Права международные – Как получить международные водительские права?

Содержание

В каких странах нужны международные водительские права



 


Нужны ли международные права для вождения за границей или достаточно национальных водительских прав.  На  этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Есть три группы стран.

1) Страны, которые подписали Венскую конвенцию 1968 года

Текст Конвенции на русском языке

Список стран

Эти страны по конвенции должны признавать национальные водительские удостоверения стран подписантов. Для России это значит, что данные страны должны признавать российские национальные водительские удостоверения. Но есть многочисленные тонкости

2) Страны, которые подписали Женевскую конвенцию 1949 года.

В этих странах водитель должен иметь международные права.

3) Страны, которые не подписывали конвенций.

В этих странах, для вождения нужно сдавать экзамен на права.

Итак, существуют достаточно большой список стран, в которые россияне могут отправляться без международных прав, захватив только национальные права.

Но все не так просто.

Теоретически те страны, которые подписали венскую конвенцию, должны  принимать национальное водительское удостоверение и не требовать международных водительских прав.   
Однако практика с теорией расходится.
Как известно у нас есть два основных вида прав. Одни права выдавались до 2011 года, выглядят они вот так

Это старое удостоверение не соответствует требованиям дополнения к Венской конвенции от 2006 года. В нем пункты не указаны цифрами и нет штрих кода. Кроме того есть перевод названия на французский язык — однако как раз этот перевод сейчас и не требуется.

Поэтому есть весьма существенные шансы с этим удостоверением попасть в неприятные истории.

Во многих интернет изданиях пишут, что эти права должны принимать до истечения срока их действия. Однако это не так. Должны принимать старые права, которые соответствовали приложению 6. А российские права не соответствовали, так как в них нет нумерации пунктов.

Однозначный совет тем, кто не ищет приключений — делайте международные права, если ваши права старого образца.

Новое водительское удостоверение выданное после 2011 года

Как видите, все строчки пронумерованы — а значит должны быть понятны без перевода всем сотрудникам полиции.

С таким удостоверением вы можете ехать в страны Венской конвенции без международных прав. Это удостоверение соответствует требованиям и Венской конвенции, и приложениям к ней от 2006 года.

Но это опять теория. Практика же показывает, что во многих странах у вас все равно будут требовать международные права. Могут их потребовать, когда будете брать машину напрокат, могут возникнуть сложности при выплате по страховке.

Но в данном случае у вас больше шансов отстоять свою правоту. Перед поездкой стоит уточнить на форумах посвященных нужной вам стране, как обстоят дела с правами. Например, Италия подписала обе конвенции, но в прокатах любят все равно любят требовать международные права.

 

Список стран подписавших Венскую Конвенцию 1968 года

 

Список стран подписавших конвенции тоже не однозначен. В интернете вы найдете много разных, часто противоречащих друг другу списков. Дело в том, что многие страны подписывали конвенции, но их не ратифицировали

Вот картинка из английской Википедии все окрашенные страны должны признавать международные водительские права.

Темно-синим окрашены те, кто подписал конвенцию 49 года, а светло-голубым, страны, не подписывавшие конвенцию 49 года, но подписавшие конвенцию 68 года. В этой карте много ошибок. Бразилия подписала конвенцию 68 года, Монголия тоже. Верно обозначен Китай, который признает только права, полученные в Китае

 

А вот список стран подписавших конвенцию 68 года с обратной стороны международных прав, выданных в России

Однако и здесь не все так просто, что можно видеть в таблице внизу. Из стран подписантов, страны выделенные желтым, не ратифицировали конвенцию, и поэтому не признают национальные права. Три страны выделенные красным вообще не ратифицировали ни одной конвенции, поэтому могут не признавать и международные права. Но как говорилось ранее, даже те страны, которые подписали и ратифицировали конвенцию 68 года, могут предъявлять дополнительные требования к национальным правам. Чаще всего в таких странах просят заверенный перевод национальных прав. Такое правило, например, существует в Бразилии, Италии.

 

Страны подписали и ратифицировали Женевскую конвенцию 49 года подписали и ратифицировали Венскую конвенцию 68 года
Австрия + +
Азербайджан   +
Албания + +
Армения   +
Багамы   +
Бахрейн   +
Беларусь   +
Бельгия + +
Болгария + +
Босния и Герцеговина   +
Бразилия   +
Ватикан
+
 
Великобритания +  
Венгрия + +
Венесуэла +  
Гайана   +
Гана +  
Германия   +
Греция + +
Грузия   +
Дания + +
Зимбабве + +
Израиль + +
Индонезия    
Иран   +
Испания
+
 
Италия + +
Казахстан   +
Кения   +
Киргизия   +
Китай    
Конго противоречивые данные +
Коста-Рика
 
Кот-д’Ивуар + +
Куба + +
Кувейт   +
Латвия   +
Литва   +
Люксембург + +
Македония   +
Марокко
+
+
Мексика    
Молдова   +
Монако + +
Монголия   +
Нигер + +
Нидерланды + +
Норвегия + +
ОАЭ + +
Пакистан   +
Перу + +
Польша   +
Португалия +  
Республика Корея +  
Россия   +
Румыния + +
Сан-Марино + +
Сейшелы   +
Сенегал + +
Сербия + +
Словакия + +
Словения   +
Таджикистан   +
Таиланд +  
Тунис + +
Туркменистан   +
Узбекистан   +
Украина   +
Уругвай   +
Филиппины + +
Финляндия + +
Франция + +
Хорватия   +
ЦАР + +
Черногория + +
Чехия + +
Чили +  
Швейцария   +
Швеция + +
Эквадор +  
Эстония +  
ЮАР + +

Какие можно сделать выводы.

1) Отправляясь в страну, подписавшую и ратифицировавшею конвенцию 68 года, уточните на форумах, нет ли проблем в этой стране с национальными водительскими удостоверениями, не требуют ли там международных прав или перевода национальных прав. Однозначно делайте международные права, если у вас старое российское удостоверение, выданное до 2011 года.

2) Если страна не подписала и не ратифицировала конвенцию 68 года, уточните, подписана ли у них конвенция 49 года.

Список стран подписавших конвенции 68 и 49 года

Это огромная таблица с сайта ООН, нужно смотреть 7 и 8 столбец.

3) Если страна подписала конвенцию 49 года (и не подписала конвенцию 68 года) — значит, делайте международные права

4) Если страны ничего не подписывали, значит, права могут потребовать делать в этой стране. Что, конечно, не подходит для кратковременных путешествий. И это уже не входит в рамки этой статьи.

Как сделать международные водительские права.

Международные права должны выглядеть вот так:

требования к международным правам по Венской конвенции

Международные права действительны только с национальными правами

Самый большой недостаток международных прав, что их выдают на три года (это требование Конвенции). Значит за срок действия национальных прав вам придется 3-4 раза оформлять международные.

Процедура оформления прав проста. Вам только нужно собрать документы —

  • паспорта российский и заграничный,
  • водительское удостоверение,
  • оплата пошлины,
  • фотографию,
  • медицинскую справку (отменена с 1.07.2016)!

 

Собрав все документы, можно пойти в единые центры оформления документов — там вам оформят за час международные права.

Права также оформляют в ГИБДД

Можно также оформить права на сайте Госуслуг.

Не поддавайтесь на интернет рекламу, все права, которые обещают оформить сторонние организации, не имеют статуса международных прав.

 

sovety-turistam.ru

Международное право — Википедия

Междунаро́дное пра́во — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

В международном праве выделяются три основных направления:

История международного права непосредственно связана с развитием государств и отношений между ними и берёт своё начало ещё со времен Античности. В процессе формирования международного права как самостоятельной правовой системы были установлены его основные принципы (jus cogens) и институты (такие как право международных договоров, право внешних сношений и другие). Основную роль в истории развития международного права играли два фактора: политико-социальные изменения в обществе и труды известных юристов и правоведов, таких как Гуго Гроций и Иеремия Бентам.

Междунаро́дное публичное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Международное публичное право включает в себя следующие отрасли и институты:

ООН — ведущая организация в сфере кодификации и развития международного права

Межотраслевые институты:

Также в науке международного права отдельно от особых институтов выделяют Общую часть международного публичного права.

Междунаро́дное ча́стное пра́во (МЧП) — совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.

Основная специфика международного частного права — наличие в регулируемых правоотношениях иностранного элемента и использование коллизионных норм.

Соотношение международного публичного права и международного частного права[править | править код]

Для международного публичного права слово международное обозначает вненациональное правовое урегулирование отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами других стран.

Основные отличия международного публичного права от международного частного права:

  1. В предмете правового регулирования: в международном публичном праве основное место отведено политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в отдельную отрасль международного экономического права; международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.
  2. В субъектах: в международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает государство, а в МЧП — традиционный субъект национального гражданского права государства.
  3. В основных источниках: для международного публичного права основным источником являются международные договоры и обычаи, а для международного частного права — законодательство государств, судебная и арбитражная практика.

На́днациона́льное пра́во — форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение некоторых своих прав и делегирование некоторых полномочий наднациональным органам. Нормативные акты, издаваемые такими органами, как правило имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Наиболее ярким примером наднационального права является Право Европейского союза.

Международный суд ООН в Гааге[править | править код]

Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН — Международный Суд[1], англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Международный уголовный суд в Гааге[править | править код]

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге[править | править код]

Междунаро́дный трибуна́л по бы́вшей Югосла́вии (МТБЮ) — структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название — «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года».

Международный арбитражный суд в Гааге[править | править код]

Постоянная палата третейского суда (ППТС) — (англ. Permanent Court of Arbitration, PCA) — международный арбитражный суд, расположенный в Гааге, Нидерланды. Учрежден в 1899 по решению первой Гаагской мирной конференции и является старейшей организацией для разрешения международных споров. Расположен во Дворце мира, специально построенного в Гааге в 1913 на пожертвование Эндрю Карнеги. Членами суда являются более 100 стран[2]. Суд принимает к рассмотрению как иски по межгосударственным спорам, так и иски частных организаций, имеющие международный характер. В отсутствие заблаговременного соглашения об ином ППТС может рассмотреть дело только с согласия всех спорящих сторон.

Европейский суд по правам человека в Страсбурге[править | править код]

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Международный арбитражный суд в Париже[править | править код]

Международный арбитражный суд при Международной торговой палате (англ. International Court of Arbitration of the International Chamber of Commerce) — международный суд, разрешающий арбитражные коммерческие споры. Основан в 1923 году, министром финансов Франции Этьеном Клементелем. Выступает в роли третейского посредника в разрешении споров. Решения суда не имеют обязательной силы. Формирование состава суда происходит по общему правилу третейских судов. Наиболее известный и опытный среди международных арбитражных институтов[3].

Российские учебники по международному праву[править | править код]

  • Теория международного права. Тункин Г. И.
  • Бирюков П. Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998, 2000 и др. изд.
  • Международное право: учебник / под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. М., 2005.
  • Учебник международного права / под. ред. Г. И. Тункина. М., 1994.
  • Гетьман-Павлова И. Международное право: Учебник. М., 2008.
  • Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачёв. Международное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
  • Международное право : учебник / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп. 2009.
  • Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. — М: Юрист, 2000.
  • Международное право: учебник / под ред. К. К. Гасанова. — М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2008.
  • Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2001.
  • Н. А. Ушаков. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. Учебник. Москва. Юристъ. 2000.
  • Хужокова И. М. Международное право: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., испр. М., 2009.

ru.wikipedia.org

Чем отличаются международные водительские права от обычных, какие особенности

Юридическая консультация > Административное право > ДТП, ГИБДД, ПДД > Разберемся, чем отличаются международные водительские права от обычных и как их получить

 Водительское удостоверение, которое в повседневной жизни называют права, это официальный документ, который предоставляет право на управление транспортом разных видов. Формат прав может быть двух типов: национальные и международные. Чем отличаются международные водительские права от обычных, и в чем особенность каждого из них, разберемся в статье.

Что такое стандартные права

Национальные, или стандартные права водительские используют большинство жителей страны. Их особенность в том, что удостоверение дает возможность управлять только некоторыми видами транспортных средств.

В законе четко указано 5 основных категорий, которые разрешают управлять машинами разной сложности:

  • категория А значит право находиться за рулем мотоцикла. Получить такую корочку можно не ранее 16 лет. При этом водитель не может находиться за рулем любого другого транспорта;
  • категория В дает возможность управлять машиной, вес которой не более чем 3500 кг. Важно учитывать, что в салоне нельзя находиться более 8 человекам. В противном случае это считается правонарушением;
  • категория С предусматривает управление автомобилем весом до 3.5 тонн, к которому пристегнут прицеп весом не больше 750 килограмм. Количество человек для транспортировки остается таким же;
  • категория D понадобится тем, кто осуществляют перевозки более 8 человек. Разрешается так же прикреплять прицеп, вес которого не превышает 750 килограмм. Особенность такого документа в том, что выдаются они только по достижении 20 лет;
  • категория Е выдаются если машина оснащен прицепом, масса которого менее 750 килограмм. Важно! Категорию Е разрешается получить только если стаж вождения составляет более года.

Для того, чтоб оформить удостоверение стандартного типа любого вида нужно пройти курсы и пройти проверку автошколе, в которую входят знание правил передвижения, и практика вождения автомобилем. Перед оплатой курса обязательно проверьте наличие полномочий, которые разрешают оформление водительских прав данным учреждением.

Что собой представляют права международные

Международные водительские права

Международный тип прав это разновидность документа, который дает возможность управлять машиной в любой точке планеты. Документ имеет особенный внешний вид, и предоставляется в качестве дополнения к национальному аттестату.

Для того, чтоб сделать международные права общего образца, водителю не нужно сдавать экзамены еще раз для подтверждения собственной квалификации. Достаточно подать полный список бумаг в местное отделение ГИБДД.

Для оформления международных прав понадобится:

  • заявление, составленное по образцу, в котором водитель указывает, что хотел бы получить права международного образца;
  • национальные права, действующие на момент обращения;
  • медицинская справка от врача установленной формы;
  • паспорт гражданина России с пропиской и без повреждений;
  • стандартная фотокарточка, 3.5 на 4.5 сантиметра;
  • квитанция из банка, которая подтверждает оплату государственной пошлины за оформление прав.

Для оформления нужно лишь подать документы и написать заявление. По сути, времени это займет очень мало. Но, взамен, водитель будет иметь право находится за рулем машины (в соответствии со своей категорией) в любом уголке планеты.

Первый документ, который координирует действия автомобилистов – это Венская конвенция. Именно в ней указано, что каждая страна, поставившая подпись, подтверждает правильность обычных водительских прав. Потому, перед получением , поинтересуйтесь правилами передвижения по стране, куда направляетесь.

Женевская конвенция это второй важный документ. Подписавшие ее страны предполагают обязательное наличие международных водительских прав.

Как выглядят национальные и международные права

Различия между правами

Обычные права представлены пластиковой картой, размером 5.4 на 8.6 сантиметра, с едва заметным розовым оттенком. На документе обязательно указаны паспортные данные водителя, цифровой номер удостоверения, и подпись владельца.

Так же обязательно указывается кем и когда выдан документ. Обращаем внимание, название пишется полностью, а не аббревиатурой. На передней части так же обозначается категория водителя.

Все записи на национальных правах делаются латиницей, а снизу дублируются на русском языке. Последний обязательный момент – штрих код. Он понадобится для считывания информации инспекторами ГИБДД в случае возникновения спорных ситуаций, или при повреждении (потертости) основной части прав.

Что же касается водительского документа международного образца, то оно представлено небольшим блокнотом, размера А6, с плотной обложкой обложкой серого цвета и светлыми листами.

На внешней стороне обложки должны быть зафиксированы такие данные:

  • дата, когда права были выданы;
  • срок, в который документ будет правомерным;
  • данные из стандартного удостоверения;
  • информация об учреждении, которое оформило права на родине. Обязательно должна присутствовать подпись и печать ответственного лица;
  • данные о субъекте РФ, в котором происходило оформление документа.

Если эти данные указаны на внутренней стороне обложки, то права считаются не правомерными.

На левой внутренней стороне указываются полные паспортные данные шофера. Обязательно должно быть ФИО, дата и место его появления на свет, место постоянного проживания и регистрации, таблица категорий транспорта, с отметками в графах, которыми может управлять собственник МВУ.

Права страница разворота дублирует те же сведения, и имеет место для фотографии. Сведения, указанные на обложке прописываются машинным способом, а вот внутренние страницы заполняются от руки.

Чем отличаются международные водительские права от обычных: список особенностей

По закону, использовать международные права можно только при том условии, что при себе водитель будет иметь и аналог национального формата. если же обычных прав при вас нет, то и использование международных считается неправомерным.

Что же касается срока действия документа, то он не всегда ограничивается тремя годами, как принято думать. Бывают случаи, когда оформление проводится на 5 лет или всего на год. Так давайте разберемся, какие же отличия существуют:

  1. Международные водительские права имеют силу только при наличии государственного документа.
  2. Чтоб получить международный образец, не нужно сдавать дополнительных экзаменов. Достаточно подать пакет документов, и подождать некоторое время, пока права будут изготавливаться.
  3. Ограниченный срок действия.
  4. Во время вождения машины заграницей, национальный образец документа не подойдет, полиция потребует предъявить и международный образец.

Если Вы любите путешествовать не только по своей стране, или работаете дальнобойщиком, или водителем у высокопоставленного чиновника, то оформление международных прав – это просто обязательное дело.

Если транспортное средство остановят за пределами России, и у водителя не будет документа нужного образца, придется уплатить штраф, сумма которого колеблется в пределе 300-400 евро. В то же время, чтоб оформить права нужно будет потратить не более часа, и просто собрать необходимые документы.

Отличия удостоверений

Существенная разница между национальными правами и международными состоит в нескольких пунктах:
  1. Сдача экзаменов для получения документа. Что касается обычных прав, то экзамены сдаются в установленном порядке, с определенной периодичностью. Проверка состоит из двух частей: теории и практики. При этом практическая часть проводится на улице, непосредственно в условиях обычной оживленной дороги, а не на постановочных муляжах. Для международных прав сдача дополнительных экзаменов не предусмотрена.
  2. Медицинская справка. Получить национальные права без медицинского заключения просто нереально. А вот заграничный вариант не требует таких сведений. Они основываются на те, которые были предоставлены.
  3. Сроки получения. В обычном варианте будет нужно подождать около месяца. Точная дата зависит от загруженности учреждения на данный момент. В то же время, получить иностранный образец можно уже спустя час, при условии, что с документами все в порядке, и не требуются дополнительные сведения.
  4. Право управления автомобилем за пределами страны. Национальные права смело используйте в странах, которые являются участниками Венской конвенции. Потому, перед тем как ехать заграницу, узнайте, нужны ли международные права вообще, или можно обойтись только нашими. Заграничные права могут понадобиться в станах, которые подписали Венскую и Женевскую конвенцию. Такой вариант изначально был прописан в тексте договора.
  5. Международное водительское удостоверение не является действительным документом на территории России, а потому водить машину исключительно с ними это то же самое, что управлять транспортным средством вообще без прав.
  6. Если транспортное средство попало аварию на территории страны, то страховые выплаты предоставлены не будут. А вот попав в ДТП заграницей, и имея страховку на машину, вам полностью компенсируют убытки.
  7. Получение визы для обычного варианта это весьма сложная задача. А вот иностранный образец может получить ее в установленном порядке.

Вот основные отличительные черты, которые важно знать перед получением.

Сроки действия автоудостоверений

Как долго действуют права четко установлено в разделе 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 No 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», где сказано, что срок предусмотренный для МВП 3 года, а для НАУ – 10 лет.

Важно! Международный образец прав выдается исключительно при наличии национальных. Потому продолжительность их действия не может быть больше, чем термин действия стандартного удостоверения.

Заменить межнациональные права так же можно лишь в период действия основных, иначе поменять их нельзя.

При замене стандартного документа, срок в международных правах не меняется, а остается прежний. Если при этом управляющий ТС повторно предоставляет справку от медиков, то права оформляются на 10 лет.

Действие любого образца прав может наступать при таких, определенных законом случаях:

  • Если закончился срок действия документа;
  • Произошли изменения в основной информации о собственнике прав. К таким относится смена имени, пола, или категории;
  • Если права были сильно повреждены, и теперь оттуда нельзя извлечь никакую информацию. К примеру, МВП были залиты водой, и чернила расплылись;
  • Водительские права были украдены или утеряны. Правда, в таком случае нужно будет сообщить в правоохранительные органы о пропаже, и придать огласке случившееся через объявление в газете;
  • Если документ был получен с использованием поддельных бумаг или неправдивых сведений;
  • Появились медицинские противопоказания для управления транспортным средством.

Во всех остальных случаях изъятие прав не осуществляется.

Могут ли лишить прав заграницей

Во первых, отправляясь заграницу нужно понимать, что существуют существенная разница между отечественным ПДД и иностранным. Потому, очень важно ознакомиться хотя бы с основными правилами вождения страны, куда направляетесь. То, что водитель не знал законов, не освобождает его от ответственности за нарушение.

Конечно, любого водителя, в том числе и иностранного, имеют право лишить прав вождения за серьезное нарушение правил, ведь абсолютно чистое передвижение нельзя обеспечить даже в самых развитых странах мира.

Если такая ситуация вполне может случиться с каждым. Именно потому очень важно понимать, как правильно поступить, чтоб сэкономить не только время, но и собственные нервы.

Если водитель въехал на территорию иностранного государства, не ознакомившись с его законами и правилами, он рискует:

  • быть оштрафованным. Поскольку все штрафы оплачиваются в долларах или евро, это существенно бьет по карману;
  • быть арестованным. Эта мера уже намного серьезней, и предпринимается за существенные промахи;
  • быть депортированным из страны. При этом, в некоторых государствах депортируют только самого водителя. А его транспортное средство остается на штрафной площадке.

Каждая из этих ситуаций может повлечь за собой проблемы с получением визы в следующий раз. Либо же вам точно не выдадут ее повторно.

Изымают права, чаще всего, за серьезные нарушения, среди которых лидирующие позиции занимают такие:

  • превышение скоростного режима. Забрать документы полиция имеет право, если вы превысили допустимую скорость даже на 5 километров в час. Потому особое внимание нужно уделять знакам, которые стоят на обочине.
  • Вождение транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, что недопустимо ни в какой стране мира;

Важно! Если водитель откажется от прохождения теста на вместимость алкоголя, он автоматически признается не трезвым, и забирается в участок.

  • Если водитель стал участником ДТП, и скрылся. Особенно если в аварии имеются пострадавшие или погибшие.

Важно понимать, что граждане заграницей имеют за честь помочь полиции, и сами считаются очень законопослушными. Именно потому они с радостью сообщат о том, что видели нарушение, даже если оно не зафиксировано на камерах наблюдения.

Как видно из статьи, есть существенные отличия между национальным водительским удостоверением и международным. Изучив основные советы и нюансы, уверенны, что проблем с ездой на дорогах иностранных государств у Вас не возникнет.

Смотрите видео о получении международных прав:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

    

juristpomog.com

Международное право в области прав человека — Википедия

Междунаро́дное пра́во в о́бласти прав челове́ка[1] — совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права. Международное право в области прав человека является отраслью международного публичного права. Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные — в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). Международное право в области прав человека тесно связано с такими отраслями международного права как право беженцев и международное гуманитарное право.

До Первой мировой войны отдельные вопросы прав человека (главным образом — прав религиозных меньшинств) включались в двусторонние и многосторонние договоры.

Ряд договоров, посвященных отдельным вопросам прав человека, был принят при участии Лиги Наций — Договоры о меньшинствах (англ.), а также действующие до сих пор Конвенция о рабстве (англ.) и ряд конвенций Международной организации труда (основанной при Лиге).

В июне 1945 года был подписан Устав ООН, первая статья которого объявила осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека» одной из целей организации. В апреле 1948 г. Организация американских государств приняла Американскую декларацию прав и обязанностей человека.[2]

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, хотя и закрепляет основные права и свободы личности, не является обязательным к исполнению международно-правовым документом. Вместе с тем, некоторые юристы рассматривают положения ВДПЧ как источник обычных норм международного права. Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) (Международный пакт о правах человека) от 10 декабря 1948 года. Декларация определяет базовые права человека.

Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными как императивная норма; в отдельных странах Декларация признается частично.

Оба пакта и первый факультативный протокол к МПГПП были приняты в 1966 году, а в 1976 году вступили в силу. Для МПЭСКП характерны более мягкие формулировки, чем для МПГПП, в частности — принцип «прогрессивной реализации» прав. Второй факультативный протокол к МПГПП, ограничивающий смертную казнь, был принят в 1989 г. и вступил в силу в 1992 г. Факультативный протокол к МПЭСКП (учреждающий механизм рассмотрения жалоб, аналогичный первому протоколу к МПГПП) принят в 2008 г. и вступил в силу в 2013 г. Пакты, наряду с факультативными протоколами к ним и ВДПЧ, составляют так называемый Международный билль о правах человека.[3]

Основные договоры[4]:

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965, в силе с 1969 г.)
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979, в силе с 1981 г., есть факультативный протокол)
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984, в силе с 1987 г., есть факультативный протокол)
  • Конвенция о правах ребёнка (1989, в силе с 1990 г., есть три факультативных протокола)
  • Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990, в силе с 2003 г.)
  • Конвенция о правах инвалидов (2006, в силе с 2008 г., есть факультативный протокол)
  • Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2006, в силе с 2010 г.).

У всех упомянутых конвенций предусмотрены механизмы рассмотрения надзирающими за их выполнением комитетами заявлений о нарушениях конвенций теми странами, которые соглашаются на такое рассмотрение, сделав особое заявление или присоединившись к факультативному протоколу. Механизм рассмотрения заявлений о нарушениях конвенции о правах трудящихся-мигрантов, на май 2017 года, ещё не работает — необходимо, чтобы на рассмотрение заявлений о нарушениях согласились как минимум 10 государств.

Заявления о нарушениях могут подавать как другие государства-участники (однако, по состоянию на 2011 год государства этим правом никогда не пользовались), так и люди, считающие себя жертвами нарушений конвенций[5].

Принятию большинства данных конвенций предшествовало принятие Генеральной Ассамблеей ООН не имеющих обязательного характера деклараций по соответствующим темам: о правах ребёнка в 1959 г., о ликвидации расовой дискриминации в 1963 году, о ликвидации дискриминации в отношении женщин в 1967 году, о защите от пыток и о правах инвалидов в 1975 году, о насильственных исчезновениях в 1992 году (по вопросам прав мигрантов до конвенции ООН был принят ряд конвенций и рекомендаций МОТ).

Региональные инструменты по правам человека[править | править код]

Совет Европы, Организация американских государств и Организация африканского единства (ныне Африканский союз) приняли конвенции о правах человека, создавшие механизмы рассмотрения жалоб:

Главное отличие Европейской конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции и принимающего обязательные для исполнения решения.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года. В тексте Конвенции можно выделить две части: перечень защищаемых прав и порядок деятельности Европейского суда. Протоколы № 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 14бис и 14 посвящены изменениям в порядке деятельности Суда.

Американская конвенция о правах человека или Пакт Сан-Хосе — региональная конвенция о защите прав человека (главным образом гражданских и политических), принятая в 1969 году и вступившая в силу в 1978 году. Участниками могут являться страны-члены ОАГ; на начало 2010 года в конвенции участвуют 25 из 34 членов ОАГ; ещё одна страна ранее была участницей конвенции, но денонсировала её (Тринидад и Тобаго). Конвенция состоит из 3 частей — «Обязанности государства и защищаемые права», «Средства защиты» и «Общие положения», — которые подразделяются на 11 глав.

В 1988 году принят Сан-Сальвадорский протокол, закрепляющий ряд социально-экономических прав и вступивший в силу в 1999 году. В нём на начало 2010 года участвуют 14 стран. В 1990 году принят Протокол об отмене смертной казни, допускающий оговорки о сохранении смертной казни в военное время. В нём на начало 2010 года участвуют 11 стран.

Заявления о нарушении Конвенции могут подаваться частными лицами или, с особого согласия ответчика, другой страной-участницей Конвенции. Заявления частных лиц сначала поступают в Межамериканскую комиссию по правам человека, которая решает вопрос об их передаче на рассмотрение учреждённым Конвенцией Межамериканским судом по правам человека.

  • Африканская хартия прав человека и народов (1981, в силе с 1986 г., есть протоколы о правах женщин и об учреждении особого Суда по правам человека). Также ряд стран Западной Африки допускает рассмотрение жалоб о нарушениях в них прав человека в суде ЭКОВАС,[6] жалобы на нарушения прав человека рассматривает также суд Восточноафриканского сообщества.[7]

Лига арабских государств приняла хартию, не предусматривающую рассмотрения жалоб:

В сентябре 2014 года принят устав Арабского суда по правам человека, но начало его деятельности ожидается через несколько лет.[8]

СНГ приняло конвенцию о правах человека, не предусматривающую expressis verbis рассмотрения жалоб, и являющееся её частью Положение о Комиссии по правам человека СНГ, предусматривающее возможность рассмотрения комиссией обращений любых лиц и НПО «по вопросам, связанными с нарушениями прав человека любой из Сторон и входящим в компетенцию Комиссии, в соответствии со своими правилами процедуры», однако комиссия пока что не начала работу.

Организация Исламская конференция в 1990 году приняла Каирскую декларацию о правах человека в исламе, АСЕАН в 2012 г. — Декларацию АСЕАН о правах человека.[10]


СЕ принял также ряд конвенций по отдельным вопросам прав человека, ОАГ — три конвенции о правах женщин и ряд конвенций против: дискриминации и нетерпимости в целом; расовой дискриминации; дискриминации инвалидов; пыток; и насильственных исчезновений[11]. СНГ приняло конвенции об избирательных правах и правах лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, ОАЕ/АС — хартию прав ребёнка. Правам человека также уделено внимание во многих документах СБСЕ/ОБСЕ, из которых наиболее широкие обязательства предусматривает Хельсинкский Заключительный акт 1975 года.

В рамках Европейских сообществ, а позднее Евросоюза, в 1989 году была принята рамочная Хартия основных прав трудящихся[12], на основе принципов которой затем был издан ряд директив.[13] В 2000 году была принята Хартия основных прав (обязательна с 2009 года). В 2017 году была принята Европейская основа социальных прав. [14]

Международные органы по защите прав человека[править | править код]

  • Договорные органы:
  • Тематические организации при международных организациях:

ru.wikipedia.org

Международное право | Организация Объединенных Наций

Урегулирование споров между государствами

Главным судебным органом ООН является Международный Суд (МС), который занимается урегулированием споров между государствами в соответствии с нормами международного права.  Международный Суд (МС) также выносит заключения рекомендательного характера по вопросам, поступающим от органов и специализированных учреждений системы ООН.  В состав Международного Суда входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности  сроком на девять лет.

Международные суды и трибуналы

Помимо Международного Суда (МС) существует целый ряд международных судов и трибуналов, которые в разной степени ассоциированы с ООН.  Например, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ),  Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), Специальный суд по Сьерра-Леоне, Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи и Специальный трибунал по Ливану, которые были учреждены Советом Безопасности и которые являются его вспомогательными органами.  К этой категории относятся Международный уголовный суд (МУС) и Международный трибунал по морскому праву (МТМП), которые были учреждены в соответствии с соглашениями, разработанными в рамках ООН.  В настоящее время МУС и МТМП являются независимыми образованиями с особыми соглашениями о сотрудничестве. Другие международные суды могут функционировать независимо от ООН.

Что такое международное право?

Международное право определяет правовые обязанности государств в их взаимоотношениях друг с другом, а также обращении с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ. Это касается широкого круга вопросов, находящихся под пристальным вниманием международного сообщества, таких, как права человека, разоружение, международная преступность, беженцы, миграция, проблемы гражданства, обращение с заключенными, применение силы, ведение войны и проч. В сферу действия Международного права также входят такие глобальные вопросы, как, например, окружающая среда, устойчивое развитие, международные воды, космос, глобальные коммуникации и мировая торговля.

Совет Безопасности и международное право

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Некоторые из его действий имеют последствия для международного права, например те, которые касаются миротворческих миссий, специальных трибуналов и санкций. Обязательный характер решений, принятых на основании главы VII Устава, является особенно актуальным в контексте рассмотрения этой темы. В соответствии со статьей 13 (б) Римского статута, Совет Безопасности может передать некоторые вопросы Прокурору Международного уголовного суда (МУС), если они касаются международных преступлений (геноцид, преступления против человечности, военные преступления, акты агрессии).

Генеральная Ассамблея и международное право

Согласно Уставу ООН Генеральная Ассамблея уполномочена проводить исследования и выносить рекомендации по вопросам укрепления и кодификации международного права. Многие вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи рассматривают конкретные направления международного права и отчитываются по ним на пленарных заседаниях. Большинство правовых вопросов рассматриваются Шестым комитетом, который затем сообщает об этом на пленарном заседании. Комиссия международного права и Комиссия ООН по праву международной торговли представляют доклады Генеральной Ассамблее. Генеральная Ассамблея также рассматривает вопросы внутреннего нормотворчества Организации Объединенных Наций, такие, как принятие Положений о персонале и о создании системы внутреннего правосудия.

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (правовые вопросы)

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи является главным форумом Генеральной Ассамблеи по правовым вопросам.  В Шестом комитете, являющемся одним из основных комитетов Генеральной Ассамблеи, имеют право на представленными все государства — члены ООН. Текущая информация по вопросам повестки дня, резюме работы и документация.

Комиссия международного права

Комиссия международного права содействует прогрессивному развитию и кодификации норм международного права.  Работа Комиссии, как правило, всегда связана с определенными аспектами прогрессивного развития, а также кодификации международного права с упором либо на прогрессивное развитие, либо на кодификацию, в зависимости от рассматриваемого вопроса. Информация о программе работы и деятельности, конвенции и доклады.

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

Комиссия является одним из основных правовых органов системы ООН, специализирующимся на вопросах права международной торговли. Одним из основных аспектов деятельности Комиссии является модернизация и согласование права международной торговли. Секретариатом Комиссии разработана система Прецедентного права по текстам ЮНСИТРАЛ (ППТЮ) с целью сбора и распространения информации о судебных и арбитражных решениях, касающихся разработанных Комиссией конвенций и типовых законов. Цель этой системы — содействие распространению в международных масштабах информации о правовых текстах, разработанных Комиссией, и облегчение единообразного толкования и применения этих текстов.

Конвенция ООН по морскому праву

Конвенция ООН по морскому праву регулирует все правовые вопросы, касающиеся морских пространств и мирового океана, устанавливает правила и нормы деятельности и использования ресурсов мирового океана.  Отдел ООН по вопросам мирового океана и морского права Отдела по правовым вопросам ООН выполняет функции секретариата Конвенции по морскому праву.

Собрание договоров ООН

База данных договоров на хранении у Генерального секретаря и/или зарегистрированных в Секретариате ООН дает максимально полную информацию о более 560 важных многосторонних инструментах, находящихся на хранении у Генерального секретаря.  Эти инструменты охватывают целый спектр вопросов, таких как права человека, разоружение, сырьевые товары, беженцы, экология и морское право.  База данных фиксирует моменты подписания и ратификации инструментов государствами-членами и присодинения к ним, а также заявления, оговорки или возражения участвующих сторон.

Система внутреннего правосудия в ООН

Система внутреннего правосудия в ООН была учреждена в 2009 году.  Организация преследовала цель создания такой системы, при которой стало бы возможно не доводить дела до официального судебного разбирательства, а разрешать спорные вопросы и конфликты на этапе их возникновения непредвзятым образом, на профессиональной основе, без проволочек и при обеспечении полной транспарентности.  Поскольку ООН обладает юридическим иммунитетом против исков со стороны национального суда любой страны, Организация учредила систему внутреннего правосудия для урегулирования споров и конфликтов между руководством и персоналом, включая действия, которые могут повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Справочные материалы и подготовка по правовым вопросам

Архивные материалы, представленные в Библиотеке аудиовизуальных материалов по международному праву, являются уникальным ресурсом для педагогов и научных работников, специализирующихся на вопросах международного права.

Правовая техническая помощь государствам-членам

ООН предоставляет государствам-членам техническую помощь по широкому кругу правовых вопросов.  Государства-члены имеют возможность получить консультативную и экспертную оценку, запросить аналитическую и статистическую информацию, обратиться с просьбой об организации учебы кадров.

Программа помощи по вопросам международного права

Программа помощи в области преподавания, распространения информации и знаний о международном праве нацелена на обеспечение более глубокого понимания международного права, «как иструмента по укрепленнию международного мира и безопасности и обеспечения сотрудничества между государствами». Программа является важнейшим элементом деятельности ООН в области международного права.

www.un.org

Международное право — это… Что такое Международное право?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Междунаро́дное пра́во — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Международное публичное право

Междунаро́дное публичное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Международное публичное право включает в себя следующие отрасли и институты:

ООН — ведущая организация в сфере кодификации и развития международного права

Межотраслевые институты:

Также в науке международного права отдельно от особых институтов выделяют Общую часть международного публичного права.

Международное частное право

Междунаро́дное ча́стное пра́во (МЧП) — совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.

Основная специфика международного частного права — наличие в регулируемых правоотношениях иностранного элемента и использование коллизионных норм.

Соотношение международного публичного права и международного частного права

Для международного публичного права слово международное обозначает вненациональное правовое урегулирование отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами других стран.

Основные отличия международного публичного права от международного частного права:

  1. В предмете правового регулирования: в международном публичном праве основное место отведено политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в отдельную отрасль международного экономического права; международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.
  2. В субъектах: в международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает государство, а в МЧП — традиционный субъект национального гражданского права государства.
  3. В основных источниках: для международного публичного права основным источником являются международные договоры и обычаи, а для международного частного права — законодательство государств, судебная и арбитражная практика.

Наднациональное право

На́днациона́льное пра́во — форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение некоторых своих прав и делегирование некоторых полномочий наднациональным органам. Нормативные акты, издаваемые такими органами, как правило имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Наиболее ярким примером наднационального права является Право Европейского союза.

Международные судебные инстанции

Международный суд ООН в Гааге

Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН — Международный Суд[1], англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Международный уголовный суд в Гааге

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге

Междунаро́дный трибуна́л по бы́вшей Югосла́вии (МТБЮ) — структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название — «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года».

Международный арбитражный суд в Гааге

Постоянная палата третейского суда (ППТС) — (англ. Permanent Court of Arbitration, PCA) — международный арбитражный суд, расположенный в Гааге, Нидерланды. Учрежден в 1899 по решению первой Гаагской мирной конференции и является старейшей организацией для разрешения международных споров. Расположен во Дворце мира, специально построенного в Гааге в 1913 на пожертвование Эндрю Карнеги. Членами суда являются более 100 стран[2]. Суд принимает к рассмотрению как иски по межгосударственным спорам, так и иски частных организаций, имеющие международный характер. В отсутствие заблаговременного соглашения об ином ППТС может рассмотреть дело только с согласия всех спорящих сторон.

Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Российские учебники по международному праву

  • Теория международного права. Тункин Г. И.
  • Бирюков П. Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998, 2000 и др. изд.
  • Международное право: учебник / под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. М., 2005.
  • Учебник международного права / под. ред. Г. И. Тункина. М., 1994.
  • Гетьман-Павлова И. Международное право: Учебник. М., 2008.
  • Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачёв. Международное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
  • Международное право : учебник / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп. 2009.
  • Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. — М: Юрист, 2000.
  • Международное право: учебник / под ред. К. К. Гасанова. — М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2008.
  • Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2001.
  • Н. А. Ушаков. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. Учебник. Москва. Юристъ. 2000.
  • Хужокова И. М. Международное право: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., испр. М., 2009.

См. также

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru

Международное публичное право — Википедия

Междунаро́дное публи́чное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Отличие от внутригосударственного права[править | править код]

Международное право не является отраслью права, а образует самостоятельную правовую систему, существующую параллельно с внутренним правом государств. Отличия международного права от внутригосударственного права заключаются в следующем:

  1. Как и внутригосударственное право, международное право создается государствами и обеспечивается силой их принуждения. Главное отличие заключается в том, что нормы международного права являются продуктом согласования воли субъектов, а не принятия каким-либо одним субъектом обязательных для других субъектов правил поведения. Соответственно, и обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права.
  2. Предметом регулирования внутригосударственного права являются отношения в пределах юрисдикции одного государства. Международное право же регулирует межгосударственные и иные международные правоотношения,которые выходят за границы национальной юрисдикции отдельных государств[1].
  3. Цель регулирования международного права заключается в разрешении вопросов, требующих совместного регулирования со стороны нескольких государств или всего международного сообщества. В основном, это вопросы международного мира и безопасности, мировой экологии, определения правового статуса нейтральных территорий — космоса, Антарктики и т.п. Цели регулирования внутригосударственного права ограничиваются территорией отдельного государства.

Субъектами международного права являются:

также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

  • государствоподобные образования
  • неправительственные организации
  • нации и народы, борющиеся за независимость
  • физические лица (самый молодой субъект международного права, который не всеми рассматривается как таковой)

Источники международного публичного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН. В ней сказано следующее:

«Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Таким образом, согласно данной статье, источниками международного публичного права являются следующие 5 типов источников:

В то же время в ст. 38 не зафиксирован другой важный источник, имеющий в современном международном публичном праве важное значение, а именно решения международных организаций.

Система международного права — взаимосвязанная совокупность отраслей и институтов международного права, которые состоят из действующих договорных и обычно-правовых норм и общепризнанных принципов международного права.

Отрасли и институты[править | править код]

Международное публичное право включает в себя следующие отрасли и институты:

Межотраслевые институты:

Нормы и принципы[править | править код]

Как и во внутригосударственном праве, основным элементом международного права являются его нормы.

Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы (jus cogens) — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные нормы — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

Среди императивных норм выделяют основные принципы международного права — это основополагающие нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Принципы международного права являются ядром системы международного права. В доктрине международного права выделяют десять основных принципов:

  1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  5. Принцип равноправия и самоопределения народов;
  6. Принцип суверенного равенства государств;
  7. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;
  8. Принцип нерушимости государственных границ;
  9. Принцип территориальной целостности государств;
  10. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

В отличие от международного публичного, международное частное право по своей природе является правом внутригосударственным. Оно регулирует международные отношения частных лиц. Как правило, соответствующие нормы являются не международными, а закрепляются во внутреннем праве каждого государства.

  • Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.В. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. — 783 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-16-004137-7.
  • Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. Международное право. Учебник. — М.: Эксмо, 2006. — 736 с. — ISBN 5-699-08353-7.
  • Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Международное право. — М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2007. — 816 с. — ISBN 978-5-7133-1285-5.
  • Б.Н. Топорнин. Юридическая энциклопедия. — М.: Юристъ, 2001. — 1272 с. — ISBN 5-7975-0429-4.
  • Большой юридический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 858 с. — ISBN 5-16-002606-1.
  • Большая советская энциклопедия. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1970. — 18240 с.

ru.wikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о