Современные бронеавтомобили – Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

Содержание

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

С самого появления автомобилей у конструкторов появилась некая «идея-фикс». Уж очень заманчиво выглядела установка на самодвижущемся экипаже защиты от вражеских пуль. Настоящий звездный час бронеавтомобилей состоялся только спустя некоторое время – в Первую Мировую войну. Имея мобильность, сравнимую с кавалерией, броневики не боялись пулеметов, что вкупе с собственным вооружением делало из них настоящее чудо-оружие. Да и в большую часть межвоенного периода броневики рассматривались как реальное средство ведения современной войны, к тому же тогдашние танки пока еще имели множество проблем.

Со временем изменились взгляды на войну, возможности промышленности и многие другие факторы, определяющие облик войск. В результате сейчас бронеавтомобили оказались, если можно так сказать, не в почете. Во всяком случае, в количественном плане. Современный броневик рассматривается, в первую очередь, как мобильное защищенное транспортное средство для армии или спецподразделений. Таким образом, бронеавтомобиль пытается «закрыть» сразу несколько ниш: собственно транспортное средство, наподобие старого «Виллиса» или современного «Хамви»; мини-бронетранспортер, доставляющий солдат к месту боя и поддерживающий их огнем и БРМ, предназначенная для разведки и других «рейдов по тылам».

В последние несколько лет в России и некоторых других странах наблюдается новая волна интереса к броневикам. Одной из причин этого считают опыт последних военных конфликтов – Балканы, Афганистан и Ирак, – где в весьма неприятной форме «всплыла» слабая защита имеющегося автотранспорта. Давайте рассмотрим состояние дел на ниве строительства бронеавтомобилей по ту сторону государственной границы. По понятным причинам разговор пойдет исключительно о серийных машинах, а не о кустарных ган-траках, «техничках» или опытных образцах, существующих в единичных экземплярах.

США

В силу различных причин в американских силовых структурах — в армии, морской пехоте, полиции — уже несколько десятков лет не применяются классические бронеавтомобили. Вместо них бойцы используют легкие БТР. Однако реалии афганской или иракской войн вынуждают армию и спецподразделения что-то менять. Как результат – огромное количество самоделок на основе старого доброго HMMWV. Прямо в мастерских «на местах» на них устанавливают различные элементы бронирования, например, снятые с отработавшей свой ресурс или подбитой техники. Единых рекомендаций или инструкций по установке подобной защиты не существует, а все направление кустарного «творчества» сами солдаты именуют hilbilly armour или hajji armour (деревенское или арабское бронирование). При этом слова «hillbilly» и «hajji» имеют явно неполиткорректное значение.

В середине 2009 года компания Oshkosh Truck получила заказ на поставку тысячи единиц броневика M-ATV. Надо сказать, этот бронеавтомобиль иногда именуют бронетранспортером или даже причисляют к новому классу техники MRAP (бронемашины, защищенные от мин), но из-за целого ряда характеристик M-ATV можно признать броневиком. Максимальная боевая масса этого броневика достигает 14,5 тонн, а полезная нагрузка – до 1800 кг. Большая часть груза при этом размещается в отдельном кузове над задней осью. Броневик оснащается 370-сильным турбированным дизелем Caterpillar C7 и автоматической коробкой передач Alisson 3500SP. С такой силовой установкой M-ATV разгоняется по шоссе до 105 км/ч. Создателями машины особо подчеркивается, что конструкция позволяет ездить быстрее, но в силу некоторых причин пришлось ограничить максимальную скорость при помощи бортовой электроники.

Бронезащиту машины Oshkosh делали совместно с израильской компанией Plasan Sasa Ltd. Собственная броня M-ATV соответствует 1 и 2 уровням защиты стандарта НАТО 4569 – защита от обычных и бронебойных пуль калибра 7,62 мм, а также от осколков и противопехотных мин. «Ошкош» и «Пласан» утверждают, что возможна установка дополнительных элементов бронирования, улучшающих защиту до 3-4 уровней (пули 14,5 мм и мины большей мощности). Вооружение броневика устанавливается на дистанционно управляемой башенке системы CROWS. Это может быть 7,62-мм пулемет M240, 12,7-мм Браунинг M2HB, 40-мм автоматический гранатомет Mk19 или пусковая установка противотанковых ракет BGM-71 TOW. Экипаж M-ATV состоит из четырех человек.

Кроме того, в данный момент Пентагон продолжает конкурс на замену или, как минимум, дополнение к «Хамви». Однако пока три компании, участвующие в тендере, строят опытные образцы и проводят их испытания. В целом, все три машины не представляют собой чего-то революционно нового, хотя в них и есть интересные решения и ноу-хау. Одно из них предложили BAE Systems. Все остекление их прототипа состоит из одинаковых трапециевидных многослойных стеклопакетов. Таким образом, при повреждении лобового стекла до той степени, при которой водитель перестает видеть что-либо, разбитый блок можно переставить, например, на дверь, а целое стекло оттуда силами экипажа перенести на место разбитого. Любопытное решение, хотя и имеет свои минусы. Так, лобовое остекление имеет меньшую площадь, чем при «традиционной» конструкции. Однако такая машина все же имеет большую защиту, чем HMMWV даже с хиллбилли-бронированием.

Германия

В 2003 году на вооружение немецкой и нидерландской армий поступил броневик Fennek. Четырехколесный броневик, разработанный немецкой фирмой Krauss-Maffei Wegmann и нидерландскими SP Aerospace и Vehicle Systems BV, изначально создавалась как разведывательная машина, хотя и имеет все признаки «классического» броневика. Боевая масса «Феннека» колеблется в пределах 10-10,5 тонн, а экипаж состоит из трех человек. Бронемашина имеет дизельный двигатель производства Deutz AG мощностью 240 л.с., что позволяет разгоняться на шоссе до 110-115 км/ч. Бронелисты, установленные на машине, обеспечивают защиту от 7,62-мм бронебойных пуль со всех ракурсов и от 12,7-мм в лобовой проекции. Вооружение броневика, традиционно для данного класса техники, оно не слишком мощное: это либо 40-мм автоматический гранатомет Heckler-Koch GMG, либо пулемет. На немецкую версию Fennek устанавливается 7,62-мм пулемет MG3, а на голландскую – 12,7-мм Браунинг M2HB. Все вооружение размещается на дистанционно управляемой установке. На данный момент построено более шестисот экземпляров «Феннека», приблизительно две трети которых отправилось в Нидерланды. Броневики Бундесвера успели поучаствовать в военной операции в Афганистане.

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

Fennek в Афганистане

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

ATF Dingo

Одновременно с Fennek в «Краусс-Маффей-Вегманн» работали над другой машиной, названной ATF Dingo. Этот броневик разрабатывался на основе колесной платформы Unimog. «Динго» является одной из первых серийных машин, в которых применена комбинированная броня системы MEXAS. Это значит, на машину могут устанавливаться дополнительные модули бронирования, улучшающие защиту, хотя и сказывающиеся на ходовых характеристиках. С «родной» броней ATF Dingo при помощи 240-сильного дизеля Deutz разгоняется до 100 километров в час (по шоссе). Без дополнительных бронемодулей корпус ATF Dingo выдерживает попадание 7,62-мм пули с любого направления. В свою очередь, дополнительные панели обеспечивают защиту задней и боковой проекций от 14,5-мм пуль и лобовой от 20-мм снарядов (при выстреле с дистанции более 500 метров). Также машина получила V-образное днище для защиты от мин.

Вооружение «Динго» и дистанционно управляемая турель полностью аналогична используемой на Fennek. Помимо основной модификации, получившей название Dingo 1, KMW создали и удлиненную версию – Dingo 2. Броневик удлинили на 125 сантиметров (до 6,8 метра), также выросла максимальная боевая масса – с 10 до 12 тонн, а полезная нагрузка увеличилась более чем на 500 кг и составила 4 тонны. Благодаря всем доработкам, внедренным в Dingo 2, в нем может разместиться шесть солдат против трех у Dingo 1. Собственно экипаж броневика – два человека, водитель и командир-оператор вооружения. На основе ATF Dingo было создано несколько модификаций: собственно бронемашина, бронированная разведывательная, санитарная, полицейская, командный пост и даже самоходная РЛС. Помимо Германии в настоящий момент «Динго» используется в Австрии, Бельгии, Люксембурге, Норвегии и Чехии. К настоящему времени заказчикам поставлено около девяти сотен ATF Dingo и еще 150-200 штук отправится к новым хозяевам в ближайшее время.

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

В 2008 году Бундесвер получил первые броневики LAPV Enok. Его создатели – Mercedes-Benz и Armoured Car Systems – преследовали цель создать легкую и мобильную бронемашину. Надо заметить, им это удалось. Максимальная боевая масса Enok не превышает 5,5 тонн, а 185-сильный дизель OM642 270 разгоняет его до 95-100 км/ч. Некоторое отставание в скорости от других машин компенсируется лучшими разгонными характеристиками. В то же время, высокая скорость и не была главным приоритетом разработчиков – «Энок» в первую очередь предназначен для действий на пересеченной местности, где важнее не скорость, а проходимость. Бронирование машины защищает экипаж и агрегаты от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, а также от подрыва мин под днищем. Установка дополнительных модулей не предусмотрена. Вооружение LAPV Enok не очень мощное, что обусловлено спецификой применения – это автоматический гранатомет HK GMG или пулемет MG3. Экипаж машины включает водителя и командира-стрелка, кроме которых можно перевозить еще четырех солдат. В 2008 году немецкая армия заказала две с половиной сотни «Эноков», которые будут поставлены в войска до 2013-го.

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

Заканчивая рассказ о немецких броневиках, нельзя не упомянуть Grizzly. Впервые эта машина была представлена публике в 2007 году, а сейчас ожидается ее принятие на вооружение. Немецкий концерн KMW создал «Гризли» на основе шестиколесной платформы Trakker итальянской фирмы Iveco, изменив его конструкцию соответствующим образом. По внешнему виду машины можно сказать, что это не просто бронеавтомобиль, а грузовой броневик. Так, боевая масса Grizzly составляет 24-25,5 тонн, а полезная нагрузка – более четырех. Объем грузового отделения превышает 15 кубометров. Дизель Iveco мощностью 440 л.с. способен разогнать машину на шоссе до 105-110 км/ч. Правда, зачастую высказываются сомнения относительно целесообразности такой скорости для 25-тонной машины и возможных проблем с управляемостью. Корпус «Гризли» выполнен несущим, что, однако, не мешает ему обеспечивать защиту от 7,62-мм бронебойных пуль со всех направлений. Также предусмотрена защита от мин, соответствующая второму уровню стандарта STANAG 4569.

Разработчик не исключает возможность оснащения машины модулями навесного бронирования, но пока до этого дело не дошло. Вооружение «Гризли» может состоять из автоматического гранатомета или пулемета. Экипаж машины состоит из водителя и стрелка, а в грузовом отделении могут разместиться десять человек. Массовое производство Grizzly пока не начато, но уже известно, что Германия заинтересована в закупках такой техники. Кроме того, Iveco выразили готовность сделать на основе немецкого броневика четырехколесную машину для войск Италии.

Франция

По каким-то причинам, доподлинно известным только французскому командованию, в этой стране наблюдается явный дефицит броневиков. Мсье из Парижа решили, что эта техника может быть заменена бронетранспортерами либо простыми автомобилями и строили свой парк техники исходя из этого тезиса. Тем не менее, между французскими БТР и БМП затесался и броневик – Véhicule Blindé Léger (легкобронированная машина) или просто VBL.

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

Работы над этой машиной на фирме Panhard начались еще в 80-х, а на вооружение ее приняли в начале следующего десятилетия. За двадцать службы VBL успел побывать на Балканах и в Сомали. Как ясно из расшифровки названия, ожидать серьезной защиты от VBL не стоит – бронирование четырехтонной машины выдерживает только 7,62-миллиметровые небронебойные пули и осколки, а дно защитит только от подрыва ручной гранаты. В то же время, благодаря относительно слабой броне машина имеет хорошие ходовые качества: всего 95-сильный дизель Peugeot XD3T позволяет броневику разгоняться до сотни с лишним километров в час. Вооружение VBL зависит от модификации конкретного экземпляра: VBL MILAN и VBL ERIX имеют пусковые установки для противотанковых ракет MILAN и ERIX соответственно, а также 7.62-мм пулемет AA-52. На командной модификации VBL присутствует только пулемет, а остальной объем занят оборудованием связи. На разведывательную версию машины устанавливается пулемет Браунинг M2HB (12,7 мм). Экипаж VBL в зависимости от модификации и тактической необходимости состоит из двух или трех человек.

В 2008 году французская армия получила первые бронеавтомобили PVP (Petit Véhicule Protégé – малая бронированная машина) из заказанных полутора тысяч. Броневик, созданный все той же компанией Panhard, получился не только легким (боевая масса до 4,5 тонн), но и резвым – максимальная скорость, полученная на испытаниях, превысила 120 км/ч. Такие характеристики обеспечивает турбированный дизель Iveco 8140 мощностью 160 л.с. Защита PVP обеспечивается стальной, алюминиевой и керамической броней. Лобовая проекция, борта и корма машины выдерживают попадание бронебойной пули калибра 7,62 мм (2 уровень STANAG 4569), а дно обеспечивает защиту от ручных гранат и противопехотных мин. Вооружение PVP состоит из дистанционно управляемой установки, на которой можно разместить пулемет калибра до 12,7 мм. Экипаж машины – два человека, еще двое размещаются в грузовом отделении. На базе PVP было создано несколько модификаций:

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

— PVP HD – пятидверный броневик с грузовой кабиной большего объема и увеличенной полезной нагрузкой (2 тонны). Также PVP HD имеет защиту, предусмотренную уровнем 3 соответствующего стандарта. HD-версия броневика «потолстела» до 7,9 тонн. В грузовом отделении теперь могут разместиться 6-7 человек.
— PVP XL. Еще большая версия PVP HD. Три тонны полезной нагрузки или десять солдат с экипировкой. Максимальная боевая масса этой версии – 12 тонн.
— PVP APC. Вариант, созданный специально для Чили (построено 15 экземпляров). От оригинального PVP отличается только поднятым на 15 см потолком.
— Gavial. Некоторое время велись переговоры о лицензионном производстве PVP в Германии, однако Бундесвер в итоге предпочел немецкий броневик LAPV Enok.

Израиль

Ситуация с израильскими броневиками в некоторой мере напоминает американскую. Основная масса автомобилей ЦАХАЛа, имеющих бронезащиту, представляет собой доработанные соответствущим образом HMMWV. Однако в середине 2000-х на вооружение был принят новый автомобиль, изначально разрабатывавшийся как броневик – RAM-2000.

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

Четырекхколесная полноприводная машина (также есть модификация с приводом 2х4) создавалась концерном IAI совместно с Plasan Sasa Ltd. Последние делали бронированный корпус, который обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Максимальная боевая масса машины составляет 6 тонн, полезная нагрузка в базовой версии – до тонны. Турбированный дизель мощностью в 165 л.с. (конкретная модель не называлась) дает броневику двоякие характеристики: с одной стороны, максимальная скорость машины «всего» 95 км/ч, а с другой, она способна преодолевать стенку высотой 80 см и подъем в 60°. На тех образцах броневика, которые демонстрировались на выставках, оружие установлено не было, однако над лобовым стеклом имеется кронштейн для крепления. IAI утверждают, что на него можно поставить пулемет калибра до 12,7 мм. Экипаж броневика состоит из водителя и стрелка, а в «пассажирском» отделении в базовой версии умещается четверо солдат. На основе RAM-2000 было создано более десятка машин различного назначения, в том числе и бронетранспортер на восемь солдат и разведывательная машина, оснащенная средствами наблюдения, лазерной аппаратурой и РЛС. Армия Израиля заказала несколько десятков этих броневиков, кроме того, их в количестве нескольких штук закупили Вьетнам, Камерун и Чад.

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

В 2005 году фирма Plasan представила свою версию современной бронемашины. Их, также известный как Caracal, внешне больше напоминает инкассаторский броневик, нежели военную машину. За основу «Кота» была взята ходовая часть F-серии Ford с увеличенной колесной базой. За счет этого, как заявляют разработчики, удалось сохранить динамику и управляемость гражданской машины. И, похоже, это удалось – дизель Ford Pover Stroke V8 разгоняет машину до 105-110 км/ч и позволяет ей преодолевать препятствия не хуже RAM-2000. Основу защиты «Каракала» составляют композитные панели из алюминия и керамики, в некоторых деталях бронирования также применена сталь. Определенный интерес представляют стекла дверей машины. Они имеют специфический внешний вид, что, по заявлению Plasan, не ухудшает обзор, но снижает вероятность попадания в них. Однако даже если противник и попадет в стекло, оно выдержит 7,62-мм пулю (не бронебойную). Аналогичную защиту дает и бронекорпус в базовой комплектации. Разработчики утверждают, что защита может быть улучшена двумя способами: изменением типа собственной брони машины (другие материалы или другое их сочетание), либо установкой навесных модулей. В таком случае возможно довести защиту до 3-го уровня по натовской классификации (14,5-мм пули и противопехотные мины под днищем). Базовый вариант Sand Cat вооружения не имеет, но в крыше предусмотрен люк, на котором можно смонтировать турель, в том числе и с дистанционным управлением. На турель без усиления конструкции броневика можно установить автоматический гранатомет или пулемет. Штатный экипаж Sand Cat состоит из двух человек, плюс еще трое могут разместиться на заднем сидении (базовый «Кот»). В 2008 году был разработан броневик Sand Cat Plus. От первого варианта «Каракала» он главным образом отличается формой кузова с удлиненным салоном на 5-6 посадочных мест. Примерно в то же время Plasan заключили контракт с Oshkosh Corporation на доработку и лицензионное производство «Котов». Броневик в американском варианте получил новую ходовую часть, усиленную защиту от мин, а также ряд более мелких нововведений. Большая часть произведенных Sand Cat пошла израильским заказчикам, остальные заказы разделили между собой Болгария, Мексика, Нигерия и Швеция.

Польша

В Польше разработкой броневиков с конца 90-х занимается компания AMZ. Самым известным и распространенным их продуктом на данный момент является AMZ Dzik («Кабан»).

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

Эта машина стала не только основным современным броневиком Польши, но и пошла на экспорт – несколько «Кабанов» отправились служить в Ирак. Бронеавтомобиль с боевой массой 4,5 тонны приводится в движение мотором Iveco Aifo SOFIM 8140.43N (146 л.с.). Все модификации Dzik имеют один и тот же двигатель, однако их ходовые характеристики почти не отличаются – максимальная скорость около 100 км/ч, запас хода по топливу – 750-800 км. Стальная броня защищает машину от бронебойных 7,62-мм пуль, стекла бронебойный боеприпас этого калибра уже не выдерживают. Предусмотрена защита от мин – V-образная форма днища. Собственное вооружение «Кабана» размещается в башенке на крыше. На ней может быть установлен пулемет ПК или НСВ. Для зарубежных заказчиков предлагается совместимость с американскими или европейскими пулеметами. Кроме того, имеются дымовые гранатометы и 13 бойниц для стрельбы из личного оружия (в версии Dzik-3). Экипаж «Кабана» состоит из двух или трех человек. В десантном отделении могут разместиться от 5 (Dzik-1) до 11 человек (Dzik-3). «Кабан-3» также поставлялся в Ирак, где получил обозначение Ain Jaria 1.

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

Другая разработка AMZ, производящаяся с 2008 года – AMZ Zubr. Изначально это бронированный грузовик, способный перевозить до пяти тонн груза. В таком случае боевая масса броневика вырастает до 15 тонн. Вместо груза «Зубр» может перевозить 10-12 солдат, в зависимости от экипировки. Основа силовой установки машины – итальянский дизель Iveco Tector (275 л.с.). При нормальной загрузке (две тонны) «Зубр» может разгоняться до 90-95 км/ч по шоссе, преодолевать брод немного больше метра и подниматься в гору с уклоном до 35-40°. Композитная алюминиево-стальная броня защищает экипаж и груз от пуль калибра до 14,5 мм, днище, в свою очередь, выдерживает взрыв фугаса мощностью до 7-8 кг в тротиловом эквиваленте. Базовая грузовая версия «Зубра» вооружается башенкой с дистанционно управляемым пулеметом НСВ либо M2HB. На базе AMZ Zubr были созданы командная машина, самоходная РЛС и зенитный комплекс, вооруженный ракетами Grom.

Италия

В 2001 году итальянская компания Iveco представила публике новый бронеавтомобиль Iveco LMV. Вряд ли тогда кто-то мог подумать, что за следующие несколько лет он станет одним из самых распространенных типов этого класса техники. При разработке броневика инженеры с самого начала учитывали опыт балканских конфликтов 90-х годов, где огромное количество автомобилей было уничтожено минами. Исходя из этого, в частности, днище LMV под кабиной (многослойный «пакет» из нескольких материалов) было сделано V-образным, а под двигателем плоским, но немного большей толщины.

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

Кроме того, топливный бак был помещен в заднюю часть броневика – большинство мин нажимного действия срабатывают под передней или средней частью наехавшей на них техники. Благодаря всем конструкторским находкам днище машины выдерживает взрыв шестикилограммовой мины, что соответствует второму уровню стандарта STANAG 4569. Бронирование корпуса, в свою очередь, соответствует первому уровню (7,62-мм пули и осколки). Однако это показатели только «родной» брони – LMV может оснащаться дополнительными модулями бронирования, доводящими защиту до четвертого уровня включительно (14,5-мм пули и некоторые мины). С максимальным набором защиты боевая масса машины достигает семи тонн, а ходовые качества, соответственно, в некоторой мере снижаются. Так, например, в заводской комплектации максимально возможная скорость LMV превышает 130 км/ч, а максимально возможный подъем – 60°. При установке модулей защиты, обеспечивающих четвертый уровень, максимальная скорость падает до 105-110 км/ч, а подъем до 40-45°. Такая резвость обеспечивается дизелем Iveco F1D мощностью 185 л.с. Вооружение броневика в некоторых рамках полностью зависит от пожелания заказчика, однако чаще всего закупаются машины, оснащенные пулеметами и автоматическими гранатометами. Стоит отметить, предусмотрена возможность использования дистанционно управляемой орудийной установки. Собственный экипаж броневика – только водитель. Кроме него в машине может перевозиться от трех до шести солдат. На данный момент произведено почти 3000 броневиков Iveco LMV и это не предел – например, итальянские силовики в скором будущем должны получить еще более пяти тысяч машин вдобавок к имеющимся полутора. В декабре 2010 года стало известно, что LMV будет производиться по лицензии в России.

Турция

В середине 90-х Турецкая армия начала получать бронемашины Kobra производства фирмы Otokar. Четырехколесный полноприводный броневик должен был заменить американские HMMWV. Шеститонная машина имеет цельный сварной стальной корпус из-за чего боевая масса «Кобры» составляет шесть с лишним тонн. Это потребовало применения относительно мощного (190 л.с.) дизельного двигателя для сохранения приемлемых параметров: максимальная скорость на уровне 110-115 км/ч по шоссе и 5-7 на воде (машина может плавать), преодоление подъема до 60° и дальность хода 750 км.

Быстрые и защищенные: современные бронеавтомобили зарубежных стран

Но в то же время, Kobra имеет сравнительно слабую защиту – только от «обычных» 7,62-мм пуль и осколков. Вооружение также не представляет собой что-то необычное: пулемет (7,62 или 12,7 мм) или автоматический гранатомет. Также на «Кобру» можно поставить орудийную установку Rafael OWS (Израиль), вооруженную 20-мм автоматической пушкой и/или противотанковыми ракетами. Собственный экипаж броневика – только один человек, водитель. Для десанта предусмотрено восемь посадочных мест. В распоряжении турецкой армии и силовых структур имеется около 800 машин. Также «Кобра» поставлялась в 9 стран, наибольшее количество – более 300 штук – были куплены Грузией. Несколько экземпляров в ходе «Войны трех восьмерок» достались Российской армии в качестве трофеев.

Разные и похожие

Общий облик современных бронеавтомобилей достаточно схож – противопульное бронирование, пулеметное вооружение, экипаж из 1-2 человек и место для перевозки солдат. Со всем этим, конечно, вряд ли стоит выходить на бой с танками, но в условиях, где требуется быстро перевозить личный состав и защищать его от стрелкового оружия, броневик оказывается очень и очень полезен. К примеру, особенный интерес к этому классу техники проявляют полицейские спецподразделения, работающие в городских условиях. Так что можно с чистой совестью сказать, что броневики никуда не уйдут, по крайней мере, в ближайшие годы. Возможно, их облик изменится, но сама концепция защищенного автомобиля уже показала и доказала свою необходимость.

topwar.ru

Отряд панцирных: мировые премьеры среди бронемашин 2016 года

Основой большинства колесных бронемашин являются доработанные шасси серийных полноприводных внедорожников и армейских грузовиков, корпуса для которых собирают специализированные фирмы. Наиболее солидные броневики выпускают крупные военно-промышленные компании, используя специальную ходовую часть и автомобильные агрегаты.

Большинство таких машин снабжены мощными дизельными двигателями, соответствующими нормам от Евро-3 до Евро-6, автоматическими трансмиссиями, независимыми подвесками и многочисленными электронными системами для управления агрегатами шасси, вооружением, средствами связи, навигации и ориентирования. Особое внимание уделяется прочности бронированных корпусов, защищающих экипаж и жизненно важные органы машин. Обычно это прочные стальные сварные конструкции с наклонным расположением панелей и мощным бронированием днища. Наиболее эффективной признана пространственная V-образная система MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), отражающая энергию взрыва заложенных на дороге пехотных и даже противотанковых мин.

Бронемашины автомобильных компаний

Верными поставщиками колесной бронетехники являются крупные автомобильные корпорации и заводы, применяющие для этой цели собственные серийные шасси и специально разработанные варианты, однако для всех фирм эта продукция всегда занимала второстепенное место.

Daimler AG

В программе этой корпорации нашлось место только легким броневичкам Mercedes-Benz, построенным на шасси внедорожников серии G, известных Гелендвагенов. В этом году фирма ограничилась показом одной бронемашины LAPV 6.1 с мотором V6 мощностью 184 л. с. и портальными мостами, обеспечивающими дорожный просвет в 412 мм.

IVECO

До недавнего времени основной легкой бронемашиной в программе отделения IVECO Defence Vehicles была 190-сильная модель LMV в нескольких версиях с разными надстройками. В этом году ее представлял башенный вариант с крупнокалиберным пулеметом и многоцелевой разведывательной системой Hitrole.

Бронемашина IVECO LMV с дистанционно управляемым модулемБронемашина IVECO LMV с дистанционно управляемым модулем

На Eurosatory-2016 впервые появилась модернизированная бронемашина LMV-2 на удлиненном шасси с более мощным 220-сильным двигателем, усиленной крышей для тяжелого вооружения и увеличенной на 40% полезной нагрузкой — до 1,5 т, из которых, по данным фирмы, 500 кг приходится на электронное оснащение.

Мировая премьера легкой бронемашины IVECO LMV второго поколенияМировая премьера легкой бронемашины IVECO LMV второго поколения

Renault

Под этой маркой скрывается военная продукция подразделения Renault Trucks Defense, в которое входят небольшие фирмы АСМАТ, Panhard и американская Mack. Участие последней заключается лишь в поставках французской военной техники под своей маркой на отдаленные рынки.

На Eurosatory-2016 фирма АСМАТ, специализирующаяся на простых машинах для африканских стран, на полигоне представила возможности своего бронетранспортера Bastion с 340-сильным двигателем и противоминной зашитой MRAP.

Бронетранспортер АСМАТ Bastion АРС после демонстрационных заездовБронетранспортер АСМАТ Bastion АРС после демонстрационных заездов

Новинкой отделения Panhard стала компактная бронемашина Dagger с силовым агрегатом мощностью 200 л. с. и высоким корпусом для транспортировки шести десантников, сменившая прежний 160-сильный вариант PVP.

Компактная машина Panhard Dagger с разведывательно-боевым модулемКомпактная машина Panhard Dagger с разведывательно-боевым модулемДемонстрация 6-местной бронемашины Panhard Dagger без вооруженияДемонстрация шестиместной бронемашины Panhard Dagger без вооружения

Марку Renault носит основная гамма военной техники компании Renault Trucks Defense. Ее возглавляет самое обширное семейство многофункциональных машин Sherpa, о которых невозможно рассказать в коротком обзоре, а стоит посвятить им отдельную статью. Кроме них фирма собирает еще несколько оригинальных бронемашин Renault.

На нынешнем салоне в качестве новинки присутствовал плавающий бронетранспортер VAB-3 (6х6) с защитой MRAP, отличающийся от предшественника VAB возросшей до четырех тонн полезной нагрузкой, усиленным бронированием и удлиненным на 700 мм корпусом для установки мощного вооружения. На машине применяются шестицилиндровый дизель мощностью 320–340 л. с., автоматическая шестипозиционная коробка и независимая подвеска.

Демонстрация бронемашины Renault VAB-3 с 30-мм пушечным модулемДемонстрация бронемашины Renault VAB-3 с 30-мм пушечным модулемТяжелый вариант Renault VAB-3 с 90-мм пушкой в двухместной башнеТяжелый вариант Renault VAB-3 с 90-мм пушкой в двухместной башне

Сенсацию на стенде Renault произвел макетный образец бронетранспортера Griffon (6х6) с системой MRAP и оригинальной модульной передней частью корпуса, выполненной в стиле «хищного» дизайна с остроконечными кромками. Машина боевой массой 24,5 т снабжена 400-сильным дизелем Volvo, модульной боевой надстройкой с пушкой и расположенными по окружности гранатометами.

Макет передней секции корпуса может стать основой будущих военных машин RenaultМакет передней секции корпуса может стать основой будущих военных машин RenaultОпытный образец перспективного 8-местного бронетранспортера GriffonОпытный образец перспективного восьмиместного бронетранспортера Griffon

МЗКТ

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) привез во Францию свою бронемашину МЗКТ-490100 (4х4) на специальном шасси с двигателем ЯМЗ-5345-10 мощностью 240 л. с., автоматической шестипозиционной коробкой, независимой пружинной подвеской и пятидверным бронекорпусом. Ее боевая масса — 11 т, максимальная скорость — 105 км/ч.

Первая белорусская бронемашина МЗКТ-490100 с 10-местным корпусомПервая белорусская бронемашина МЗКТ-490100 с 10-местным корпусомРабочее место водителя боевой машины МЗКТ-490100 «Волат»Рабочее место водителя боевой машины МЗКТ-490100 Волат

Бронемашины военно-промышленных компаний

KMW

На открытой площадке павильона военно-промышленной компании Krauss-Maffei Wegmann (KMW), получившей название Leopard’s Home (Дом танка «Леопард»), появился бронетранспортер Dingo-2HD с обновленным дизайном, созданный на 306-сильном спецшасси FGA-14,5. На нем смонтирован корпус с системой MRAP, собранной из специальных сортов броневой стали и композитных материалов и выдерживающей взрыв пехотной или противотанковой мины.

Обновленный бронетранспортер KMW Dingo-2HD с маскировочной сеткойОбновленный бронетранспортер KMW Dingo-2HD с маскировочной сеткой

General Dynamics

В рамках создания двухосной бронемашины Eagle-V европейское отделение американской группы General Dynamics, созданное на месте бывшей фирмы MOWAG, представило трехосный вариант Eagle-V (6х6) боевой массой 15 т с 285-сильным двигателем Cummins и вместительным многоцелевым бронекорпусом. Его максимальная скорость — 110 км/ч.

Трехосная многоцелевая бронемашина Eagle-V швейцарского производстваТрехосная многоцелевая бронемашина Eagle-V швейцарского производства

Streit

Самая динамичная и прогрессивная транснациональная компания Streit Group собирает свою разнообразную колесную бронетехнику на 12 предприятиях разных стран и претендует на звание ведущей корпорации в этой сфере. На Eurosatory-2016 она привезла практически всю гамму бронемашин, не перестающих удивлять посетителей своим экстравагантным внешним видом. Они базируются на серийных или специальных шасси и оснащены дизельными двигателями, автоматическими или механическим коробками передач, усиленным бронированием днища или защитой MRAP.

Одним из самых маленьких представителей этого семейства является легкая скоростная бронемашина Cobra для выполнения тактических или специальных операций. Она создана на 232-сильном шасси внедорожника Toyota, весит около 6 тонн и достигает скорости 140 км/ч.

Компактная бронемашина Streit Cobra LAMV c 3-дверным корпусомКомпактная бронемашина Streit Cobra LAMV c трехдверным корпусом

Тяжелая бронемашина Gladiator с массивным пятидверным корпусом создана на базе грузовика Renault Midlum (4х4) с 276-сильным двигателем и снабжена механической шестиступенчатой коробкой передач ZF, всеми дисковыми тормозами и рессорной подвеской. При боевой массе 13 тонн она развивает скорость 120 км/ч.

12-местный бронетранспортер Streit Gladiator на демонстрационном показе12-местный бронетранспортер Streit Gladiator на демонстрационном показеGladiator AHV после успешного прохождения демонстрационной трассыGladiator AHV после успешного прохождения демонстрационной трассы

Боевая машина Scorpion на специальном шасси оснащена дизелем Cummins мощностью 300 л. с., сварным корпусом вместимостью до восьми человек с противоминной системой MRAP и независимой пружинной подвеской всех колес. При той же массе 13 т ее максимальная скорость сократилась до 105 км/ч.

Машина Streit Scorpion AFV, первой получившая защитную систему MRAPМашина Streit Scorpion AFV, первой получившая защитную систему MRAP

На обширном стенде Streit впервые демонстрировался 400-сильный бронетранспортер Alligator (6х6) оригинальной компоновки на специальном шасси с двумя сближенными передними парами управляемых колес и одиночным задним мостом. Проспект с его описанием можно было получить у стендистов, но показать вам изображение машины не удастся: сотрудники фирмы обнесли ее флажками и запретили фотографировать.

Бронемашины небольших специализированных фирм

Achleitner

На Eurosatory-2016 эта австрийская компания показала модернизированную патрульно-разведывательную бронемашину Survivor-1 полной массой до 12,5 т с башенной пулеметной установкой, прочным плоским днищем и автоматической системой подкачки шин. В зависимости от нагрузки по выбору покупателя на ней монтируют двигатели мощностью 245 или 285 л. с. Тяжелая 18-тонная версия Survivor-2 рассчитана на применение силовых агрегатов в 280–330 л. с. и установку более мощного вооружения.

Австрийская бронемашина Achleitner Survivor-1 с 10-местным корпусомАвстрийская бронемашина Achleitner Survivor-1 с 10-местным корпусомТяжелый вариант Survivor-2 с бельгийской пушечной башней CockerillТяжелый вариант Survivor-2 с бельгийской пушечной башней Cockerill

IAG

На стенде транснациональной компании International Armored Group (IAG) демонстрировали новый бронетранспортер Guardian для перевозки 10 солдат и монтажа вооружения на усиленной крыше бронекорпуса. В распоряжении покупателей имеется выбор из нескольких типов силовых агрегатов — дизельных V8 и одного бензинового V10.

Бронемашина IAG Guardian с усиленными днищем корпуса и подвескойБронемашина IAG Guardian с усиленными днищем корпуса и подвеской

В экспозиции IAG присутствовали также восьмиместная патрульная машина Jaws, выполненная на 232-сильной базе внедорожника Toyota, и сходный с ней бронетранспортер Sentry со сварным корпусом и полноповоротной башней.

Башенная патрульная машина IAG Jaws на демонстрационных испытанияхБашенная патрульная машина IAG Jaws на демонстрационных испытанияхБронированная машина Jaws для выполнения специальных операцийБронированная машина Jaws для выполнения специальных операцийЛегкий БТР Sentry с 8-местным бронекорпусом и башенной надстройкойЛегкий БТР Sentry с восьмиместным бронекорпусом и башенной надстройкой

Nexter

Известность в сфере автотехники эта многофункциональная компания приобрела, выпустив удачную бронемашину Aravis на шасси Unimog U5000, которая присутствовала на Eurosatory-2016 в версии для войск ООН. В разных концах салона были представлены новые оригинальные бронетранспортеры Titus (6х6) в армейском и полицейском исполнениях, созданные на спецшасси Tatra с двигателями Cummins мощностью 440 и 500 л. с. и откидной задней дверью с гидроприводом.

Изюминка этой конструкции заключается в трех равномерно удаленных друг от друга парах колес, из которых управляемыми являются передние и задние, что позволило сократить радиус поворота до 13 м. На шоссе машина достигает 110 км/ч.

БТР Nexter Titus с боевым модулем и крайними управляемыми колесамиБТР Nexter Titus с боевым модулем и крайними управляемыми колесамиАрмейский вариант бронемашины Nexter Titus с задней откидной дверьюАрмейский вариант бронемашины Nexter Titus с задней откидной дверью

SVOS

Самый крупный на салоне бронетранспортер Vega (6х6) показала чешская фирма SVOS. Он собран на агрегатах 408-сильного автомобиля Tatra T815-7 с автоматизированной 14-ступенчатой коробкой передач с электронным управлением. Его главной особенностью является независимая регулируемая гидропневматическая подвеска односкатных колес с бортовыми редукторами и подкачкой шин. Боевая масса авто — 29 т, максимальная скорость — 110 км/ч.

Чешский бронетранспортер SVOS Vega на трехосном шасси Tatra Т815-7Чешский бронетранспортер SVOS Vega на трехосном шасси Tatra Т815-7

На салоне впервые появился ранее неизвестный изготовитель бронетехники — кипрская фирма Lacenaire из Никосии. Она представила две бронемашины марки Oncilla — многоцелевую с пулеметной башней и со складной штурмовой лестницей на крыше. На них устанавливают дизели Deutz или IVECO мощностью 190 и 210 л. с. и автоматические трансмиссии. При массе 8,8 тонн их скорость достигает 120 км/ч. И еще одна пикантная подробность: их сборкой занимается один из польских военных заводов.

Кипрская 9-местная бронемашина Lacenaire Oncilla с башенным модулемКипрская девятиместная бронемашина Lacenaire Oncilla с башенным модулем

На Eurosatury-2016 свои колесные бронемашины мелкосерийной сборки демонстрировали также небольшая французская фирма Soframe, израильская Plasan и ряд украинских предприятий. Обновленную серийную бронетехнику представили турецкие компании ВМС и Otokar.

В заключение — сценка в пресс-центре при Eurosatory-2016. Англоязычная компания, убежденная, что русских рядом быть не может, обсуждала нынешние взаимоотношения с Россией. И вдруг один из них вскочил и выкрикнул: «Да что вы болтаете? У них огромная армия и сумасшедшие солдаты… Они все равно победят».

www.kolesa.ru

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Продолжая рейтинг «10 лучших» от канала Дискавери, я бы хотел обратить внимание еще на одну забавную подборку. На этот раз во внимание экспертов попали «Armoured Personal Carriers» – общее обозначение для всех типов бронированных машин, предназначенных для транспортировки личного состава. В обзор вошли как легкие БТРы массой 5 тонн, так и тяжелые боевые машины пехоты. Несмотря на кажущуюся несуразность, это вполне логично – вся эта техника, гусеничная или колесная, вне зависимости от своих размеров, выполняет одну и ту же задачу – перевозит людей и грузы в условиях военных конфликтов, защищая их своей броней. Например, не существует строгих различий например, между БТРом или БМП. Единственное, что их отличало в теории — боевая машина пехоты способна поддержать пехоту в бою, когда как БТР только доставляет их до поля боя. С исчезновением четко обозначенной линии фронта, а именно это наблюдается во всех локальных конфликтах последней четверти ХХ века, бронетранспортер и боевая машина пехоты сейчас выполняют одни и те же функции. Современные бронемашины, вне зависимости от своей массы, часто несут одинаковое вооружение, и служат платформой для создания специализированной военной техники – от командно-штабных и санитарных машин, до самоходных гаубиц и реактивных систем залпового огня.

В отличии от спорного и противоречивого рейтинга «10 лучших танков по версии Military Channel», рейтинг «10 лучших бронемашин», на мой взгляд, весьма адекватен и вообщем-то правилен: в нем собраны действительно достойные машины. Будет нелишним добавить, что не стоит принимать подобные рейтинги всерьез – все-таки это информационно-развлекательная передача. Поэтому, уважаемые читатели, рекомендую Вам обратить внимание не столько на места в рейтинге, сколько на сами машины. Например, я сам, не являясь экспертом в области бронетехники, не подозревал о существовании многих из них. И все-таки, в данном обзоре есть серьезный вывод – обзор показывает наиболее перспективные направления развития бронетехники, правильные решения и ошибки конструкторов. Ведь если десант предпочитает передвигаться НА броне, а не ПОД броней, значит с бронетехникой действительно что-то не так.

Критериями сравнения, как всегда, станут техническое совершенство, инновационные решения при создании данного образца, технологичность и массовость производства и конечно же, главный судья — опыт боевого применения.

Ну что ж, наверное это все что я хотел добавить от себя, на этом прелюдия окончена, перейдем к рейтингу. В мире есть много достойных машин, но в десятку помещаются ровно 10.

10 место – Marder

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Боевая машина пехоты бундесвера, боевая масса — 33 тонны. Год принятия на вооружение – 1970. Экипаж – 3 человека + 7 человек десанта.
Создавалась, как ответ на советскую БМП-1. В комплекс вооружения входят 20 мм автоматическая пушка Rheinmetall-202 и ПТУРС Milan. Скорость (до 75 км/ч по шоссе), отличная защищенность , немецкое качество – что еще необходимо хорошей БМП? Общую картину чуть портит отсутствие у Marder боевого опыта – за исключением эпизодического участия в операциях на территории Афганистана, эта бронемашина почти не выезжала за пределы автобанов ФРГ.
Всего немцы собрали 2700 своих чудо-БМП, в том числе самоходный ЗРК на их базе. Хорошая во всех отношениях машина. Десятое место.

9 место – M1114

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Американский бронированный автомобиль. Как вы уже могли догадаться по картинкам, это легендарный «Хамви» с комплектом брони. К середине 90-х, по опыту боевого применения шасси М998 стало понятно, что армии необходим легкий бронетранспортер на его базе, имеющий противоосколочное бронирование и, самое важное, стойкую противоминную защиту. М1114 обладал всеми этими качествами, сочетая в себе подвижность, защищенность и огневую мощь при полной массе менее 5 тонн. Набор съемного вооружения для М1114 включает в себя все от легких пулеметов на крыше, до дистанционно управляемых 12,7 мм пулеметных установок , ПЗРК и противотанковых ракетных комплексов.

Отсюда следует сделать небольшой экскурс в историю «Хамви» (он же — шасси М998 HMMWV). Принятое на вооружение США в 1981 году как «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство», «Хамви» стал одним из символов американской армии, засветившись во всех конфликтах последних 30 лет. По данным General Motors, на сегодняшний день произведено 200 000 всех вариантов «Хамви». Одно из наиболее важных свойств этого полугрозовика-полуджипа стала универсальность конструкции. Вот лишь некоторые машины на его базе:

M998 — грузовой открытый автомобиль,
M998 Avenger — вариант с зенитно-ракетным комплексом «Stinger»,
M966 — бронированный джип с противотанковым комплексом TOW,
M1097 — двухместный пикап,

M997 — санитарный джип с четырёхместной кабиной,
M1026 — вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой,
M1035 — санитарный вариант с четырёхдверной кабиной,
M1114 — легкий бронетранспортер, одна из самых массовых версий «Хамви»

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Конструкторы General Motors смогли найти оптимальный баланс между грузоподъемностью, позволяющей выполнять все функции универсального армейского автомобиля, монтировать разнообразное вооружение и бронезащиту, и, в то же время, излишне не перетяжелили машину, сохранив размеры крупного джипа. «Хамви» стал эталоном в своем классе. Сейчас армейские внедорожники во всех странах мира заимствуют его технические решения, компоновку и внешний вид.

Армейская техника априори не может быть успешной на гражданском рынке в условиях свободной конкуренции. Эта аксиома всегда служит доказательством оправданности непомерных военных расходов: «Не хотите кормить свою армию – будете кормить чужую» и т.д. в этом же духе. В случае с «Хаммером» мы видим обратное – стильный армейский автомобиль, сохранив основные узлы (в том числе 6 литровый двигатель, трансмиссию, подвеску), стал успешным коммерческим проектом – в 1992 году в серию пошла его гражданская версия «Hummer h2» с минимальными косметическими изменениями, в дальнейшем развившись до культового внедорожника люкс-класса «Hummer h3» с luxury-салоном и автоматической трансмиссией.
Бронированная армейская версия «Хамви» М1114 много воевал по всему миру, часто попадал под обстрелы, горел, взрывался, застревал в грязи, но тем не менее, сохранял жизни сидящих внутри солдат. Что и требуется от настоящей армейской техники.

8 место – The Universal Carrier

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Британский многоцелевой бронетранспортер-тягач — главный помощник британского солдата. Неказистая с виду машина с экипажем из 5 человек лихо передвигалась со скоростью до 50 км/ч по полям сражений Второй Мировой. The Universal Carrier воевал на всех фронтах: от Европы и Восточного Фронта до Сахары и джунглей Индонезии. В дальнейшем успел принять участие в войне на Корейском полуострове и славно закончил свою карьеру в 1960-х годах.

При массе всего 4 тонны, The Universal Carrier обладал приличной проходимостью и был защищен 10 мм броней. Вооружение линейных БТРов включало в себя 14 мм противотанковое ружье и/или 7,7 мм пулемет Bren. Помимо базовой версии, в войска поступала созданная на ее платформе, огнеметная машина «Wasp» и САУ с 40 мм орудием.

Всего за годы серийного производства с 1934 по 1960 гг. на предприятиях Великобритании, США, Австралии и Канады было произведено 113 000 этих маленьких, но таких полезных машин.

7 место — Sonderkraftfahrzeug 251

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Грозная боевая машина, давившая своими колесами и гусеницами страны Европы, пески Северной Африки и ледяные просторы России.
Полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 в полной мере соответствовал стратегии Блицкрига – быстрая, вместительная и хорошо защищенная машина с высокой проходимостью. Экипаж – 2 человека + 10 человек десанта, скорость по шоссе 50 км/ч, колесно-гусеничный движитель, круговое бронирование толщиной до 15 мм. Как и любая немецкая техника, бронетранспортер был оснащен огромным количеством разнообразных опций и оборудованием для выполнения любых задач. Немецкий инженерный гений разошелся в полную силу, вот оцените масштаб: SdKfz 251 комплектовались разнообразными приборами наблюдения и связи, кранами и лебедками, радиостанциями всех типов и частот, штурмовыми мостиками, комплектами съемной брони и разнообразным вооружением, среди которых была даже такая экзотика, как реактивные системы залпового огня Wurframen 40 калибра 280 мм.
На платформе SdKfz 251 было создано великое множество специализированных машин: помимо базовой модели выпускались санитарные и командно-штабные машины, машины наблюдения и связи, подвижные телефонные станции, посты артиллерийских корректировщиков, самоходные зенитные установки c автоматическими 20 мм орудиями MG 151/20, огнеметные машины, подвижные огневые точки с 37 мм и 75 мм противотанковыми пушками, инженерно-саперная техника…
Среди этих конструкций были действительно уникальные образцы бронетехники, такие как Schallaufnahmepanzerwagen — шумопеленгатор для определения положения артиллерийских позиций противника вне зоны видимости или Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор для подсветки ночных прицелов танков «Пантера».
От себя могу добавить следующее: любители разоблачений и последователи творчества Владимира Резуна, скурпулезно подсчитывающие количество немецкой бронетехники, как-то всегда забывают включить в свои списки 15 000 БТРов SdKfz 251, выпущенных германской промышленностью, хотя эти бронемашины превосходили по своим возможностям многие танки того периода.
Кстати, бронетранспортер SdKfz 251 был настолько хорош, что производился в Чехословакии до 1962 года.

6 место — M1126 «Stryker»

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Самый молодой рекрут армии США. Семейство колесных боевых машин «Страйкер» создавалось специально для конфликтов низкой интенсивности и «колониальных войн», когда использование тяжелой бронетехники, танков «Абрамс» или БМП «Брэдли» избыточно, а легкие боевые бригадные группы недостаточно эффективны. Боевые действия на территории Ирака и Афганистана подтвердили правильность такого решения.

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Базовая версия М1126 стала первой колесной бронемашиной такого класса в американской армии. Благодаря исключительной плавности хода, БТР получил в войсках кличку «Shadow» (Тень). Особый упор при создании М1126 делался на увеличение защитных свойств машины. Стальное разнесенное бронирование дополнено навесными модулями брони типа MEXAS массой 1700 кг. Этот тип брони содержит керамический слой, соединенный при помощи клеевого соединения со слоем высокопрочных волокон кевлара. Назначение керамического слоя из оксида алюминия состоит в разрушении снаряда и распределении кинетической энергии по большей площади основания. По уровню стойкости MEXAS, при одинаковой массе со стальной броней, превосходит ее вдвое. Большое внимание было уделено противоминной защите – двойное днище машины, амортизация, дополнительное бронирование наиболее уязвимых мест – все это, по мнению американских конструкторов, должно снизить вероятность поражения экипажа бронемашины.
На БТРе установлен комплекс хай-тек вооружения, включающий в себя дистанционно управляемую установку с пулеметом .50 калибра и 40 мм автоматический гранатомет Марк-19 с боекомплектом из 448 гранат. Модуль обнаружения и целеуказания включает в себя ночной прицел и лазерный дальномер.

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

18 тонный бронетранспортер развивает скорость до 100 км/ч на шоссе, а колесная формула 8х8 и система понижения давления в шинах обеспечивают достаточную проходимость. Серьезный недостаток для машин такого типа –«Страйкер» не умеет плавать.
Семейство «Стайкеров», помимо бронетранспортера, включает в себя
боевую разведывательно-дозорную машину М1127, машину огневой поддержки М1128 со 105 мм пушкой, 120-мм самоходный миномет М1129, КШМ М1130, артиллерийский корректировочный пост М1131, инженерную машину М1132, бронированный медицинский эвакуатор М1133, самоходный противотанковый ракетный комплекс М1134 с ПТУР «ТОУ-2», и машину радиационной, химической и биологической разведки М1135.
«Страйкеры» с 2003 года проходят боевую службу на территории Ирака.

5 место — אכזרית‎ (Achzarit)

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери
10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Тяжелый гусеничный бронетранспортер Армии Обороны Израиля. Является самым защищенной в мире бронемашиной такого класса.
200 мм броня советского танка (вы не поверите, но Achzarit – это захваченные сирийские Т-54 и Т-55 со снятыми башнями) была усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, а сверху был установлен комплект динамической защиты. Общий вес дополнительного бронирования составил 17 тонн, что в сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР.

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

На пути к границе

Советский двигатель заменён более компактным 8-цилиндровым дизелем «General Motors», что позволило оборудовать коридор вдоль правого борта танка, ведущий из десантного отделения к кормовой бронедвери. При откидывании кормовой аппарели, часть крыши приподнимается гидроприводом, облегчая спешивание десанта. Кроме того, частично открытая кормовая дверь используется в качестве амбразуры.
Achzarit оснащен дистанционно управляемой пулеметной установкой OWS (Overhead Weapon Station) фирмы ‘Рафаэль’. В качестве дополнительного вооружения используются три 7,62-мм пулемета: один — на шкворневой установке командирского люка и два — на люках сзади.
В результате 44-тонный монстр является отличным средством для боев в городских условиях, где в проеме каждого окна может оказаться гранатометчик с РПГ. Achzarit не боится огня в упор из всех средств, стоящих на вооружении боевиков Хезболлы и ХАМАС, надежно прикрывая своей броней 10 человек экипажа.
Справедливости ради стоит отметить, что самым защищенным БТРом в мире все-таки является Namer (масса более 50 тонн) на шасси танка «Меркава», вот только Namer’ов было выпущено символическое количество – 60 штук., в отличии от Achzarit, в которые было переоборудовано 500 танков Т-54/55.

4 место – БМП-1

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Броневая машина пехоты (именно так, по мнению американских экспертов) заметно усилила наступательную мощь мотострелковых подразделений. Гениальная концепция БМП-1 состояла в повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Мировой общественности машина была продемонстрирована во время парада на Красной площади в 1967 г.
Корпус БМП-1 был сварен из бронелистов толщиной 15…20 мм, по расчетам этого было достаточно для обеспечения круговой защиты от пуль, выпущенных из ручного стрелкового оружия, а на курсовых углах обеспечивалась защита даже от снарядов мелкокалиберных пушек.
13-тонная боевая машина развивала до 65 км/ч на шоссе и до 7 км/ч на плаву (для увеличения плавучести даже опорные катки гусениц были выполнены полыми). Внутри помещались 3 человека экипажа и 8 десантников. Комплекс вооружений состоял из 73 мм гладкоствольного гранатомета 2А28 «Гром», пулемета ПКТ и противотанкового ракетного комплекса 9М14М «Малютка». Для сидящих внутри десантников были оборудованы отдельные амбразуры. Все это, по идее, превращало БМП-1 в универсальную машину нового поколения.

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Увы, все оказалось сложнее. Американцы строго раскритиковали решения советских конструкторов, особенно досталось конструкции задних дверей десантного отделения (действительно, весьма сомнительной) : «Наверное это толстая броня, надежно защищающая экипаж машины? Нет! Это топливные баки!» При поражении машины такая компоновка превращала БМП в огненную ловушку.
По результатам боев на Ближнем Востоке и Афганистане быстро выяснилось, что конструкторы зря сэкономили на броне – БМП уверенно поражалась пулеметом ДШК. Низкая защита от мин, стрелкового оружия и гранатометов привела к тому, что солдаты предпочитают передвигаться сидя на броне, не отваживаясь спуститься в боевое отделение машины. Недостатки вооружения тоже дали о себе знать – в горной местности «Гром» оказывался бесполезен ввиду малого угла возвышения.

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Те самые баки в кормовых люках

Советские конструкторы предприняли попытку исправить ошибки в машине следующего поколения. Новая БМП-2 получила автоматическую 30 мм пушку с углом возвышения 85 градусов. Следующая модель, БМП-3, несмотря на громкие призывы военных увеличить защищенность, явилась апофеозом несуразности: обладая почти танковым вооружением, она по-прежнему имеет «картонную» броню.
И все-таки стоит отдать должное советским конструкторам. Боевая машина пехоты стала принципиально новым классом бронетехники. Несмотря на свою инновационность, БМП-1 прошла не один десяток военных конфликтов по всему миру. Кроме того она была дешевая и массовая: всего было выпущено 20 000 машин этого типа.

3 место – MCV-80 «Уорриор»

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Британская боевая машина пехоты. В ее имени есть нечто большее, чем просто «Воин». Боевая масса — 25 тонн. Скорость по шоссе – 75 км/ч. Броневой корпус MCV-80 сварен из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава и защищает от 14,5-мм пуль и от осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов, а днище — от 9 кг противотанковых мин. Борта и ходовая часть прикрыты резиновыми противокумулятивными экранами. Бронекорпус «Воина» имеет внутренний подбой, защищающий экипаж от осколков брони, также являющийся звукоизоляцией. Пространство между спинками сидений десанта и бортами корпуса используется для укладки ЗИП и имущества пехотинцев, что создает дополнительную защиту десантного отделения. Снаружи броня усилена динамической защитой. Вооружение: 30 мм автоматическая пушка L21A1 «Rarden», спаренный пулемет, 94-мм гранатомет LAW-80. Экипаж машины – 3 человека. Десант – 7 человек.

Британское командование возлагало большие надежды на свою перспективную БМП. И «Воин» не подвел своих создателей – из 300 машин, принимавших участие в «Буре в пустыне» ни одна не была потеряна в бою. Примечателен случай, произошедший в Эль-Амаре (Ирак) 1 мая 2004 года: в патрульный «Уорриор» попало 14 гранат из РПГ. Тяжело поврежденная машина сумела отбиться и своим ходом вышла из-под огня, сохранив жизни бойцам, находящимся внутри ее (весь экипаж был обожжен и получил ранения). Командир БМП Джонсон Гедеон Бихарри был награжден Крестом Виктории.

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

В 2011 правительство Великобритании выделило 1,6 млрд. фунтов на модернизацию MCV-80 по программе WCSP. В частности, сообщается, что БМП получит новый комплекс вооружения с 40 мм автоматическим орудием.
Вот такая MCV-80 “Уорриор» — машина, которой доверяют солдаты.

2 место – М2 «Брэдли»

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

Американская боевая машина пехоты. Боевая масса – 30 тонн. Скорость – 65 км/ч по шоссе, 7 км/ч на плаву. Экипаж – 3 человека. Десант – 6 человек.
Многослойная броня из стали и алюминия толщиной 50 мм обеспечивает круговую защиту от снарядов мелкокалиберной артиллерии. Система навесной динамической защиты служит надежной преградой для реактивных гранат РПГ. Корпус имеет кевларовый подбой с внутренней стороны, препятствующий образованию осколков. На последних модификациях на бортах дополнительно монтируются 30 мм стальные экраны.
Вооружение: 25 мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с компьтеризированной системой управления огнем, ПТУР «TOW» и 6 пулеметов M231 FPW. В состав оборудования бронемашины входят такие излишества, как тактическая навигационная система TACNAV, лазерный дальномер ELRF, инфракрасная система пассивной защиты от ПТУР и подогреватель пищевых пайков MRE (Meal, Ready-to-Eat).
На момент своего появления, в 1981 году, американские военные сомневались в боевых качествах новой БМП. Но в 1991 во время «Бури в пустыне» все сомнения рассеялись: «Брэдли», используя снаряды с сердечниками из обедненного урана, уничтожили больше иракских танков, чем основные боевые танки М1 «Абрамс». И только 1 БМП была потеряна от огня противника.
Заслуженная боевая машина стала одной из самых массовых БМП в мире – всего выпущено 7000 М2 «Брэдли». На ее базе также выпускаются: боевая разведывательная машина М3, самоходный ЗРК М6 и пусковая установка для РСЗО и тактических ракет M270 MLRS.

1 место – М113

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

M113 Литовских ВС на параде в Каунасе

Плавающая гусеничная машина массой 11 тонн. Круговая защита обеспечивается 40 мм алюминиевой броней. Отличная вместимость – 2 члена экипажа и 11 десантников. Стандарное вооружение – крупнокалиберный пулемет М2. Быстрая (скорость по шоссе – до 64 км/ч), проходимая и простая в обслуживании машина стала самым знаменитым в мире бронетранспортером. 85000 М113 всех модификаций стояли на вооружении 50 стран мира. М113 прошел все конфликты от Вьетнамской войны, до Вторжения в Ирак -2003 и по состоянию на сегодняшний день, все еще производится и является основным бронетранспортером армии США.
Помимо бронетранспортера, М113 существовала в виде командно-штабной машины, самоходного 107 мм миномета, зенитной самоходной установки (вооружались всем, от шестиствольно «Вулкана» до ЗРК «Чэппэрэл»), ремонтно-эвакуационной, санитарной машины, истребителя танков с ПТУР «TOW», машины радиационной и химической разведки и пусковой установки РСЗО.

10 лучших бронированных машин от канала Дискавери10 лучших бронированных машин от канала Дискавери

topwar.ru

Башенные и безбашенные: русские броневики Первой мировой

Почти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» — доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.

До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.

Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе

Во время Русско-японской войны отставной поручик гусарского полка грузинский князь Михаил Александрович Накашидзе уверился в необходимости создания принципиального нового вида вооружения — бронеавтомобиля. Представленный летом 1905 года проект военным понравился, но они ограничились советом изобретателю принять на себя все расходы по его изготовлению.

Прототип бронеавтомобиля Накашидзе французской фирмы CGV. 1905 год

В результате заказ на два броневика был передан французской фирме Charron, Girardot et Voigt (CGV), которая уже имела опыт установки пулеметов на легкие шасси. Основой русских бронемашин являлись рядовые 37-сильные легковушки Charron 30CV с отнесенной назад коробкой передач и главной цепной передачей. На них водрузили высокие бронекорпуса с крупными окнами и поворотной башней с пулеметом Hotchkiss, а по бортам крепились колейные мостки для преодоления траншей. Достаточно тяжелая трехтонная машина развивала скорость 50 км/ч и имела запас хода 600 километров. Ее первые испытания состоялись в конце 1905 года во Франции.

52-Царские броневики_html_m3fa78ded
Пулеметная машина Михаила Накашидзе на испытаниях в России. 1906 год
52-Царские броневики_html_637ae230
Второй экземпляр броневика на военных маневрах во Франции. Июль 1906 года

В Россию первый бронеавтомобиль прибыл в марте 1906-го. Военные провели его испытания в весеннюю распутицу и признали машину «неспособной к самостоятельному движению», но по итогам летних проб ее рекомендовали применять «для борьбы с конницей противника и преследования отступающего врага». После ремонта и усиления брони она снова поступила на испытания, но по их результатам в 1908-м броневик был разобран.

Русские броневики на отечественных шасси

Во времена Первой мировой войны единственным «счастливым» сочетанием отечественных автомобилей и бронекорпусов русского производства являлись бронемашины, базировавшиеся на шасси Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ).

Первыми в августе–сентябре 1914-го стали безбашенные броневики на 40-сильном легковом шасси С24-40, созданные по проекту инженера А. Я. Грауэна и оснащенные ижорскими корпусами с наклонным расположением бронелистов из хромоникелевой стали. Два пулемета Maxim помещались в лобовом и кормовом листах, третий можно было переносить с одного борта на другой. Скорость трехтонных машин не превышала 20 км/ч. На фронт они ушли в составе 1-й автомобильной пулеметной роты, но из-за слабого бронирования вскоре были сняты с вооружения.

52-Царские броневики_html_23bbe07a
Полностью русский броневик Грауэна на легковом шасси С24-40. 1914 год
52-Царские броневики_html_m442e8943
Безбашенная машина Ижорского завода с задним расположением пулемета

В конце сентября 1914 года в петроградской мастерской инженера А. А. Братолюбова по проекту штабс-капитана Некрасова на том же шасси собрали три броневика с округлыми корпусами Обуховского завода с двумя 37-мм пушками Hotchkiss и тремя пулеметами. Такие же корпуса с пушкой Maxim смонтировали на трех однотонных грузовых шасси Д24-40. Все версии получились слишком тяжелыми и громоздкими, участия в боях не принимали и впоследствии были переведены на железнодорожный ход.

52-Царские броневики_html_54e8a928
Пушечный броневик Некрасова и Братолюбова на автомобиле С24-40. 1915 год

В начале 1916 года в мастерской Братолюбова на шасси С24-40 появился оригинальный башенный броневик «Победоносец» с тремя пулеметами Maxim и вторым постом управления. Одновременно на грузовых шасси Д24-40 собрали еще три бронемашины, которые от легковых отличались усиленной рамой и новыми мостами. Оказавшиеся перегруженными и тихоходными, все они применялись как учебные машины и служили в охране Смольного.

52-Царские броневики_html_40cb1101
Броневик «Победоносец» на шасси «Русско-Балтийский С24-40». 1916 год
52-Царские броневики_html_m746badd8
Машины «Олег», «Ярослав» и «Святослав» на грузовых шасси Д24-40. Март 1917 года

В общей сложности до 1917 года на русских шасси было собрано всего лишь 20 броневиков.

Русские бронеавтомобили на иностранных шасси

К этой категории относились бронемашины, базировавшиеся на зарубежных шасси, которые в России подвергались более или менее существенным доработкам для приспособления их к местным условиям или оснащались полностью новыми бронекорпусами.

Трехколесные бронемашины Филатова

В 1915–1916 годах по проекту начальника Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы генерал-майора Н. М. Филатова из списанных импортных агрегатов и узлов были собраны 15 оригинальных трехколесных броневичков с разными двигателями мощностью до 25 л.с., на которых монтировали бронекорпуса с одним или двумя пулеметами заднего расположения.

52-Царские броневики_html_8f35a9
Испытания трехколесных пулеметных бронеавтомобилей Филатова, 1916 год

Бронеавтомобили Былинского

Летом 1915 года по проекту штабс-капитана Былинского на базе трофейных легковушек Mercedes на Обуховском заводе собрали две пушечно-пулеметные машины. Их особенностью были корпуса из хромо-никеле-ванадиевой стали с перископами и смонтированной внутри 37-мм пушкой, которая вела огонь через откидные панели. В поворотной башне помещались также пулемет Maxim и скорострельные ружья.

52-Царские броневики_html_e112c8f
Демонстрация машины Былинского на 45-сильном шасси Mercedes. 1915 год

Бронемашина Улятовского

В 1916 году в мастерских упомянутой выше школы по проекту прапорщика Улятовского из иностранных деталей был собран легкий и компактный броневик, в задней части которого лежа располагался пулеметчик, стрелявший через амбразуру в кормовом листе. При замене пулемета пушкой машина существенно потяжелела, и работы по ней были прекращены.

52-Царские броневики_html_36f06456
Легкий пулеметный бронеавтомобиль прапорщика Улятовского. 1916 год

Бронеавтомобили Мгеброва

В первые годы войны по проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва на Ижорском заводе собрали 16 броневиков на базе автомобилей разных стран, из которых самыми известными стали 11 бронемашин на 30-сильном легковом шасси Renault ED. Благодаря установке радиатора охлаждения между мотором и кабиной они выделялись характерным удлиненным клиновидным капотом, повышавшим живучесть экипажа. Первоначально два пулемета или 37-мм пушка помещались в одной крупной поворотной башне, которую в 1916-м заменили на две маленькие.

52-Царские броневики_html_68cfb7c2
Бронемашина Мгеброва на французском легковом шасси Renault. 1916 год
52-Царские броневики_html_1a1c7de3
Модернизированный вариант с двумя поворотными башнями. Осень 1916 года

В процессе доработки в России корпуса итальянского броневика Isotta-Fraschini на нем была смонтирована двухпулеметная башня от машины Renault.

52-Царские броневики_html_4532b666
Бронеавтомобиль Мгеброва на 100-сильном шасси Isotta-Fraschini. 1916 год

Ижорский ФИАТ

Зимой 1916 года был подписан договор с компанией FIAT на поставку легковых шасси мощностью 72 л.с. с двумя постами управления и задним мостом с двускатными колесами. Первая партия поступила на Ижорский завод для установки собственных бронированных корпусов с диагональным расположением двух пулеметных башен. Сборка броневиков началась в январе следующего года, и до апреля 1918-го завод собрал 47 бронемашин. Они имели боевую массу 5,3 тонны и развивали скорость до 70 км/ч.

52-Царские броневики_html_m7559ef25
Двухбашенный ижорский броневик FIAT на легковом шасси. 1917 год
52-Царские броневики_html_2c087dc0
Трофейная бронемашина FIAT в польской крепости Модлин (фото 1939 года)

Бронемашины Поплавко

В 1915 году на шасси американского грузовика Jeffery Quad (4х4) штабс-капитан Виктор Поплавко разработал и в мастерских 7-й армии построил оригинальный бронеавтомобиль с лебедкой, впервые ставший сочетанием боевой машины, мощного инженерного средства для разрушения проволочных заграждений, проделывания проходов в мелком лесу и эвакуатора поврежденной техники. Конструктивно это был бронированный грузовик с 40-сильным мотором, боевой рубкой для двух пулеметов и задним отсеком для боеприпасов и топлива. С экипажем из четырех человек он весил около восьми тонн и развивал скорость 32 км/ч.

52-Царские броневики_html_m763c792f
Испытания универсальной полноприводной машины конструкции Поплавко

По результатам испытаний Военное ведомство выдало Ижорскому заводу заказ на 30 таких машин, которые в октябре 1916-го отправились на фронт в составе особого автобронедивизиона.

52-Царские броневики_html_24f0aed
Броневик Виктора Поплавко на грузовом шасси с ижорским корпусом. 1916 год

Бронемашины «Гарфорд»

Самыми тяжелыми бронированными автомобилями русской армии были массивные пушечно-пулеметные машины на шасси американского грузовика Garford с кабиной над 35-сильным мотором Buda и бронекорпусами Путиловского завода, известные как «Путилов-Гарфорд». В задней вращавшейся башне размещалась штурмовая пушка калибра 76,2 мм. Рядом с ней находился пулемет, а в небольших боковых башенках имелись еще два–три пулемета. В стенках корпуса были выполнены круглые амбразуры с бронированными заслонками. Экипаж состоял из восьми человек, боевая масса достигала 8,6 тонн.

52-Царские броневики_html_m335b9259
Тяжелый башенный бронеавтомобиль Garford на грузовом шасси. 1915 год
52-Царские броневики_html_42df9981
Вооружение «Гарфорда» состояло из одной пушки и нескольких пулеметов

До сентября 1915 года в Петрограде собрали 30 броневиков, а затем часть из них оборудовали вторым постом управления. На фронтах из-за слабости двигателя, неповоротливости и плохой проходимости все они перемещались только по дорогам.

52-Царские броневики_html_m128de26d
Garford на Дворцовой площади Петрограда. Июнь 1917 года (фото D. Thompson)

По заказу Морского ведомства для охраны крепости в Финском заливе в конце 1917 года было собрано еще 18 длиннобазных бронемашин с усиленной броней, боевая масса которых возросла до 11 тонн.

52-Царские броневики_html_32594a7c
Удлиненный вариант для охраны морской крепости Петра Великого. 1917 год

Полугусеничная бронемашина Гулькевича

В ходе Первой мировой войны единственным полугусеничным броневиком с корпусом русского изготовления была массивная машина конструкции полковника артиллерии Н. Гулькевича, родом из ахтырских казаков, которая могла «проходить по всяким дорогам… разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения». Ее основой являлся пушечный транспортер В-6 американской компании Allis-Chalmers с задними гусеничными движителями.

52-Царские броневики_html_m41021c79
Полугусеничный бронеавтомобиль Гулькевича в Москве. Ноябрь 1917 года

В октябре 1916 года Путиловский завод собрал боевую машину «Ахтырец» с оригинальным корпусом с двумя постами управления и поворотной башней с пулеметами Maxim. В кормовом листе размещалась 76-мм пушка. Неповоротливая 12-тонная конструкция с экипажем из семи человек по ровной дороге могла перемещаться со скоростью не выше 15 км/час. Первоначально она служила в петроградском броневом дивизионе и после революции была переименована в «Красный Петербург».

52-Царские броневики_html_m188c7ed8
Броневик «Красный Петербург» на полугусеничном шасси Allis-Chalmers (макет)

Иностранные бронемашины в Царской армии

Основу пяти сотен колесных боевых машин, служивших в Царской армии, составляли самые разнообразные броневики, которые собирали около 20 фирм Европы и Америки. Из них самыми распространенными стали бронемашины известной британской компании Austin, поставившей в Россию в 1914–1917 годах 168 комплектных броневиков и 60 шасси для их сборки на месте.

Первые бронеавтомобили Austin

Главным военным достижением компании Austin стал выпуск 480 пулеметных бронеавтомобилей, построенных на 50-сильном шасси представительской легковушки Austin 30НР. Первую партию, отправленную в Россию в октябре 1914 года, составили броневики с односкатными деревянными колесами, пневматическими шинами и покатыми верхними боковыми листами кабины, за которой рядом друг с другом помещались поворотные башни с пулеметами Maxim калибра 7,62 мм. Под полом каждой из них крепились две «запаски» с литыми шинами, применявшиеся в боевой обстановке. На деле машины оказались слишком уязвимыми, и весной 1915-го Ижорский завод приступил к их модернизации.

52-Царские броневики_html_33fe0fa9
Наиболее распространенный в России броневик Austin первой серии. 1914 год

К тому времени фирма Austin развернула выпуск броневиков второй серии с усиленной бронёй и модернизированной ходовой частью. В октябре они поступили на вооружение русской армии, но тоже себя не оправдали.

52-Царские броневики_html_m2bb20c84
Доработанная и усиленная бронемашина Austin второй серии. 1915 год

В конце 1916-го фирма переключилась на выпуск броневиков третьей серии с пуленепробиваемыми стеклами, вторым постом управления и задними двускатными колесами. Их развитием в России стал вариант с башнями диагонального расположения, выпускавшийся уже в советские времена.

Бронемашины Armstrong-Whitworth

Эти машины стали одними из самых распространенных иностранных броневиков в Царской армии, снабженных доработанными в России корпусами. Основой двух вариантов являлись 60-сильный легковой автомобиль FIAT и английское спецшасси Charles Jarrett мощностью 38 л.с. Единственная партия из 40 броневиков, весивших 4–5 тонн, поступила в Россию летом 1916 года, но после первых же боев машины второй версии признали непригодными для воинской службы.

52-Царские броневики_html_m576cf71c
Броневик Armstrong-Whitworth-FIAT в дни Февральской революции. 1917 год

Рассказать в короткой статье обо всех броневиках тех давних времен не представляется возможным, но к ним мы непременно вернемся.

На заглавной фотографии — бронемашина для первой автомобильной пулеметной роты с корпусом Ижорского завода. 1915 год

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации

www.kolesa.ru

Бронеавтомобили армии России. Предназначение и краткие характеристики — Новосибирский сайт

Войти

Регистрация

Новосибирский  городской сайт

Рейтинг@Mail.ru

редакция tvoi54.ru

  • Новости

  • Блоги

  • Про Н-ск

  • Проблемы города

  • Места отдыха

  • Куда пойти?

  • Объявления

  • Группы

  • Ещё

    • Фото

    • Активность

    • Комментарии

    • Люди

    • Статьи

      • Кругозор — интересные факты со всего мира

      • Наука и технологии. Последние новинки техники

      • Путешествия по Сибири

      • Туристу на заметку. Рассказы о путешествиях

      • Женский онлайн журнал

      • Авторынок. Обзор автомобилей

      • Стройка и ремонт

      • Новости партнеров

Поиск

Расширенный поиск

  • Войти

  • Регистрация

tvoi54.ru в соц сетях: