое количество «универсальных» ATF жидкостей.

Как в первом, так и во втором случае продукты соответствуют ряду стандартов и спецификаций, то есть в агрегат можно лить как рекомендуемый «оригинал», так и подобрать соответствующий сторонний аналог. Кстати, первыми, кто классифицировал АТФ, стал концерн General Motors, который представил данный тип жидкостей в далеком 1949 году.

В 1938 GM разработал и наладил серийное производство первых АКПП, после чего специалисты данного концерна особе внимание стали уделять спецификациям трансмиссионных масел, выдвигая жесткие требования к их составу. Отсутствие конкуренции в тот период позволило GM стать первыми, кто определял стандарты и технические характеристики ATF.

Первые жидкости для АКПП в основе имели жир, который получали из сала морского кита. Однако в дальнейшем запреты на охоту на китов заставили производителя разработать искусственную основу трансмиссионных жидкостей для коробки-автомат.

Итак, важно понимать, что жидкость АКПП отличается от трансмиссионного масла, которое заливается в «механику» или однодисковый робот типа АМТ. Если  для масла основной функцией является смазка трущихся деталей и механизмов, в АКПП используется специальная жидкость ATF, которая отвечает за целый комплекс определенных задач. При этом обычное масло с такими задачами не справится.

Прежде всего, как масло, так и трансмиссионная жидкость отвечают за смазку. При этом в АКПП нет привычного механического сцепления. Вместо него используется отдельное устройство под названием гидротрансформатор. Так вот, ГДТ исключает жесткую связь двигателя и трансмиссии, то есть коленвала и первичного вала АКПП.

Связующим элементом, через который передается крутящий момент от ДВС на коробку, является трансмиссионная жидкость АКПП. Как уже было сказано, это жидкость под названием ATF.

При этом данная жидкость сильно разогревается, что неизбежно приводит к нагреву ГДТ и самой АКПП. Вполне очевидно, что важной функцией трансмиссионной жидкости является отвод избыточного тепла. Также в составе ATF находятся особые присадки, которые предотвращают вспенивание и окисление жидкости при высоких температурах.

Естественно, масло для механической КПП такими свойствами не обладает, то есть заливать его в автомат категорически запрещено. Параллельно жидкость в АКПП используется для управления работой всей коробки. Если иначе, такая жидкость под давлением циркулирует в гидроблоке АКПП, поступая по отдельным каналам к исполнительным механизмам.

Не удивительно, что с учетом такой особенности отдельные требования выдвигаются к текучести и прокачиваемости жидкости, а также к изменению ее свойств при различных температурах.

Не допускается того, чтобы жидкость густела на морозе или сильно разжижалась при нагревах, так как это приведет к отсутствию необходимого давления и сбоям в работе гидравлической системы АКПП. Указанные сбои неизбежно приведут к усиленному износу и поломкам коробки-автомат. 

Подбор и замена жидкости АКПП

Прежде всего, при подборе масла АКПП важно использовать такие продукты, которые соответствуют  требованиям и рекомендациям производителя автомобиля или самой коробки автомат. Другими словами, важно или использовать «оригинальную» ATF, или же полностью подходящий аналог.

Как правило, сам тип жидкости указан в мануале, также может содержаться отметка, нанесенная прямо на масляном щупе. Сегодня наиболее распространенными являются жидкости GM DEXRON II и DEXRON III, а также большое количество других типов трансмиссионных жидкостей для АКПП с разными характеристиками.

Фактически, разные жидкости обладают разными фрикционными показателями, а также отличиями по температурным показателям и ряду других характеристик. Например, если в АКПП допускается использование такой жидкости, ATF Dexron IID не подойдет для сильных холодов (до -15), а также не рассчитана на современные поколения АКПП.

Такую жидкость можно использовать в простых 3-х и 4-х ступенчатых гидромеханических автоматах. Если зимой морозы сильные, лучше использовать  Dexron IIE, который рассчитан на эксплуатацию при температурах -30 и сохраняет текучесть. Для более современных автоматов, а также и для большинства старых, вполне можно использовать Dexron III (сочетает в себе положительные свойства двух предыдущих и имеет собственные улучшенные характеристики).

Основное правило при выборе ATF- полное соответствие всем требованиям и рекомендациям производителя коробки. В противном случае автомат начнет работать со сбоями, возникает проскальзывание фрикционов, задержки при переключениях передач, пробуксовки АКПП.

Рекомендуем также прочитать статью о том, когда менять масло в АКПП. Из этой статьи вы узнаете, какие факторы влияют на срок службы масла в коробке-автомат, а также когда оптимально производить замену трансмиссионной жидкости ATF в автомате.

Примечательно то, что сначала такие симптомы могут быть мало заметны, однако в дальнейшем неполадки могут начать прогрессировать, что приведет к необходимости ремонта АКПП, если масло вовремя не сменить на рекомендуемое.

Еще нужно отметить, что смешивать жидкости разных типов в АКПП настоятельно не рекомендуется. Смешивание допускается только в случае аварийной утечки масла. После устранения неполадок смешанную жидкость в трансмиссии нужно полностью сменить. Если же владелец не знает, что залито в автомат, также нужно поменять ATF, чтобы исключить риски смешивания при необходимости долива масла в АКПП.

Также для нормальной работы коробки и важно поддерживать оптимальный уровень жидкости, а также сама жидкость должна оставаться чистой, без загрязнений и примесей. Другими словами, необходимо проверять уровень жидкости в автомате и регулярно менять жидкость АКПП, причем выполнять полную (аппаратную) замену, параллельно меняя масляные фильтры коробки автомат.

Если ATF почернела или цвет стал темно-коричневым, масло изменило свойства, потеряна прозрачность, отмечено появление горелого запаха, это указывает на необходимость замены или же проблемы с АКПП. Менять жидкость в коробке автомат нужно каждые 40-50 тыс. км. пробега.

В случаях, когда владелец практикует частичные замены, тогда проводить такую процедуру требуется каждые 15 тыс. км. пробега (с учетом того, что такая замена является всего лишь «освежением» части масла). 

Также добавим, что при заменах не допускается как недолив масла до оптимального уровня, так и перелив жидкости АКПП. В обоих случаях отклонения от нормы приводят к износу коробки, появлению толчков при переключениях, пробуксовок, подгоранию фрикционов и т.д.

Подведем итоги

Как видно, жидкость ATF является особым типом трансмиссионного масла, которое выполняет в агрегате целый ряд задач. При этом такую жидкость нужно правильно подбирать для каждой АКПП, а также регулярно менять в процессе эксплуатации автомобиля. Параллельно уровень масла в АКПП нужно постоянно контролировать, не допуская снижения или превышения ниже оптимальной отметки.

Такой подход позволит не только увеличить срок службы автоматической коробки передач, но и улучшить качество ее работы во время езды (плавные и своевременные переключения передач, отсутствие пробуксовок, рывков АКПП и т.д.).

Напоследок отметим, что если вы не знаете, как выбрать ATF, лучше приобретать только оригинальную жидкость и соблюдать все рекомендации производителя авто или коробки. Если же планируется использовать сторонние продукты, тогда лучше всего обращать внимание на современные «универсальные» ATF, подходящие для разных АКПП.

В данном случае, особенно при учете правильного подбора жидкости, качественный продукт вполне способен обеспечить нормальную работу коробки автомат и сохранение ресурса агрегата.

Читайте также

krutimotor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *