Обоюдная вина кому положена выплата по ОСАГО?
Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?
Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.
Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников. А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.
Что говорит закон?
В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».
Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:
- Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
- Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.
Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.
Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.
Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.
Политика надзорных органов
Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».
В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.
Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.
И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.
В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.
Позиция Верховного Суда
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:
- Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
- Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.
То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.
Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.
Как поступать автовладельцам?
Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.
В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.
Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.
Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.
выплата по ОСАГО в 2020 году
В большинстве случаев причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения. Нарушитель признается виновником аварии и получает обязанность по возмещению вреда потерпевшему. Однако в отдельных ситуациях в происшествии виновны оба водителя. Рассмотрим, как получить выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП.
Что такое обоюдная вина
Нормативные акты не содержат понятия «обоюдной вины». Это исключительно разговорное выражение. Ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40 содержит информацию о происшествии, в котором ответственными являются все участники. По сути, это и есть обоюдка при ДТП (каждый водитель является и пострадавшим и виновником).
Обязательным условием признания виновным является наличие причинно-следственный связи между происшествием и виновными действиями автоводителя.
Например, один из участников находился в состоянии алкогольного опьянения и стоял при красном сигнале светофора, а другой – въехал в бампер его машины, так как не соблюдал дистанцию. С одной стороны, каждый из участников нарушил ПДД, с другой – в аварии виноват только второй. Данная ситуация не считается аварией с обоюдной виновностью.
Закон не предусматривает особых методов оформления происшествия при наличии у водителей взаимной вины. Участники должны действовать в общем порядке. То есть вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара. При обоюдной виновности нельзя оформить европротокол.
В процессе оформления необходимо собрать максимальное количество доказательств (фото, видео с видеорегистратора, опросить свидетелей). Так как уровень ответственности в происшествии устанавливают не сотрудники ГИБДД, а суд, доказательная база пригодится вам в разбирательстве.
Как доказать
Согласно ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40, если виновными в аварии являются все участники, то степень виновности устанавливается судом.
В судебной практике отсутствуют разъяснения, обязаны ли потерпевшие в такой ситуации обращаться в суд. Однако страховые компании предпочитают не осуществлять выплату до тех пор, пока степени вины при обоюдном ДТП не установлены по решению суда.
Закон не предусматривает специального искового заявления с требованием об установлении виновности в аварии. Однако просьбу определить виновность можно включить в гражданско-правовой иск о взыскании ущерба с лица, причинившего вред.
Так как обязанность по возмещению ущерба возлагается не только на водителя, но и на его страховщика, то они указываются в иске в качестве соответчиков.
Советы, как доказать обоюдную вину:
- В процессе оформления происшествия собирайте доказательства (фото с места происшествия, видео с камер, видеорегистраторов, берите контакты у очевидцев).
- Наймите юриста для составления иска и представительства в суде. По данному вопросу судебная практика весьма неоднозначная и самостоятельные действия могут привести к отрицательному результату.
- Закажите проведение трасологической или другой автотехнической экспертизы (в зависимости от конкретной ситуации). Зачастую отчет эксперта становится в судебном разбирательстве наиболее веским доказательством.
Окончательное решение по степени виновности каждого участника ДТП будет принимать суд. Он же установит величину компенсации от страховой компании, которая вам полагается.
Судебный процесс займет 3-4 месяца, но в случае положительного решения позволит получить максимальную выплату.
Как получить выплату по ОСАГО
Наличие вины в действиях каждого участника аварии не является причиной для отказа в выплате страховки. Закон предусматривает возможность для каждого из них обратиться в страховую компанию другого участника для получения компенсации.
Таким образом потерпевший может получить компенсацию, обратившись к страховщику другого виновника аварии. О принятом решении компания должна сообщить в письменной форме в течение 20 дней с момента подачи заявления.
Если у одной стороны нет ОСАГО или виновник не записан в полис, то договариваться о компенсации придется по обоюдному согласию или урегулировать спор в судебном порядке.
Необходимо учитывать, что страховая компания сохраняет за собой право регресса (то есть на обращение в суд и взыскание выплаченной в качестве компенсации суммы с другого виновника).
Размер возмещения
При обоюдке страховая компания выплачивает в качестве компенсации не полную страховую премию, а только ее часть.
Возможны следующие варианты для установления размера возмещения:
- Стороны обращались в суд и степень вины установлена на основании судебного решения. Выплата будет рассчитана исходя из степени вины.
- Стороны не обращались в суд. В такой ситуации закон устанавливает выплату 50 на 50.
Если получатель не согласен в начисленной суммой, он имеет право взыскать остаток с другого нарушителя в судебном порядке.
Чтобы обосновать сумму иска, проведите независимую экспертизу. Через суд можно получить разницу между оценкой эксперта и компенсацией от страховой компании.
Способ возмещения
Единственным способом возмещения по ОСАГО при обоюдке является денежная компенсация. Так как гражданин получает частичное возмещение, на полноценный ремонт его не хватит.
Чтобы получить возмещение убытков в натуральной форме, потребуется просить об этом страховую компанию и доплатить до полной стоимости ремонтных работ. Как показывает практика, такое предложение может стать выгодным, если по страховке предусмотрена компенсация 50%.
В случае денежного возмещения, расчет проводится с учетом износа транспортного средства. Поэтому страховая насчитает мало, недостаточно для полноценного ремонта.
Если страховая отказывает в выплате
К сожалению, ситуация, когда страховая компания отказывает в выплате при взаимной вине, не редкость. Страховые стараются избежать перечисления возмещения до определения степени вины.
В случае неправомерного отказа попытайтесь урегулировать конфликт со страховщиком в досудебном порядке. В качестве аргумента можно использовать позицию Верховного Суда РФ по данному вопросу.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 2015 года № 2 при наличии взаимной вины:
- право на выплату по ОСАГО сохраняется;
- страховые компании участников ДТП платят в равных долях.
Если такой подход показался участнику неправильным, он имеет право обратиться в суд и взыскать дополнительную выплату.
Естественно она будет взыскана со страховой компании только в случае удовлетворения иска. А штрафные санкции к страховщику в такой ситуации не применяются.
Если есть пострадавшие
Рассмотрим, что будет, если в аварии есть пострадавшие. В зависимости от степени вреда, нанесенному жизни и здоровью, для виновника предусматривается административная или уголовная ответственность.
Если вред здоровью был причинен обеим сторонам, то каждая из них индивидуально будет привлечена к ответственности.
В случае гибели одного виновника, к уголовной ответственности привлекается второй водитель, вне зависимости от степени его вины. Зачастую мерой ответственности становится лишение свободы.
Если же в происшествии пострадал пассажир одного из автомобилей, то ответственность возлагается на обоих нарушителей. Однако решающее значение здесь имеет факт взаимного нарушения. Если нарушение ПДД одним из водителей не стало причиной ДТП, то он не будет привлечен к ответственности.
Впоследствии, пассажир может обратиться к нему с гражданско-правовым иском для взыскания денежных средств на лечение. Такая возможность предусмотрена, если виновник аварии не платежеспособен.
Можно ли покинуть место аварии
Если автомобили являются личной собственностью сторон, а в происшествии нет пострадавших, то водители могут покинуть место ДТП по обоюдному согласию. Это возможно только в том случае, если стороны решили не оформлять ДТП и не обращаться за возмещением в страховую компанию. Юридически – это их право.
Использовать такой способ нужно осторожно. Так как второй участник всегда может заявить, что вы покинули место ДТП самовольно. И это приведет к более негативным последствиям.
Поэтому обязательно оформите в письменной форме расписки об отсутствии взаимных претензий. В противном случае вы окажетесь виноватым в происшествии на 100%, а еще и лишитесь прав.
Резюме
Подведем итоги:
- Не каждое происшествие, в котором оба водителя нарушили ПДД, является обоюдным.
- Обоюдку нельзя оформить по европротоколу.
- Наличие вины у обоих водителей не является основанием для отказа в выплате ОСАГО.
- По закону выплата каждому заявителю составляет 50%.
- Если уровень ущерба очевидно неравный, можно обратиться в суд и установить степень вины для взыскания дополнительной компенсации.
- Если в аварии пострадал один из виновников, второй будет привлечен к ответственности вне зависимости от степени вины. А если пострадал пассажир, то к ответственности привлекаются оба водителя.
- При отсутствии пострадавших и взаимных претензий участники происшествия могут просто оформить расписки и разъехаться.
Содержание статьи
Что означает «обоюдная вина»?
В основном инциденты на дорогах происходят из-за действий определённых лиц. Однако в некоторых ситуациях вина за случившуюся аварию лежит ни на одном водителе, а на нескольких автомобилистах, в отношении которых выносится постановление о совершении административного нарушения. Принято считать, что в произошедшем столкновении обоюдно виноваты несколько лиц, управлявших машинами.
Конкретного понятия «обоюдная вина» в законодательстве нет. При этом Госавтоинспекция и компании, работающие на рынке страхования, под обоюдной ответственностью подразумевают дорожный инцидент, все участники которого в какой-либо мере допустили нарушение ПДД. Если инспекторами ГИБДД были выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях со стороны обоих автомобилистов, подразумевается, что на всех водителях лежит одинаковая вина. Определить, кто из автомобилистов больше, а кто меньше виноват в аварии, имеет право только судебный орган. Автомобилист, который хочет определить степень виновности, подает в суд иск, где в качестве ответчиков указывает страховщика, а также другого водителя, спровоцировавшего аварию.
Также нужно учитывать, что бывают ситуации, когда нарушителями ПДД оказались оба водителя, однако ДТП спровоцировали действия лишь одного из них. В частности, в остановившуюся на светофоре машину, которой управляет нетрезвый водитель, врезался другой автомобиль. В этом случае виновником аварии является только один участник столкновения, так как действия пьяного автомобилиста не могли привести к столкновению. Поэтому крайне важно выявить не только все факты, свидетельствующие о нарушении автомобилистами ПДД, но и установить причинно-следственные связи.
В чью страховую компанию следует обращаться водителю?
Разберёмся в какую страховую компанию обращаться пострадавшему в ДТП? Если в результате столкновения отсутствуют пострадавшие граждане, а урон был причинён исключительно транспортным средствам, автомобилист должен за возмещением ущерба обращаться к тому страховщику, у которого был приобретён полис автогражданки.
Необходимо отметить, что ранее водитель наделялся правом обращаться как в свою компанию, так и к страховщику другого автомобилиста, виновного в столкновении. Однако после реформирования закона «Об ОСАГО», эта норма утратила свою силу.
Как возмещается ущерб по полису ОСАГО
Для того, чтобы получить страховую выплату по ОСАГО, автомобилисту требуется собрать пакет документации, который включает:
- удостоверение личности;
- протокол Госавтоинспекции;
- справку о повреждениях, полученных автомобилем;
- документы на пострадавший автомобиль;
- справку о банковском счёте для перечисления компенсации.
Сумма компенсации, на которую могут претендовать водители, определяется на основании степени их вины в инциденте. Данная норма предусмотрена п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Если степень вины автомобилистов не определялась в судебном порядке, принято считать, что все водители виноваты одинаково, поэтому страховая выплата между участниками ДТП распределяется в соотношении 50 на 50 процентов. Практика показывает, что водители в большинстве случаев соглашаются с получением половинчатой суммы компенсации, отказываясь от судебного разбирательства.
Как рассчитывается стоимость ущерба?
Для определения размера ущерба по ОСАГО должна быть проведена автотехническая экспертиза, в ходе которой выявляют все видимые, а также скрытые повреждения, полученные машинами и причины, спровоцировавшие ДТП. Помимо этого в рамках экспертизы определяют условия на автотрассе, в которых происходило столкновение и прочие параметры. В процессе экспертизы формируется целостная картина ДТП, на основании которой делают выводы по всем спорным ситуациям и устанавливают сумму урона.
Известны случаи, когда в процессе оценки ущерба страховщики пытались скрыть различные повреждения автомобилей, тем самым занизив размер выплат. Для того чтобы оспорить результаты автотехнической экспертизы, требуется получить заключение независимого эксперта, который повторно проведёт экспертизу автомобиля, оценит ущерб и предоставит свои выводы о повреждениях транспортного средства.
Часто у автомобилистов возникает желание проверить, честна ли с ними страховая компания. Чтобы понять, правильно ли рассчитана сумма ущерба по ОСАГО, следует выполнить самостоятельный расчёт, используя данные базы РСА. В этой базе содержатся сведения о ценах на автозапчасти в различных регионах страны, нормочасах и прочих параметрах, на основании которых страховщики рассчитывают размер ущерба.
Как водителю получить выплату?
Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине автомобилистов, водителям в течение 10 рабочих дней с момента аварии требуется подать заявления в те компании, где ранее приобретались полисы. Если десятидневный срок будет пропущен, получить полагающуюся компенсацию очень сложно.
Исходя из того, что виновность каждого водителя изначально признается равной, автомобилисты получают по 50% суммы компенсации. При несогласии одной из сторон с суммой возмещения, размер компенсации должен быть установлен в ходе судебного разбирательства. Суд, рассматривая дело, определит степень вины каждого из участников столкновения, а также сумму ущерба, которую страховщик будет обязан выплатить в установленный срок. Если сроки перечисления средств клиенту будут нарушены, на страховщика будут наложены штрафные санкции.
Сумма компенсации, получаемой автомобилистом, определяется степенью его вины в произошедшем ДТП. Например, суд может вынести решение, согласно которого в аварии на 80% виноват водитель Иванов, а вина водителя Петрова составляет 20%. Поэтому Ивановым будет получено 20% от суммы возмещения, а Петровым – 80%.
Можно ли самостоятельно выбирать способ возмещения ущерба?
На сегодняшний день автомобилист, являющийся участником дорожного инцидента, который был совершён по обоюдной вине, вместо оплаты ремонтных работ имеет право получить финансовое возмещение за причинённый ущерб.
В случае, если автомобилист выберет оплату страховщиком ремонтных работ, разницу между суммой возмещения и фактической стоимостью ремонта участнику ДТП предстоит оплачивать из собственного кармана. Следует учитывать, что все запчасти, устанавливаемые в ходе ремонтных работ, должны быть новые. Использование находившихся в эксплуатации деталей и элементов разрешается только с согласия страховщика.
Направление на ремонт выдаётся автомобилисту в течение 20 календарных дней после поступления страховщику заявления. Однако для получения направления на СТО, не включенное в список страховщика, может потребовать дополнительное время.
Период ремонта не должен быть больше 30 рабочих дней с момента передачи машины на СТО. Продление сроков разрешено только при условии, что длительность ремонта обусловлена технологическими особенностями работ, а также при согласовании с автовладельцем. В любых других случаях за затягивание работ страховщик обязан оплатить неустойку. На выполненные ремонтные работы даётся гарантия: кузовной ремонт – 12 месяцев, остальные виды ремонта – 6 месяцев.
Что касается автосервиса, выполняющего ремонт автомобиля, у каждого страховщика имеется перечень СТО, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Однако, для проведения ремонта автомобиль страховщика будет передан не в любой автосервис из перечня, а в ту станцию техобслуживания, которая расположена на расстоянии, не превышающем 50 км от места дорожного инцидента или дома, где проживает автомобилист. Данное правило может быть нарушено только тогда, когда страховщиком будет оплачен эвакуатор, который доставит транспортное средство в автосервис. К примеру, если авария произойдёт на автотрассе в 400 км от места проживания автомобилиста, страховщик может прислать эвакуатор, который отвезёт машину на любое СТО, выбранное компанией по своему усмотрению. При этом, страхователь должен помнить, что страховщик обязан выполнить транспортировку автомобиля не только на СТО, но и обратно.
Если ремонт выполнен некачественно, автомобилист должен направить претензию страховщику, потребовав исправления изъянов. При невозможности устранения недостатков автомобилисту следует обратиться к страховщику за получением компенсации, а, получив отказ, направить заявление в суд.
Как поступить, если страховщик отказался платить?
Нередко страховые компании отказываются от выплаты возмещения по ОСАГО. В качестве основания для подобного решения могут рассматриваться такие ситуации:
- пропущены сроки подачи заявления;
- водитель покинул место дорожного инцидента;
- нахождение водителем в состоянии опьянения;
- один из автомобилистов, участвовавших в ДТП, не был вписан в полис.
Столкнувшимся с подобной проблемой водителям рекомендуется обращаться за помощью к автоюристам, которые смогут отстоять их право на получение компенсации.
Получив отказ в выплате, автомобилист может оспорить решение страховщика через суд. Для этого требуется обратиться к независимым экспертам, которые проведут оценку финансового ущерба, полученного автомобилем. Имея на руках экспертное заключение, автомобилист должен попытаться урегулировать спор в досудебном порядке. С этой целью страхователь направляет страховщику претензию, дополненную пакетом подтверждающих документов (заключение независимой экспертизы, чеки, подтверждающие все расходы, указанные в претензии, а также документы, которые автомобилист подавал ранее для получения выплаты по ОСАГО).
Претензию и пакет сопроводительной документации направляют на юридический адрес компании заказным письмом. Если в течение 10 дней, прошедших с момента получения претензии, страховщик не удовлетворит требование автомобилиста, страхователь имеет право обращаться в судебные органы.
Отказ страховщика осуществить выплату по ОСАГО подпадает под действие закона «О защите прав потребителей». Поэтому, заявление истец может подавать в городской или районный суд по месту своего проживания. Срок судебного разбирательства может составлять от 3 недель до 3 — 4 месяцев.
Если суд частично или полностью удовлетворит исковые требования истца, страховщик будет обязан перечислить определённую судебным органом сумму на счёт страхователя. Если в установленные законодательством сроки страховщиком не будет осуществлена выплата, судом будет вынесен исполнительный лист.
В случае проигрыша дела страхователь имеет право на дальнейшее обжалование решения.
С точки зрения законодательства, поводом для отказа выплачивать страховку по ОСАГО является лишь ситуация, когда личность автомобилиста, чьи действия спровоцировали аварию, определить невозможно. Чтобы не оказаться в ситуации, когда страховщиком будет отказано в выплате из-за невозможности выявить виновника ДТП, автомобилист должен проявить внимательность к документам, составляемым инспекторами ГИБДД сразу после дорожного инцидента. Помимо этого водителю нельзя сразу брать на себя ответственность за произошедшее столкновение, так как при детальном рассмотрении ситуации может выясниться, что вины автомобилиста в произошедшем нет. Важно следить за тем, чтобы все сведения в протоколе, составляемом сотрудниками Госавтоинспекции, отражалась максимально корректно, а такие формулировки как «виновник» и «нарушитель» не применялись.
Существенную помощь в ситуации, когда конкретный виновник аварии не определён, может оказать видеорегистратор. Если в силу различных обстоятельств видеозапись не осуществлялась, автомобилисту, который уверен в своей невиновности, необходимо получить свидетельства очевидцев ДТП. В идеале водителю следует найти 2 — 3 граждан, ставших свидетелями аварии, которые готовы подтвердить факт его невиновности. Имена и контактная информация этих лиц должны быть зафиксированы инспекторами ГИБДД в протоколе.
Учитывая стрессовую ситуацию, в которой находится водитель после столкновения, автомобилисту следует незамедлительно вызвать на место инцидента грамотного автоюриста, представляющего его интересы.
Заключение
Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине водителей, выплаты компенсации по ОСАГО предполагается в размере, обратно пропорциональном степени вины каждого автомобилиста. Правом устанавливать степень виновности наделены только судебные органы, тогда как инспекторы ГИБДД лишь фиксируют факты нарушения ПДД. При отсутствии судебного решения считается, что вина водителей является одинаковой, а страховая выплата делится пополам. Если установление виновника аварии не представляется возможным, страховщик имеет право отказать в выплате.
Работаю в юридической компании ведущим юристом. Охотно отвечаю на Ваши вопросы в своих статьях.
Пожалуйста, оцените статью!
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
Страховка ОСАГО предусматривает возмещение ущерба, причиненного при ДТП застрахованным лицом. Однако бывают ситуации, когда ущерб причинен по обоюдной вине двух участников дорожного движения. Когда такое возможно? Как оформлять документы в этом случае? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Обоюдная вина: что это значит
В каких случаях признается обоюдная вина водителей в ДТП
Практически все аварии на дорогах происходят из-за того, что какое-то лицо нарушило ПДД. Однако возможны ситуации, когда ДТП произошло из-за того, что неправильно действовали все его участники. Именно в этом случае вина признается обоюдной.
Здесь возможны следующие ситуации:
- Оба водителя признаются виновными в ДТП, их обоих привлекают к административной ответственности. Здесь сотрудники ГИБДД оформляют протокол и выносят постановление в отношении каждого из участников ДТП.
- Стороны оформили ДТП по “Европротоколу”, согласившись, что оба водителя виноваты в случившемся.
- Установить вину невозможно. Как правило, здесь идет речь о ДТП с небольшим ущербом для машины (например, водитель оставил машину на стоянке, а вернувшись, обнаружил помятое крыло, но кто конкретно его задел при парковке – неизвестно).
Обоюдная вина не означает равной гражданской ответственности и равного права на возмещение.
Когда нарушение ПДД не приведет к обоюдной вине
Однако необходимо помнить: даже тот факт, что обе стороны нарушили ПДД, не означает, что в итоге их вина окажется обоюдной. Для определения, из-за кого был причинен вред, важна причинно-следственная связь между нарушением ПДД и причиненным вредом. Здесь можно привести два классических примера:
- Столкновение на трассе. Водитель Иванов превысил скорость, водитель Петров ехал с выключенными фарами. Если бы Иванов придерживался нормы скоростного режима, Петров успел бы разъехаться с ним, но если бы Петров включил свет – Иванов заметил бы его и сбавил бы скорость на пересечении дорог. Здесь вина обоих водителей будет обоюдной.
- Снова столкновение, но Иванов ехал на красный свет, а Петров не пристегнул ремень, номера у него были ржавые и нечитаемые, а ОСАГО на этот месяц было уже не действующим. Есть ли нарушение ПДД со стороны Петрова? Однозначно да. Есть ли связь между этим нарушением и случившейся аварией? Так же однозначно нет: даже если бы Петров пристегнулся, поменял вовремя номера и купил свежий полис ОСАГО – это не помогло бы ему избежать столкновения.
Когда явно не нарушив правила можно оказаться виноватым
Водителю следует иметь в виду, что бывают случаи, когда явно не нарушив правила, можно в итоге оказаться виновным в ДТП. Здесь речь идет прежде всего о п. 10.1 ПДД. Он гласит, что двигаться надо с той скоростью, которая позволяет контролировать ситуацию на дороге и допускает возможность торможения и остановке. Легко увидеть, что этот пункт является оценочным, зависящим от опыта вождения и скорости реакции человека, о конкретных параметрах скорости не сказано ничего – они лишь должны не превышать установленные ограничения.
Именно поэтому водитель, который не смог затормозить, хотя такая техническая возможность у него была, все равно считается виновником ДТП, даже если при этом строго соблюдал ПДД в каждом пункте.
Как оформлять ДТП при “обоюдке”
Порядок оформления ДТП в том случае, если оно произошло по вине обоих водителей, будет стандартным. Если на место вызываются сотрудники ГИБДД, необходимо сделать следующее:
- Заглушить двигатель и остановить машину. Передвигаться на ней до окончания оформления документов и покидать место аварии категорически запрещено. Исключение – если машина парализует проезд и нужно освободить дорогу другим автомобилям, либо когда надо срочно доставить к медикам пострадавших, а дождаться “скорой” нет возможности.
- Вызвать инспектора ГИБДД по телефону.
- До его приезда – самостоятельно зафиксировать (например, с помощью фото- или видеосъемки) место расположения машины, следы повреждений, траекторию движения и т. д. Эти материалы пригодятся в случае суда.
- Постараться найти свидетелей аварии и уговорить их остаться на месте до приезда инспектора. Если такой возможности нет – записать их имена и контактные данные.
- После того, как сотрудники ГИБДД прибыли, необходимо сообщить им о всех обстоятельствах ДТП и передать данные свидетелей.
- Получить на руки копию протокола о ДТП. С 20 октября 2017 года справки на руки больше не выдаются.
Если же ущерб незначителен, спора о вине нет, а из людей никто не пострадал, то можно провести оформление по “Европротоколу”. В этом случае можно вызвать на место ДТП аварийного комиссара (независимого или от страховой компании, где заключался договор ОСАГО) и действовать по его указаниям. Также можно оформить документы и самостоятельно. Для этого нужно на бланках извещений описать обстоятельства аварии, зарисовать схему ДТП и указать данные обоих водителей. После того, как извещения будут подписаны обеими участниками, документы можно передавать в страховую за возмещением ущерба.
Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей
В чью страховую обращаться при обоюдной вине
При обычном ДТП необходимо обращаться за возмещением в ту СК (страховую компанию), где виновник приобретал полис. Но как быть, если виновников двое? Здесь возможны следующие варианты действий:
- Проще всего, если оба участника застраховались в одной СК. Им обоим нужно обратиться именно туда.
- Если полисы приобретены в разных компаниях, каждый из участников обращается в СК второй стороны.
- Если же у одного из участников нет полиса ОСАГО или же страховка просрочена, то обращаться надо в ту СК, договор с которой еще действующий. Но в этом случае возмещение с незастрахованного участника придется взыскивать уже через суд в гражданско-правовом порядке.
Как рассчитывается размер возмещения
Возмещение рассчитывается в зависимости от степени вины каждого из участников в ДТП. Здесь возможны следующие варианты:
- Если нет никаких документов, подтверждающих различную степень виновности водителей, вина по умолчанию считается равной. В этом случае каждому из участников будет возмещено 50% от ущерба. Это наиболее распространенный вариант.
- Если установлена различная степень вины (например, решением суда), то выплаты производятся пропорционально степени вины каждого из водителей. Например, если определено, что Иванов виноват в ДТП на 70%, а Петров на 30%, то Иванов получит 30% возмещения, а Петров – 70%
Точный же размер возмещения может определяться:
- Специалистом СК. Но нужно помнить, что они склонны занижать размер ущерба, чтобы уменьшить выплаты.
- Независимым экспертом-оценщиком. Важно при этом известить СК о том, что будет проводиться экспертный осмотр, и пригласить их сотрудника поучаствовать в процедуре. Если этого не сделать, СК имеет полное право отказаться принимать во внимание заключение эксперта.
Можно ли выбрать способ возмещения
Законодательство об ОСАГО предусматривает два варианта того, как будет возмещен ущерб от ДТП:
- Выплата соответствующей суммы (с учетом заключения эксперта и степени вины застрахованного лица).
- Направление автомобиля на ремонт в компанию, у которой есть соответствующий договор с СК, при этом страховщик частично оплачивает стоимость работ в пределах установленной суммы.
С марта 2017 года выбор остается за СК. Владелец поврежденной машины имеет право указать в заявлении, каким способом он хотел бы получить возмещение, но окончательное решение будет принимать страховщик. Единственное исключение – это если в СК обращается инвалид: ему законно об ОСАГО прямо разрешает выбирать форму возмещения.
Тем не менее, есть случаи, когда выплата вместо ремонта прямо предусмотрена законом:
- Если планируемый ремонт продлится свыше 30 дней. Превышение этого времени чревато тем, что пострадавший при ДТП будет получать неустойку (0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки).
- Если мастерская находится от места, где произошло ДТП или проживает пострадавший, дальше чем на 50 км.
- Если машина новая (менее 2 лет), а СК не имеет договора с официальным дилером конкретно этой марки.
- Машина не подлежит восстановлению (“тотальное повреждение”).
- Есть погибшие или раненые при ДТП.
Многие водители уверены, что при оформлении по “Европротоколу” положены только деньги. На самом деле это не так: способ возмещения не зависит от того, каким образом было зафиксировано ДТП.
Процесс получения выплаты
Чтобы получить возмещение, пострадавшему при ДТП необходимо предпринять следующие действия:
- Уведомить СК об аварии. Срок для этого – 15 дней при оформлении в ГИБДД, 5 дней – при “Европротоколе”. Однако чтобы соблюсти это требование, достаточно направить извещение, остальные документы (например, заключение независимого оценщика) можно прислать и позднее.
- Передать в СК все необходимые документы. Их точный перечень зависит от обстоятельств ДТП (например, если есть пострадавшие – потребуются копии меддокументации). Если СК недостаточно документов, она в течение 3 дней с момента получения пакета вправе затребовать недостающие у пострадавшего.
- Компания принимает пакет документов, производит осмотр и экспертизу повреждений машины и принимает решение о выплате или отказе в ней. Срок на это – 20 дней за вычетом праздников и нерабочих дней.
- Решение СК в письменном виде доводится до потерпевшего.
Что делать, если страховая компания отказывает в выплате
Если СК необоснованно отказала в возмещении ущерба, пострадавшему нужно действовать так:
- Составить претензию, в которой нужно указать, почему решение СК необоснованно и незаконно. Это необязательный шаг, но он позволит в дальнейшем увереннее чувствовать себя в суде. В претензии указывается срок, который дается на рассмотрение. Он не установлен законом, поэтому указывать надо исходя из своих соображений о разумности.
- Если по истечении претензионного срока ответа нет либо получен повторный отказ – составить иск и обратиться в суд. Заявление подается по месту, где находится филиал СК, выдавший полис ОСАГО.
Как доказать обоюдную вину в суде
При определении обоюдности и степени вины часто возникают споры, требующие судебного разбирательства. Точного алгоритма действий дать невозможно: каждый случай индивидуален. Однако в общих чертах действовать заинтересованное лицо должно следующим образом:
- Получить на руки документы от ГИБДД.
- Обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
- В суде подтвердить свою позицию с помощью доказательств. Ими могут быть показания свидетелей, заключения экспертов (трассологов, автотехников, и т. д.), справки из гидрометеоцентров о погодных условиях в момент ДТП в конкретном месте и т. д. Как доказательство может использоваться все, что прямо не запрещено законом.
- Получить на руки судебное решение, где вина будет признана обоюдной с указанием степени виновности каждого участника. Если же решение не устроило – его можно обжаловать в вышестоящий суд.
Как вести себя в суде
Во время судебного заседания пострадавшему следует:
- Вести себя спокойно, уверенно и корректно.
- Предъявлять доказательства, требуя внесения их в протокол, а для документов – приобщения к делу.
- Заявлять ходатайства о вызове в заседание свидетелей и экспертов (если нужны пояснения к заключениям).
- Пользоваться иными процессуальными возможностями.
Поскольку судебный процесс – вещь для неподготовленного человека достаточно сложная, лучше всего обратиться к адвокату или юристу, работающему по делам о ДТП.
Юридические “подводные камни”
Если никто не обращался в суд
Следует помнить, что СК не занимается определением, кто виноват в ДТП и какова степень вины. По закону она и права-то такого не имеет. Поэтому если нет на руках судебного решения – вина по умолчанию считается равной. В этом случае СК выплатит каждой из сторон ровно по 50% от возмещения, если участников трое – то по 33% и т. д. Чтобы изменить пропорцию, решение суда нужно позарез.
Если участники обжаловали постановление в суде
Если постановление по административному делу о ДТП было обжаловано (законодательство дает такое право), СК имеет полное право отказать в выплате до момента, когда рассмотрение жалобы будет закончено. Поэтому здесь нужно просто ждать.
Что, если два участника ДТП виноваты, а третий невиновен
Возможна ситуация, когда в ДТП участвовали трое, но авария произошла по вине лишь двух из них, а третий пострадал “за компанию”. В этом случае выплаты будут произведены так:
- Невиновный получит 100% возмещения.
- Виновные – обратно пропорционально степени их вины (если нет решения суда – то по 50% каждый).
Если один без страховки
ОСАГО применяется лишь в тех случаях, когда у виновного есть полис. Если же один из водителей не был застрахован, возмещение будет проведено так:
- Не имеющему полиса нужно обратиться в СК второго участника.
- Застрахованному лицу обращаться надо сразу же в суд. Если нет у виновного полиса ОСАГО – ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке.
Прямое возмещение убытков (ПВУ) в выплате по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП
ПВУ применяется в случае, если одновременно соблюдены два условия:
- Вред причинен только машинам.
- У всех участников ДТП есть полисы ОСАГО.
В этом случае потерпевший может обратиться в СК не виновника, а свою. Компания в свою очередь возмещает ему ущерб согласно степени вины, а затем взыскивает эту сумму с СК второго участника.
Заключение
Если в ДТП виновны все участники, это не лишает их права на возмещение. Однако сумма выплат или стоимость ремонта будет ограничена. Если же СК отказывает в выплате, ее решение можно обжаловать в суде.
ПредыдущаяВыплаты по ОСАГО: как получить деньгиПрямое возмещение убытков по ОСАГО
СледующаяВыплаты по ОСАГО: как получить деньгиПоложена ли выплата по ОСАГО виновнику ДТП
Обоюдная вина при ДТП, выплаты по ОСАГО
Случается, что в ДТП виноваты оба водителя.
Это приводит к возникновению сложностей с выплатой по ОСАГО. Для возмещения ущерба стороны могут оспорить решение ГИБДД и обратиться в суд.
Чтобы разобраться в том, кому из потерпевших полагается страховая выплата, необходимо сначала понять, как трактуется обоюдная вина в законодательстве. В данном материале мы также расскажем, какова роль представителей ГИБДД в ее определении на месте происшествия.
Понятие обоюдной вины при ДТП
Оба водителя признаются одинаково виновными в возникновении ДТП, если они в равной степени нарушили правила дорожного движения. Также это возможно, если ситуация не позволяет установить виновное лицо. Например, если отсутствуют весомые доказательства и свидетели, либо положение транспортных средств было изменено до приезда представителей дорожной полиции и т.д.
Читайте также
Возмещение морального вреда при ДТПФакт дорожно-транспортного происшествия устанавливается исключительно органами ГИБДД. Согласно закону, на место аварии их должны вызвать водители. Чаще всего вина одного или обоих автовладельцев устанавливается непосредственно на месте происшествия.
Чтобы вина была обоюдной, достаточно наличия хотя бы одного факта нарушения ПДД со стороны каждого из водителей
Если свидетельств и улик недостаточно, чтобы предъявить вину, сотрудники ГИБДД имеют право отметить в протоколе, что она не была установлена по причине противоречивости показаний. В этом случае ее должен установить суд. Он обладает правом признавать водителей виновными в любом процентном соотношении, что зависит от различных обстоятельств.
Определение наличия обоюдной вины в досудебном и судебном порядке
При возникновении ДТП оба водителя должны сохранять спокойствие и без необходимости не перемещать транспортные средства до приезда сотрудников постовой службы.
Читайте также
Судмедэкспертиза после ДТПВажно помнить, что уехать можно лишь в нескольких случаях:
- водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД;
- возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;
- необходимо было отвезти пострадавших в больницу.
Место ДТП фиксируется аварийными знаками в соответствии с ПДД. До прибытия полиции водителям следует внимательно осмотреть характер повреждений автомобилей. Также стоит вспомнить все характерные особенности происшествия.
Если поблизости находятся прохожие, нужно попросить нескольких из них засвидетельствовать ситуацию и дождаться сотрудников ДПС.
Как правило, автовладельцы могут самостоятельно признать обоюдность вины, если представители ГИБДД не смогли выявить конкретного нарушителя.
Обратите внимание!
Автомобилисты должны подать заявление в суд по месту жительства с просьбой выявить виновного и обязать страховую компанию возместить ущерб лицу, которое будет признано потерпевшим.
При определении вины судебный орган будет ориентироваться по причинно-следственной связи между деяниями каждого из водителей. Судебная практика уже имеет примеры неоднозначных дорожно-транспортных происшествий, каждое из которых с высокой долей вероятности предусматривает вину той или иной стороны. Например, в случае удара двигающегося автомобиля о припаркованный в темное время суток будет учитываться соблюдение ПДД как первым, так и вторым.
В любой неоднозначной ситуации суд должен дать ответ на вопрос: «Действительно ли действия обоих водителей привели к возникновению ДТП»? Помимо особенностей поведения и состояния автовладельцев может учитываться действие стихийных сил, наличие неблагоприятных дорожных обстоятельств, из-за которых оказались повреждены оба транспортных средства.
Успех в суде во многом будет зависеть от свидетелей, опытного адвоката и профессионализма самого судебного органа
Если вина все же признана обоюдной, наступает важный этап взыскания полагающейся компенсации.
Обоюдная вина в ДТП: выплата по ОСАГО
Законодательство РФ не имеет конкретных указаний касаемо необходимости возмещения ущерба участникам ДТП, признанным виновными в равной степени. Если обоюдная вина была установлена непосредственно на месте аварии инспекторами дорожно-постовой службы, чаще всего страховые компании отказываются платить.
Вы можете заранее посмотреть, не указан ли иной порядок в заключенном договоре обязательного автострахования.
Обратите внимание!
Если факт обоюдности был установлен не на месте ДТП, а в судебном порядке, именно суд может обязать страховщиков возместить понесенный обоими водителями ущерб.
Для этого автомобилистам необходимо указать данное прошение в исковом заявлении. Размер подлежащей возмещению суммы устанавливает сам суд с учетом обстоятельств произошедшего.
Даже если вина была признана обоюдной, назначается определенное процентное соотношение соответствующей суммы, например, 60% на 40% и т.д.
Даже если оба участника ДТП были признаны виновными непосредственно на месте аварии, все еще можно надеяться на страховую выплату. Необходимо незамедлительно посетить компетентную компанию для оценки в денежном эквиваленте понесенного транспортным средством ущерба.
В дальнейшем обе стороны должны составить иск в суд, указав все особенности происшествия, приложив акты оценки причиненного ущерба. В заявление следует включить прошение о получении выплаты по полису ОСАГО.
Далее все зависит от решения суда. При удачном стечении обстоятельств будет назначена страховая выплата в полном или частичном размере одной либо сразу обеим сторонам.
Единственным надежным способом получения компенсации в случае признания обоих участников ДТП виновными является наличие КАСКО. Это достаточно дорогостоящая услуга, однако неуверенным в себе автомобилистам стоит задуматься о приобретении полиса, чтобы обезопасить личное имущество.
Если же имеется только полис ОСАГО, ситуация будет зависеть исключительно от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
Обратите внимание!
Водителям необходимо помнить, что существует сравнительно мало случаев, когда обе стороны несут равнозначную вину. Именно поэтому в целях получения страховой выплаты следует оспаривать решение ГИБДД в суде.
Нередко это помогает добиться установления особого процентного соотношения вины в аварии и позволяет в дальнейшем получить соответствующую выплату от страховой компании.
как происходит выплата по ОСАГО?
Водитель может рассчитывать на получение компенсации, если попадает в аварию. Выплачиваются деньги исключительно пострадавшему лицу, если у него имеется полис ОСАГО. Но как быть водителям, которые оба стали виноватыми в дорожно-транспортном происшествии при обоюдной вине водителей?
В представленной ниже статье будет подробно рассмотрен проблемный вопрос про обоюдку в случившейся аварии.
Содержание статьи
Обоюдная вина при ДТП: что это означает?
Статистика показывает, что многие ДТП случаются по виновности лишь одной стороны. Однако нередко происходят происшествия по обоюдной вине. В результате выносится постановление, в котором прописывается, что в ДТП вина лежит на обеих сторонах. Именно это и является обоюдной виной, или обоюдкой, как её принято называть в народе.
Нигде не прописан такой термин, как «обоюдная вина», им могут обозначить случившееся только инспекторы ГАИ, когда ими были зафиксированы нарушения от обоих шофёров. Это заносится в протокол и первого водителя, и второго.
В протоколе обязательно прописываются два пункта:
- Какое ПДД было не соблюдено;
- И последующая ответственность за нарушение.
Обоюдка шофёров признаётся после составления протокола и фиксирования перечисленных выше двух пунктов.
Кому выплачивают компенсацию при обоюдке?
Все страховые агентства выплачивают компенсации тем шофёрам, которые стали пострадавшими в аварии. Тут всё просто: пострадавший шофёр собирает необходимые бумаги и отправляется к страховщику, где и получает деньги.
Однако ситуация осложняется, когда при компенсации по ОСАГО при обоюдной вине. Что же в таком случае делать водителям?
Стоит оговориться, что в данной ситуации есть только две разновидности вины:
- одинаковая;
- различающаяся.
Страховая организация не занимается рассмотрением этого вопроса. Только через суд устанавливается степень вины владельцев авто, и только после вынесения решения производятся денежные выплаты.
Чтобы не возникло каких-либо трудностей во время судебной процедуры, надо правильно оформить все бумаги после случившегося ДТП и правильно вести себя.
Важно: не все ДТП можно приписать к обоюдке. Например, если первый участник въехал на так называемую встречку, когда второй ехал, не пристегнувшись, то вся вина всё равно окажется на первом из них. Суд учитывает все нюансы и выносит справедливое, основанное на разумности, решение.
Как оформляется авария в случае вины обоих участников?
Итак, если на трассе произошла авария по обоюдной вине, то шофёр в обязательном порядке должен придерживаться следующей схемы:
- Он может покинуть машину, но не может ни на сантиметр сдвигать её. При этом он должен оставаться на месте произошедшего.
- До приезда инспекторов, владельцу авто нужно самому зафиксировать все доказательства, которые бы свидетельствовали о вине второго участника: сделать фотографии, снять видео, опросить свидетелей.
- Вызов инспекторов ГИБДД и оповещение своей страховой организации.
- Владелец авто обязательно должен проследить за тем, что инспектор записывает в составляемый протокол. Бывают случаи, когда протокол не соответствует действительности.
- Если водитель уверен в собственной невиновности, то ни при каких обстоятельствах он не должен брать вину за случившееся на себя.
- Когда будет оформлять протокол, шофёр обязан чётко проговорить все детали, добиваться того, чтобы все данные были занесены, проверять. Обязательно следить за тем, чтобы были прописаны все факты, доказывающие вину второй стороны. Возможно, ориентируясь на показания, водитель сможет добиться того, что его не признают вторым виновником аварии.
Важно: в том случае, если одна сторона уверена, что не является виновником, то она должна через суд добиваться подтверждения этого факта, предоставляя доказательства, иначе страховое агентство обеим сторонам возместит лишь половину от всей положенной суммы.
Если в ДТП имущество получило маленькие повреждения, то оптимально будет вызвать аварийного комиссара, оформить Европейский протокол и оформить все требуемые документы в страховую организацию. Даже при таком раскладе обе стороны получат свою компенсацию.
В 2018 году был установлен максимальный размер выплаты страховой при произошедшей обоюдной вине в пятьдесят тысяч. Если авария произошла по вине обоих шофёров, то каждому выплатят только половину по ОСАГО.
Доказательство через суд
Как было уже сказано, страховые организации не занимаются разбирательствами по установлению степени виновности при обоюдной вине, этим занимается только суд. Судебный процесс напрямую зависит от доказательств, которые предоставляют автовладельцы. При обоюдке водителям можно дать лишь рекомендации.
Главным аспектом является доказательство виновности обоих участников.
Должны быть предоставлены следующие документы:
- справка ГИБДД;
- составленный протокол;
- постановления.
Также в качестве доказательств автовладелец может предоставить судье фото- и видеоматериалы, показания свидетелей, степень полученного ущерба.
Необходимо знать, что судья ориентируется на все обстоятельства, то есть он принимает во внимания не только действия шофёров, но и причины этого дела. К примеру, один из владельцев авто может сослаться на отвратительные погодные условия, из-за которых он не смог справиться с управлением. В этом случае ему потребуется подтверждающая справка.
Если ответчик/истец будет возражать, то на суд разрешается пригласить эксперта, обладающего профессиональными знаниями и навыками, который бы смог подтвердить слова.
Важно: если в протоколах в постановлениях будет изложена информация, которая не соответствует реальности, то суд не станет принимать их во внимание. Опровергнуть такую информацию могут другие доказательства.
Получение компенсации
Водителям необходимо обратиться в свою страховую организацию, если авария случилась по обоюдной вине двух участников.
Не так давно законодательство позволяло получить компенсацию и от своей организации, и от организации, с которой сотрудничает виновник. Однако теперь такое сделать не представляемся возможным.
Все составленные бумаги должны быть у страховщика в период десяти дней с момента ДТП. Если страховая компания ОСАГО не намерена производить выплату по ДТП при обоюдной вине обозначенного размера, то придётся это дело отдать в руки суду. Если суд будет на стороне водителя, то компании ничего не останется, как выплатить указанный размер. При несоблюдении решения, страховщика ждёт немалый штраф.
Подведем итоги
Итак, по какому принципу производятся выплаты при обоюдке? Этот вопрос полностью опирается за законы Гражданского Кодекса. По сути, если вина водителя рассчитывается на 70%, то он получает только 30% выплат. Но в большинстве случаев всю сумму распределяют поровну.
Важно: если вины не будет ни за одним участником, то выплат обоим ждать не придётся — будет отказ в выплате.
Видео разбор ситуаций
Внимание!
В связи с частыми изменениями административных законов РФ и правил ПДД, информацию на сайте не всегда успеваем обновлять, в связи с этим для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!
Горячие линии:
Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997
Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.
Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.
Выплаты ОСАГО при обоюдном нарушении ПДД
В случаях, когда причиной ДТП являются действия одного из участников происшествия, выплаты поступают от страховой фирмы виновника потерпевшей стороне за нанесенный вред ТС и/или здоровью. Порядок возмещения, его размеры и сроки знают многие автовладельцы, но не каждому известно:
Как рассчитываются выплаты ОСАГО при обоюдном нарушении ПДД, результатом которых стала авария?
Кем устанавливается вина водителя, действия которого стали причиной ДТП?
Что делать, если административное правонарушение водитель не совершал, но стал виновником происшествия?
Осведомленность о ситуации подобного рода может стать хорошей опорой автовладельцу в будущем, если у него возникнут аналогичные обстоятельства. К изучению информации предлагается данная статья, где также указано более развернутое объяснение подобного ДТП.
Авария обоюдного типа
Дорожно-транспортное происшествие является результатом обоюдного действия, когда оба водителя совершают определенного рода административные правонарушения. Их результатом и становится ДТП.
Примеры:
Первый водитель перестраивался влево, не посмотрев в боковое зеркало и не включив поворотник, когда второй водитель не увидел первого и не успел пропустить вперед (помеха слева).
Первый водитель ехал по главной дороге с превышением скорости, когда второй водитель второстепенной дороги выехал на перекресток, не удостоверившись о наличие проезжающих машин.
К подобной ситуации можно отнести множество случаев, даже те, в которых второй виновник ДТП стал его участником из-за неправильно припаркованного авто.
Каждому автомобилисту страховая компания, при их обращении, имеет право отказать в компенсации ущерба – только суд при выяснении виновника ДТП может определить в каком процентном соотношении будут производиться страховые выплаты.
Кто виноват
Так как по случаю ОСАГО «Обоюдная вина» выплата не может быть произведена страховщиком из-за отсутствия вины его страхователя, назначается судебное разбирательство.
Стоит заметить следующее:
Судом определяется причинно-следственная связь, то есть в результате действий какого именно водителя было образованно ДТП. Если оба виноваты в равной степени, восстановление ТС для каждого будет определено в равном соотношении выплат.
Если судом была установлена конкретная вина одного из участников ДТП, то его страховая компания выплачивает возмещение в полном размере денежной суммы, согласно условиям выплат по ОСАГО. Также потерпевший вправе взыскать у виновника компенсацию за материальный и моральный вред, причиненные ему во время аварии.
Если водителя, не нарушавшего правила дорожного движения, назначили виновником ДТП, стоит обратиться за помощью наших юристов, которые помогут отстоять свои права и выйти из ситуации.
Как определяется вина
В судебное разбирательство входит расследование по указанному обстоятельству, для выяснения вины каждого участника в процентном соотношении.
Если автомобилисты совершили действия, повлиявшие в равной степени на образование опасной ситуации на дороге (50), каждый из них имеет возможность получить страховую выплату в соответствии своего процента вины – 50% от суммы возмещения для восстановления ТС.
Если один из автомобилистов виноват в происшествии в меньшей степени, в отличие от второго участника ДТП, ему назначается страховая выплата в соответствии процента своей вины – 55%, 65%, 75% и т. д. Соответственно, второй участник ДТП получает возмещение, согласно своему проценту вины – 45%, 35%, 25% и т. д.
При обоюдной вине у водителей имеется возможность выбора по страховому возмещению ОСАГО – получить направление в СТО или вместо ремонта запросить денежную компенсацию.
Тел.8-924-254-5472 Приморский край г.Находка ул. Малиновского 1к офис 214 Представим интересы в судах Приморского края. Ведение гражданских и уголовных дел. УДО. Услуги автодорожного адвоката.
90000 Accident vs Incident — Difference 90001 90002 By: Editorial Staff | Updated: Dec-14 2017 90003 90002 We often hear the words «accident» and «incident» in the news, but not all of us know the difference between the two words. Are they interchangeable? If not, in what sense are they different? 90003 90006 Summary Table 90007 90008 90009 90010 90011 90012 Accident 90013 90014 90011 90012 Incident 90013 90014 90019 90010 90011 An undesirable occurrence caused by error, carelessness, or ignorance, usually with a negative consequence; also synonymous with «chance» 90014 90011 A broader term that refers to any event or happening, whether good or bad 90014 90019 90010 90011 Unintentional or unexpected 90014 90011 Can be intentional or unintentional 90014 90019 90032 90033 90006 Definitions 90007 90036 Slipping on a banana peel is an example of an accident 90002 An 90012 accident 90013 is a noun that describes an unintentional, undesirable happening that is caused by error, carelessness, ignorance, or chance which has negative consequences such as loss, casualty, damage, injury, or death.For example: 90003 90041 90042 You were too engrossed with the TV show and you spilled your tea on the white couch. 90043 90042 A driver crashed his car into a concrete fence because his brakes malfunctioned. 90043 90046 90002 The term «accident» can also be used to describe anything (whether good or bad) that is unexpected or something that happened without a plan. It is synonymous with words like «chance» or «luck.» Let us take a look at some examples below: 90003 90041 90042 I met him by accident.I went there to buy a gift for my nephew but I found the love of my life. 90043 90042 Sheila found her dream home by accident. She got lost in the woods and came across an abandoned but beautiful tiny cottage. 90043 90046 90055 Your phone being stolen is an example of an incident 90002 On the other hand, the word 90012 incident 90013 is a broad term that refers to any event. It can be something unusual, funny, scandalous, positive, negative, intentional or unintentional. Here are some examples of incidents: 90003 90041 90042 Actress Jane Smith had a wardrobe malfunction at the Actors ‘Guild Awards.90043 90042 An old lady beat a thief with her wooden cane when he was about to steal her bag. 90043 90042 The power went out during Maria Singer’s concert. 90043 90042 Musicians Joe Smith and John Doe got into a fight at a bar. 90043 90046 90006 Accident vs Incident 90007 90002 What, then, is the difference between an accident and an incident? 90003 90002 An accident is an undesirable occurrence caused by error, carelessness, or ignorance. It is also synonymous with «chance.» Either way, an accident is always unintentional or unexpected.Conversely, an incident is a broader term that refers to any event, whether big or small, positive or negative, unintentional or intentional. 90003 90002 In conclusion, accidents are incidents but not all incidents are accidents. A biker crashing into a tree is an accident and an incident. A thief who stole a bag of diamonds from a jewelry store is an incident but not an accident. 90003.90000 Difference between ACCIDENT and INCIDENT — Espresso English 90001 90002 This is a free sample from the e-book 90003 600+ Confusing English Words Explained. 90004 It will help clear up your doubts about how to use English words correctly, so that you can speak and write more confidently. 90003 Click here for more information! 90004 90007 You may hear the words 90003 accident 90004 and 90003 incident 90004 to refer to events in the news. These words are easy to confuse, but they are not exactly the same! Incident is more general, and accident is more specific.90012 90007 90003 Incident 90004 can refer to any event — big or small, good or bad, intentional or unintentional. A bank robbery, a funny or controversial situation, an argument between celebrities, etc. — all can be described as incidents. 90012 90007 An 90003 accident 90004 is a bad event caused by error or by chance. Accidents are always unintentional, and they usually result in some damage or injury. A car crash is one example of an accident. If some equipment malfunctions in a factory and injures the workers, that is also an accident.Examples of very minor accidents are when you step on someone’s foot or spill your coffee on someone else. You did not want or plan to do it. 90012 90007 All accidents can ALSO be described as incidents — but NOT all incidents are accidents. 90012 90007 If a drunk driver runs his car into a group of people, that is an 90003 accident 90004 (he did not intend to do it; it was caused by alcohol and chance). It could also be described as an 90003 incident 90004 ( «The incident occurred on Main Street at around 2:30 AM»).90012 90007 If three people were arrested after fighting in a bar, that is an 90003 incident 90004 (but not an accident — because the fight was not by chance; they intended to fight). 90012 .90000 My eight weeks on the Covid-19 frontline have taught me how the NHS made this crisis worse — RT Op-ed 90001 90002 No PPE, no tests, no support. I work as a GP in care homes and a hospital setting, and watched in horror over the past few weeks as the approach we took to tackling the virus caused my elderly patients to die. 90003 90002 As with most people, Covid-19 seemed a long way away to me in January. I was working as a GP in out-of-hours cover, and in Intermediate Care.This means rehabilitating elderly people following accidents or illness, who need support and medical attention before going home. 90003 90002 All was calm at the start of the year. Yes, China was going into lockdown, a few people had become trapped on cruise liners, posting interminable online videos. Would Covid come here, to the UK? The NHS was untroubled, slumbering. 90003 Also on rt.com ‘Our NHS, hallowed be thy name’ — Brits need to see health service for bloated bureaucracy it is and reform it now 90002 I went skiing in France, the Grand Massif, in the first week in March, when Covid still seemed a distant thing, unlikely to change my work, or my life.I suppose it was like sitting on a mountain, being told that a bank of snow was forming that might eventually form an avalanche and head my way. But when I looked out of the window, the sun was shining, the sky was blue. Nothing to see. 90003 90002 No-one I knew had Covid, nothing much was going on. I had seen no patients with the disease, but in early March the avalanche was striking Italy, and the sky above was darkening. Was it really coming here? I watched Liverpool getting knocked out of the Champions League by Atletico Madrid.Then Spain locked down. Then … 90003 90002 Read more 90003 90014 90014 90002 Then the cases in the UK started to rise. Suddenly, this was getting serious. What exactly was this disease? Was it like the flu, was it something else? As the avalanche began to rumble, hospital managers began charging about at high speed, bumping into each other and bellowing instructions — often directly contradictory.We had bronze meetings, then silver and gold meetings. The clipboards were all out. 90003 90002 Almost instantly, things had gone from placid to panic, panic, panic. On the TV news, we could see that hospitals were getting overwhelmed in Italy. The elderly were lying, dying, in corridors. Ventilators, we need ventilators. We need more capacity in the hospitals, we need beds. Like a slumbering beast, the NHS had awoken. More than a bit late. 90003 90002 Money started to get thrown around — as if money could suddenly make more beds, or more staff, or create new nursing homes — or open those that had been shut.The bullying began. Of course, it was not called bullying, but hospitals needed to be cleared out and nothing and no-one was going to get in the way. Edicts were handed down, orders barked. 90003 90002 In our little world, we were commanded to discharge our hospital patients as quickly as possible, to send them back to their families or their care homes. The two nursing homes where I look after patients started to fill up with new patients from hospital, often Covid-19 positive. Staff had no PPE; barrier nursing was impossible.Early warning signs. I made my concerns about this clear. 90003 90002 Essentially, there was a single objective for the NHS. Get the hospitals clear of patients. We absolutely had to have capacity. Social workers were told to find beds for patients in the community, no objections were allowed. Then lockdown happened, staff were going off sick all over the place, because someone in their household had symptoms of Covid-19. 90003 Also on rt.com Heroic failure: Why did the NHS keep building NINE Covid-19 emergency hospitals even when it was clear there was no need for them? 90002 However, if a member of staff developed symptoms — everyone else had to stay at work.Because … a virus at home was obviously completely different to a virus at work. At this time there was no swabbing, no testing, so no-one knew who was infected, and who was not. 90003 90002 This was when we all became aware that expediency, and targets, were clearly overwhelming any safety concerns. Staff had little, or no, protection. The PPE that was deemed to be necessary — was whatever PPE was actually available. The guidance could change three times a day. 90003 90002 Read more 90003 90002 All of a sudden, in early April, the elderly patients I was looking after started to die.One day, here were no cases, then, 24-hours later, we had many. The deaths were strange, quick. One nurse watched four patients develop exactly the same symptoms. A fall, then strange lapses of consciousness, then their breathing rate going up and their oxygen levels falling. The patients were remarkably calm, not distressed. Then they died. Two before ambulances could even get there. 90003 90002 More staff started to get symptoms, patients were getting symptoms, still no-one could get a test. The only people being tested were those, very ill, arriving at hospital.Why? What did it matter if they had Covid or not? They were ill, they needed the correct treatment for their symptoms. 90003 90002 What difference would it make if they had a diagnosis of Covid-19? It was the managers that needed to know. It seemed that research statistics were more important than protecting the staff. We really needed to know. 90003 90002 Early April and the local hospital was now, virtually empty, wards lying silent, elective surgery halted, cancer treatment stopped. By mid-April, the emergency Nightingale hospitals were also empty.Well, the primary objective had certainly been met. The hospitals were clear. 90003 90002 All this time, our care home beds were being filled up with Covid-positive patients (many having been discharged or turned away from hospitals), and patients who had not been tested, but could be infected. Here we were, with the elderly vulnerable, in our care. The absolutely most at-risk population. Piling them in. Every time I coughed, I wondered, have I got it? I started popping an oxygen monitor onto my finger on a regular basis.Was it dropping? What’s my temperature? What’s my pulse rate … luckily, nothing changed. 90003 90002 In out-of-hours care at the hospital, things had become very strange. Across the corridor, A & E staff were twiddling their thumbs. The number of patients arriving to see a doctor had fallen through the floor. Pods were created to see those patients who did arrive. Pod being a fancy name for a portacabin with a non-closing door. What was our PPE? A surgical mask, non-fitted, gloves that split, and an almost immediately disintegrating plastic pinny.90003 Also on rt.com Health officials ‘withholding evidence’ on why UK did not follow South Korea’s successful Covid-19 strategy — UK science chair 90002 But yes, this was all that was required, according to Public Health England. Until better PPE arrived, then suddenly that was what we required instead. Then it ran out, and we did not need better PPE anymore. Back to the disintegrating pinnies. 90003 90002 In the nursing homes and in Intermediate Care, my objections to filling up beds with Covid-positive patients was beginning to have some effect.Rather too late. Our rehab unit has beds for thirty patients; ten were Covid-positive. Eight died, and seven staff were tested positive. On the plus side, moves were being made to clear the unit, to turn it green, free from Covid-19. 90003 90002 Then came the problem of death certification. What should I write? Covid, or not Covid? Who knew, because still no-one was being tested in nursing homes. Not patients, not staff. Pure guesswork. By this point, even the national news was recognising that Care Homes were the new front line of Covid.Further edicts rained down, four or five new protocols a day. 90003 90002 Where are we now? Things are calming down, becoming clearer. The world of panic is rotating more slowly. What went wrong? We all know that, in a crisis, things can go haywire. Things that, in retrospect, look idiotic. Idiotic decisions. 90003 90002 The main thing that went wrong, I believe, was a failure to understand that hospitals would become the vectors for Covid, the epicentres for the infection. We — the hospitals, the decisions taken by the NHS managers with their clipboards — spread the disease, especially among the elderly vulnerable in care homes.A disease that we were trying to stop … killing the elderly and vulnerable. 90003 90002 I believe it is a terrible indictment of our system that it became obsessed by a target. One that ran roughshod over our duty of care for those in our care. The primary rule of medicine is 90055 Primum non nocere. 90056 Not 90055 primum nocere. 90056 90003 90002 90061 90055 Like this story? Share it with a friend! 90056 90064 90003 90002 The statements, views and opinions expressed in this column are solely those of the author and do not necessarily represent those of RT.90003.90000 Insurance Act — See Who Is Really At Fault After A Car Accident 90001 90002 R.R.O. 1990, REGULATION 668 — These Rules apply to Ontario auto insurance only [Updated] 90003 90002 90005 We’ve updated 90006 the accident scenarios with visuals in the hope that people can get a better sense of who’s at fault in the many different situations. 90003 90008 Fault Determination Rules 90009 90002 90005 General 90006 90003 90002 90005 1. 90006 In this Regulation, «centre line» of a roadway means, 90003 90018 90019 (a) a single or double, unbroken or broken line marked in the middle of the roadway, or 90020 90019 (b) if no line is marked, the middle of the roadway or that portion of the roadway that is not obstructed by parked vehicles, a snowbank or some other object blocking traffic.90020 90023 90002 90025 O. Reg. 276/90, s. 1. 90026 90003 90002 90005 2. 90006 90003 90032 90019 An insurer shall determine the degree of fault of its insured for loss or damage arising directly or indirectly from the use or operation of an automobile in accordance with these rules. 90020 90019 The diagrams in this Regulation are merely illustrative of the situations described in these rules. 90020 90037 90002 90025 O. Reg. 276/90, s. 2 90026 90003 90002 90005 3. 90006 The degree of fault of an insured is determined without reference to, 90003 90018 90019 (a) the circumstances in which the incident occurs, including weather conditions, road conditions, visibility or the actions of pedestrians; or 90020 90019 (b) the location on the insured’s automobile of the point of contact with any other automobile involved in the incident.90020 90023 90002 90025 O. Reg. 276/90, s. 3. 90026 90003 90002 90005 4 90006 90003 90032 90019 If more than one rule applies with respect to the insured, the rule that attributes the least degree of fault to the insured shall be deemed to be the only rule that applies in the circumstances. 90020 90019 Despite subsection (1), if two rules apply with respect to an incident involving two automobiles and if under one rule the insured is 100 percent at fault and under the other the insured is not at fault for the incident, the insured shall be deemed to be 50 per cent at fault for the incident.90020 90037 90002 90025 O. Reg. 276/90, s. 4. 90026 90003 90002 90005 5 90006 90003 90032 90019 If an incident is not described in any of these rules, the degree of fault of the insured shall be determined in accordance with the ordinary rules of law. 90020 90019 If there is insufficient information concerning an incident to determine 90020 90037 90002 the degree of fault of the insured, it shall be determined in accordance with the ordinary rules of law unless otherwise required by these rules.90003 90002 90025 O. Reg. 276/90, s. 5. 90026 90003 90002 90005 Tip: 90006 Protect yourself from at fault disputes by recording the accident with a car dash camera. 90003 90008 Rules for Automobiles Travelling in the Same Direction and Lane 90009 90002 90005 6. 90006 90003 90032 90019 90032 90019 This section applies when automobile «A» is struck from the rear by automobile «B», and both automobiles are travelling in the same direction and in the same lane. 90020 90037 90020 90019 If automobile «A» is stopped or is in forward motion, the driver of automobile «A» is not at fault and the driver of automobile «B» is 100 percent at fault for the incident.90020 90037 90018 90019 If automobile «A» is turning, either to the right or to the left, in order to enter a side road, private road or driveway, the driver of automobile «A» is not at fault and the driver of automobile «B» is 100 per cent at fault for the incident. 90020 90023 90110 90018 90019 If automobile «A» is in forward motion and is entering a parking place 90020 90023 90002 on either the right or the left side of the road, the driver of automobile «A» is not at fault and the driver of automobile «B» is 100 per cent at fault for the incident.90003 90117.