Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться
Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.
1. Что такое аквапланирование?
Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.
Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.
2. Какие факторы повышают риск аквапланирования?
Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.
Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.
Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.
Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.
Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.
3. Как бороться с аквапланированием?
Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.
Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.
Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают.
Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.
Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой.
что это и как с ним бороться? — журнал За рулем
Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.
Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.
Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.
Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.
Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.
Факторы, влияющие на аквапланирование
Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.
Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.
Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.
Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.
Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.
При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.
Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.
Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.
Как проявляется аквапланирование?
Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.
Чем опасно аквапланирование?
Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.
Как избежать аквапланирования?
Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.
Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:
- Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
- Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
- Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
- Избегать быстрой езды по глубоким лужам.
Что делать, если аквапланирование началось?
Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.
Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.
Индикаторы износа на летней резине. Индикаторы износа на летней резине. | Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин. Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин. |
Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию
Лучше других с аквапланированием справляются так называемые дождевые шины. Например, входящая в состав концерна Continental шинная марка Uniroyal специализируется на шинах для влажных условий. «Следы дождя» вы найдете в названии многих моделей этой марки. Устойчивые к аквапланированию шины имеют широкие отводящие воду канавки и, как правило, асимметричный или направленный рисунок протектора. Чтобы не ошибиться при выборе шин, ориентируйтесь на известные шинные марки и результаты тестов, проводимых журналом «За рулем».
Фото: depositphotos.com, фирмы-производители
Что такое аквапланирование
Автомобиль, как, впрочем, и другие колесные транспортные средства, участвующий в дорожном движении, представляет собой источник повышенной опасности, как для самих участников движения, так и для тех, кто непосредственно в дорожном движении не участвует.
Поэтому, очень важно, чтобы водитель (будь то профессиональный водитель или же обычный автолюбитель), который управляет автомобилем, в любой момент времени полностью контролировал его поведение на дороге, особенно в критических ситуациях. Степень контроля зависит, как от опытности водителя, так и от технического состояния и комплектации автомобиля.
Вообще, все, что может находиться между поверхностью дорожного полотна и шиной, потенциально может ухудшить контакт автомобиля и дороги.
Одним из наиболее неблагоприятных обстоятельств, в которых может оказаться водитель движущегося автомобиля, это мокрая дорога. На мокрой дороге автомобиль хуже тормозит и разгоняется, хуже управляется.
Любому водителю известно, что, чем толще слой воды между дорогой и покрышкой шиной, тем сложнее автомобилю сохранить контакт с дорогой. Действительно, чем толще слой воды, тем большее количество жидкости должно быть удалено шиной из пятна контакта шины с дорогой, причем, чем больше скорость движения, тем меньше времени на это у шины остается. Предельно опасно аквапланирование – ситуация, когда полностью теряется контакт шины автомобиля с дорогой.
Транспортное средство в такой ситуации будет скользить по поверхности воды, а не катиться по дорожному покрытию, то есть станет абсолютно неуправляемым. Среди многочисленных требований, предъявляемых к шине, особенно летней, свойство шины противостоять аквапланированию является одним из наиболее важных.
Величина критической скорости, при которой аквапланирование возникает, заметным образом зависит от того, насколько эффективно протектор покрышки отводит воду из пятна контакта. Давление воздуха в шине, пониженное по сравнению с давлением, рекомендованным изготовителем автомобиля, приводит к снижению значения критической скорости возникновения аквапланирование, поскольку снижается удельное давление шины на дорогу, особенно в центральной части пятна контакта. Одни модели шин успешнее справляются с этой задачей, другие менее успешно. Это зависит от конструктивных особенностей шины, состава резины протектора, особенностей рисунка протектор покрышки, глубины канавок протектора, то есть степени изношенности протектора.
К сожалению, не существует шин, обеспечивающих полную безопасность от наступления явления аквапланирования. Поэтому, независимо от квалификации, для уменьшения риска возникновения аквапланирования водитель, как минимум, должен иметь в виду, что:
— чем толще слой воды, на который въезжает автомобиль, тем больше вероятность возникновения аквапланирования;
— чем выше скорость автомобиля на мокрой дороге, тем больше вероятность возникновения аквапланирования;
— чем меньше высота рисунка протектора шины (меньше глубина канавок рисунка протектора), тем больше на мокрой дороге опасность возникновения аквапланирования;
— несоблюдение предписанных производителем автомобиля норм внутреннего давления воздуха в шинах, установленных на автомобиле, увеличивает риск возникновения аквапланирования на мокрой дороге;
— при комплектации автомобиля шинами всегда следует отдавать предпочтение варианту комплектации шинами одной модели от одного и того же производителя, с одинаковыми параметрами, с одинаковой степенью износа протектора, одинакового возраста;
— при выборе шин лучше отдавать предпочтение таким моделям шин, которые обеспечивают максимальное сцепление автомобиля с дорожным покрытием в мокрую погоду.
Что такое аквапланирование?
В суровых российских реалиях водителям часто приходится бороться с условиями погоды и сложностями дорожного покрытия. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются автовладельцы — эффект аквапланирования. Скользкий лед, снег и глубокие лужи являются главными причинами возникновения аквапланирования и, как следствие, повышенный риск дорожно-транспортных происшествий. Так что же такое аквапланирование и как с ним бороться?
Эффект аквапланирования, или как его принято еще называть слэшплэнинг, представляет собой полную или частичную потерю сцепления шины с жесткой поверхностью дороги. Это возникает, когда между протектором шины и дорожным полотном остается водяная пленка. В этот момент автомобиль становится практически неуправляемым.
Стоит помнить, что не существует средства для полного избавления от аквапланирования, но если следовать простым правилам, то его можно минимизировать.
Пожалуй, основное, чем не следует пренебрегать, является соблюдение рекомендованного скоростного режима. Помимо этого, перед приближением к опасным участкам дороги, таким как лужи, лед или снежная каша, необходимо максимально сбросить скорость. Так же следует помнить, что чем больше у ваших шин остаточная глубина протектора, т.е. чем глубже канавки, тем эффективнее шины будут противостоять возникновению аквапланирования.
Принято считать, что лучше всего справляются с аквапланированием шины с направленным V-образным строением рисунка протектора. Тем не менее, современные технологии и компоненты обеспечили шинам с асимметричными рисунками протекторов сравнимые по эффективности показатели на мокрой дороге.
При выборе шин следует, прежде всего, обратить внимание на современные модели крупных производителей шин. Дело в том, что такие компании, как например Goodyear, Michelin или Nokian, давно и достаточно успешно внедряют в свои модели инновационные разработки, обеспечивающие эффективные характеристики шины на мокрых и скользких поверхностях.
В шинах компании Michelin на борьбу с аквапланированием брошено сразу несколько разработок. Современные V-образные рисунки протектора с расширяющимися во внешнюю сторону каналами позволяют оперативно отводить снег из-под шины. Ламели Stabili Grip и микропомпы удаляют водную пленку, подсушивая лед, и делают работу резиновой смеси шин максимально эффективной. Резиновая смесь Flex-Ice обладает улучшенными сцепными свойствами на мокрой дороге.
Компания Goodyear для борьбы с аквапланированием имеет в арсенале своих моделей технологию Active Grip. Она обеспечивает эффективное сцепление с дорогой за счет применения уникальных гибридных дренажных канавок, оперативно отводящих воду из пятна контакта. Помимо этого, эффективную борьбу с потерей сцепления ведет сеть 3D-ламелей 3D-Block Interlocking System, которая способствует эффективному впитыванию остаточной водной пленки, обеспечивая тем самым противостояние микро-аквапланированию, что весьма актуально в условиях переменчивого российского климата.
В арсенале компании Nokian есть целый ряд технологий, направленных на эффективное противостояние аквапланированию. Тут и полированные канавки для ускоренного отвода воды из пятна контакта, и строение ламелей Dry Touch, обеспечивающих вывод воды в широкие главные канавки, и оптимизированные рисунки протектора с особой формой тормозного усилителя и скошенными плечевыми зонами, способствующие улучшенному отводу снега и слякоти из пятна контакта, и легендарные ламели-насосы, убирающие остаточную влагу с поверхности дороги. Использование комплексного подхода позволил инженерам Nokian Tyres добиться высокого порога начала аквапланирования.
Что такое аквапланирование и как его избежать?
Как избежать потери управления автомобилем из-за аквапланирования?
Сегодня мы рассмотрим такое частое явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что означает этот термин, а также как это явление может влиять на ваш автомобиль. В том числе мы узнаем, что делать если ваша машина начала аквапланировать.
К сожалению, в большинстве регионов нашей страны каждый год выпадает огромное количество осадков. Больше всего конечно эти осадки выпадают в виде дождей, ливня и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно дожди, которые приводят к образованию луж на дорогах.
Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (например, из-за воды может произойти гидроудар двигателя), но могут стать причиной аквапланирования машины.
Возможно вы имеете огромный стаж вождения и ниразу не сталкивались с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не означает что аквапланирование редкое явление и что с вашим автомобилем подобное никогда не произойдет.
Помните, что на дороге может произойти все что угодно. Даже маловероятные события. Так что вы должны быть готовы ко всему. В том числе и аквапланированию. Также вы должны знать, что делать в этом случае.
Что такое аквапланирование?
Аквапланирование — несмотря на сложное название довольно таки просто объяснить. Это такое явление, когда ваш автомобиль начинает терять сцепление с дорогой из-за слоя воды под колесами. В тот момент, когда шины автомобиля перестают справляться с большим количеством воды, пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью, начинает резко сужаться. В конечном итоге автомобиль может полностью потерять сцепление с дорогой. Это и называется аквапланирование. При этом машина перестает реагировать на рулевое управление, на торможение и даже в некоторых случаях на ускорение.
Почему так происходит и почему даже на новой резине автомобиль может саквапланировать на дороге? Напомним, что каждые шины имеют на поверхности специальный протектор, который предназначен для отвода воды при движении по мокрой и влажной поверхности. Этот отвод воды и создан для того чтобы предотвращать постоянное аквапланирование автомобиля на дороге.
Благодаря этому протектору для отвода влаги, вода в буквальном смысле рассекается и рассеивается, осушая участок дорожной поверхности, с которым взаимодействует покрышка.
Если же объём воды на дороге больше, чем может отвести протектор шин автомобиля, то под колесом образуется избыток воды. В результате автомобиль может потерять сцепление с дорогой, произойдет аквапланирования, после чего транспортное средство может стать полностью не управляемым.
Вот почему так важно следить за состоянием шин. Особенно за глубиной протектора. Ведь от состояния резины зависит ваша безопасность, безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.
Вы должны помнить, что новые или неизношенные нормальные шины могут удалять достаточное количество воды чтобы в большинстве случаев избежать аквапланирования. Правда это касается только новых или слегка изношенных покрышек. Так, по данным экспертов новая летняя шина может всего за 7 секунд отвести (удалить) с дорожной поверхности стандартное ведро воды. Правда эта скорость отвода воды достигается при максимальной скорости вращения колеса, которая предусмотрена производителем покрышек.
Если протектор шин имеет недостаточную глубину (изношен), то под колесами во время дождя начинает образовываться избыток воды. Вода под шинами может накапливаться и достигнуть критичной точки, когда пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью сузится до опасного размера или полностью исчезнет. В результате, под шинами может образоваться водная подушка, которая поднимет колеса над дорожным покрытием, и машина начнет аквапланировать из-за того, что шины полностью потеряют контакт с дорогой.
Обычно, наиболее подвержены аквапланированию передние колеса, поскольку задние шины обычно взаимодействуют уже с более сухим асфальтом, после отвода воды передними шинами. Это означает что при аквапланировании автомобиль может потерять управляемость. В том числе при аквапланировании может значительно теряться эффективность тормозной системы, поскольку передние колеса при аквапланировании не смогут должным образом остановить машину.
В том числе, при аквапланировании на переднеприводных автомобилях не поможет и педаль газа, чтобы вывести машину из неуправляемого состояния, поскольку передние колеса, куда передается крутящий момент, не смогут ускорить машину из-за отсутствия контакта с дорожной поверхностью.
Также могут потерять сцепление с дорогой и управляемость заднеприводные и полноприводные автомобили. Например, когда все четыре колеса потеряют контакт с дорожным покрытием из-за водной подушки, которая может образоваться под колесами.
Что делать, если произошло аквапланирование?
И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать. Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования.
Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес).
Что делать в этой ситуации?
Как и во многих опасных ситуациях самое худшее что вы можете сделать за рулем, это запаниковать. Например, при аквапланировании самой частой ошибкой водителей являются неадекватные действия. Например, торможение или попытка резко дернуть рулевое колесо, с целью вернуть машине траекторию движения.
Но помните, что как правило автомобиль начинает аквапланировать из-за того, что передние колеса потеряли контакт с дорожной поверхностью, поэтому торможение или рулевое управление будут малоэффективны для восстановления управляемости машины.
Вот что вы должны сделать при аквапланировании:
— Если вы используете круиз-контроль, то при первых же признаках аквапланирования выключите его
— Не нажимайте педаль тормоза, поскольку это может привести к заносу машины
— Плавно и медленно отпустите педаль газа. Поскольку тормоза и рулевое управление при аквапланировании не помогут, вам ничего не остается делать, как снизить обороты двигателя, плавно отпустив педаль газа, для того чтобы автомобиль начал замедляться естественным образом. Также ни в коем случае не стоит при аквапланировании нажимать педаль газа, добавляя обороты двигателю, поскольку это только усугубит аквапланирование и возможно приведет к заносу
— По мере снижения скорости автомобиля, осторожно проверьте стало ли рулевое колесо тяжелее (жестче). Если да, то осторожно и медленно начинайте тормозить, нажав педаль тормоза. Если рулевое колесо намного легче чем при нормальной ситуации, то не поворачиваете его и не начинайте торможение, поскольку это означает что колеса автомобиля еще не имеют необходимого пятна контакта с дорожной поверхностью
— Помните, что только плавные и последовательные действия за рулем помогут вам восстановить контроль над машиной после аквапланирования
— К сожалению, вышеописанные действия возможны только если вы двигаетесь на небольшой скорости и у вас будет время медленно и плавно восстановить контроль над машиной. Но чаще всего аквапланирование происходит на большой скорости и в самый неподходящий момент. Например, перед поворотом. В этом случае вам придется попытаться остановить машину нажимая плавно педаль тормоза и корректируя движение автомобиля с помощью рулевого колеса (если конечно это будет возможно).
Но и в этом случае вы должны держать себя в руках и не паниковать. То есть ни в коем случае не делайте резких движений рулевым колесом и не нажимайте резко педаль тормоза. Все движения должны быть плавными и медленными.
Как избежать аквапланирования автомобиля?
Когда ваш автомобиль начинает аквапланировать, то вы в большинстве случаев из водителя фактически превращаетесь в пассажира, поскольку перестаете контролировать автомобиль в буквальном смысле. Поэтому лучший способ действий- это предотвратить аквапланирование.
Есть несколько золотых правил, которые следует соблюдать чтобы уменьшить риск аквапланирования автомобиля во время движения.
Во-первых, всегда учитывайте дорожные условия. Если на дороге, например, вы увидите большую лужу или пошел сильный ливень обязательно снизьте скорость автомобиля. Во время дождя вы также должны избегать движения по затопленным участкам дороги. Особенно по глубокой колее, где обычно скапливается много воды.
Снижая скорость, вы даете шинам автомобиля больше возможности для отвода воды и сохранения пятна контакта. Помните, что чем медленней движется машина, тем меньше накапливается избыточной воды под колесами. Соответственно снизив скорость вы по сути увеличиваете пятно контакта шин с дорогой.
Конечно, чтобы избежать аквапланирования автомобиля вы также должны следить за состоянием покрышек. Изношенные или поврежденные шины менее эффективны при рассеивании воды с дорожной поверхности. Поэтому в случае если глубина протектора шин не соответствует установленной минимальной норме, вы должны заменить покрышки на новые, иначе существует огромный риск аквапланирования.
Смотрите также: Советы водителям на случай экстренных ситуаций во время движения автомобиля
В том числе вы не должны выезжать на дорогу если давление в колесах не соответствует норме, которую как правило устанавливает автопроизводитель. Помните, что недокаченные шины не смогут максимально эффективно отводить воду с дорожной поверхности.
В том числе советуем вам в дождь или во влажную погоду ехать ровно по следам другого автомобиля, чьи колеса как правило уже достаточно осушили дорожную поверхность. Правда в этом случае будьте осторожны, поскольку для этого необходимо ехать за другим автомобилем достаточно близко. Но помните, что если во время движения пойдет ливень, то вам придется увеличить дистанцию до другого автомобиля, поскольку в сильный дождь увеличивается тормозной путь.
что это такое и как действовать в этой ситуации?
Большинству автолюбителей знакома ситуация, когда на мокрой дороге автомобиль вдруг теряет управление либо его поведение становится нестабильным. Это явление называется аквапланированием. Что это такое и как его предотвратить?
Чем опасно аквапланирование?
Определение
Аквапланирование − это всплытие покрышки на водяном клине. Эффект аквапланирования возникает достаточно просто − при езде по покрытию, поверх которого имеется вода, шина в какой-то момент перестает отводить воду из пятна контакта. В результате этого под колесом образуется водяной слой в несколько миллиметров, и машина всплывает в прямом смысле этого слова.
Водяной слой, который образуется под колесом гораздо опасней ледяной пленки или укатанного снега. Испытания, проведенные группой экспертов, выявили, что тормозной путь на мокрой дороге в три раза превышает величину тормозного пути, но уже на сухом покрытии. При этом, по сравнению с тормозным путем по льду либо укатанному снегу показатели замедления разнятся в одну треть. Помимо плохого торможения водителя поджидает еще одна опасность − внезапная потеря контроля над автомобилем.
Подборка дождевых шин — ссылка
От чего стоит ожидать аквапланирования?
Самым опасным считается тонкий слой воды над дорогой. Он почти незаметен, поэтому водители часто игнорируют его и превышают скорость. Помимо природных факторов немаловажное значение играют шины (состояние, конструкция) и состояние дороги. Особенно опасна колея − в ней скапливается большое количество воды. Конечно, современная дождевая покрышка с небольшой шириной легко преодолеет сложный участок на скорости в 120 километров в час, однако если шины имеют высокую степень износа, а дополнительно к этому машина − заднеприводная, то можно ожидать аквапланирования на скорости уже в 50 километров в час.
Признаки аквапланирования
Сложно предсказать начало момента всплытия колес, однако само аквапланирование отчетливо ощущается:
- По исчезновению усилия на рулевом колесе.
- Появляется чувство невесомости автомобиля − начинает казаться, будто плывешь на катере.
Однако, всплытие всех четырех колес не так опасно, как аквапланирование одного или двух колес − в этом случае существенно возрастает риск появления заноса.
Как предотвратить появление эффекта аквапланирования?
Существует ряд несложных рекомендаций:
- Следить за степенью износа покрышек. Логично предположить, что чем глубже протектор и чем больше разных канавок на шине, тем эффективнее она отводит воду из пятна контакта. Соответственно, если резина изношена на 50 и более процентов, то эффективность борьбы с аквапланированием резко ухудшается. Поэтому, нельзя ездить на старых шинах с высокой скоростью по мокрой дороге. А, при покупке новых покрышек стоит помнить, что даже передовая модель покрышки не защищает от всплытия, а лишь отодвигает момент в зону более высокой скорости.
- Выбирать скорость, исходя из состояния дороги. Как это ни странно, но наряду с колейностью большую опасность представляет также и абсолютно ровное асфальтированное покрытие, без ям и неровностей. Вода в таком случае равномерно распределена по поверхности, поэтому при аквапланировании покрышка попросту скользит без зацепа за что-либо.
- Не ехать быстро в дождливую погоду. Современные покрышки именитых производителей могут успешно бороться с водой и быстро самоочищаться от нее, однако предыдущий совет актуален и здесь. Лишь опытные водители могут почувствовать начало аквапланирования, тогда как новички просто растеряются.
- При проезде луж нужно держать рулевое колесо прямо. Шины гораздо эффективней отводят воду в продольном направлении, нежели в поперечном. При этом, прямой курс позволит снизить риск возникновения заноса.
Что делать при начале аквапланирования?
Действия следующие:
- Нельзя поворачивать рулевое колесо.
- Применять торможение двигателем. Это относится и к переднеприводным машинам.
Итого. При начале всплытия колес над дорогой нужно избегать поворотов руля (держать его прямо) и тормозить мотором. В таком случае можно успешно погасить нежелательный эффект и сохранить контроль над автомобилем.
Что такое аквапланирование и как его предотвратить | Интернет
Термин «аквапланирование» нередко встречается в обозревающих публикациях различных моделей шин. Притом изготовители и разработчики покрышек ставят это вопрос далеко не на последнее место. В этом обзоре мы постараемся разобрать что подразумевается под аквапланированием, его влияние на движение, в частности на безопасность, и другие связанные с этим вопросы.
Эффект аквапланирования автомобильных шин
Аквапланированием шин называют такое явление, при возникновении которого появляется водяной клин в пятне контакта шины, то есть полностью или частично теряется сцепление с дорогой. За счёт этого автомобиль вместо езды по твердой поверхности неуправляемо «плывёт» по образовавшейся под резиной тончайшей водяной плёнке.
Чтобы лучше понять эффект аквапланирования можно рассмотреть такое сравнение: если принять сцепление шин с поверхностью при движении автомобиля по сухой дороге за единицу, то при езде по влажному покрытию такой показатель уменьшится примерно до уровня 0.5 соответственно; при движении по обледенелому покрытию он снизится до 0.2-0.3; а явление аквапланирования шин приближает этот показатель к нулю.
Однако не стоит путать понятия аквапланирования и скольжения. Они имеют разную природу возникновения и по-разному действуют на автомобиль. Аквапланирование автомобиля, как говорилось ранее, даёт полную или частичную потерю сцепления с покрытием, а скольжение колёс только частичную потерю контакта с полотном, но вывести машину из такого положения всё же возможно. При эффекте аквапланирования до снижения скорости и исчезновении несущей силы гидродинамического клина, автомобиль полностью неуправляем.
Обстоятельства, оказывающие влияние на появление аквапланирования.
Движение в дождь или заезд на лужу вовсе не обеспечивает потерю управляемости авто. Для возникновения аквапланирования должны быть соблюдены три основные условия. Первый фактор- производительность протектора: его рисунок, рельеф, способность удаления за минимальное время отвести наибольшее количество воды из пятна сцепления с дорогой. Второе условие –толщина водяного слоя на поверхности дорожного полотна. Просто езда по смоченной дождём дороге и въезд в лужу-разные вещи.
И третьим условием является влияние скорости передвижения машины по мокрой дорожной поверхности: чем быстрее едет автомобиль, тем больше шансов возникновения аквапланирования. Рассмотрим подробнее эти три условия и постараемся понять, как ликвидировать или сократить неблагоприятные последствия в такой ситуации.
Протектор
Изношенные резина или небольшая глубина канавок протектора не позволят в нужной мере отвести воду из пятна контакта. Необходимая толщина водяной плёнки, для образования аквапланирования при скорости 100 км/ч, всего лишь 1 мм. При слабом отводе жидкости из протектора, перед шиной появляется водяной вал, который преобразовывается в водный клин, под воздействием которого колесо отрывается от дорожного покрытия.
Водяная плёнка
Насчёт толщины водяного слоя, приводящего к аквапланированию, сложно говорить однозначно, поскольку этот фактор находится в зависимости от двух других. Но уверенно можно говорить о том, что при езде на приемлемой скорости (в пределах 100км/ч), хоть и при сильном дожде возникновение аквапланирования вовсе не является фактом. Однако при въезде в лужу (глубже 1 см) есть вероятность того, что ваш автомобиль «поплывёт». Посему рекомендуем сохранять бдительность при подъезде к лужам.
Скорость
Третье условие – скорость передвижения. О ней уже довольно много написано выше, в описании первых двух случаев. Добавим тут, что быстрота передвижения является единственным фактором, позволяющим в определённой ситуации миновать скольжения по водяной плёнке, возникнувшего при аквапланировании. Для этого нужно здраво произвести оценку дорожной ситуации и вовремя снизить скорость в зависимости от конкретных условий.
Второстепенные условия
Большое количество специалистов утверждают, что появление аквапланирования прямо зависит от кондиции подвески. По информации неофициальные данных ухудшение амортизации повышает риск возникновения такого явления на 50%.
Также берите во внимание качество дорожного покрытия. Даже при условии того, что вы нашли идеально ровный асфальт, не нужно усиленно на нём разгоняться в дождь, так как предельная ровность поверхности снижает показатель минимальной толщины водяного слоя, что сильно увеличивает возможность возникновения аквапланирования. В следствие этого, если вы едете не по крупнозернистому асфальтобетону, не стоит увеличивать скорость в условиях дождя или мокрой дороги.
Проявление аквапланирования
Разные автомобили ведут себя по воздействием данного эффекта также по-разному. Здесь мы рассмотрим группу легковых автомобилей. Тут важен в первую очередь привод авто. Например, у авто с задним приводом аквапланирование первоначально влияет на переднюю ось, а уже затем на заднюю. В таком случае это даст понять реакция и отклик рулевого колеса: он делается мягче и податливей, однако автомобиль никак не реагирует. Даже если скорость не увеличивается, и руль не вращается, существует возможность возникновения дтп.
У переднеприводных автомобилей напротив воздействие аквапланирования происходит с задних колес. В такой ситуации увеличение скорости передними колесами даёт шанс избежать неблагоприятных последствий. Но даже небольшое притормаживание или полностью брошенный газ могут привести к неуправляемому заносу или развороту.
Параметры автошин, устойчивых в условиях аквапланирования
В вопросе выбора устойчивых к аквапланированию (а это один из наиболее важных критериев резины), автовладельцам не следует доверять небольшим лавочкам, в которых прибыль, а не ваша безопасность, ставится на первое место. Нужно представлять, чем отличаются водоотталкивающие шины от обычных. У таких покрышек имеется специальный «дождевой рисунок» с продольной канавкой, которая должна быть достаточной глубины и иметь ламелизированные (многочисленно прорезанные) края. Идеальной формой протекторных водоотводов является «ёлочка». Такая шина отводит воду при помощи канавок назад и в стороны, препятствуя возникновению гидродинамического клина.
Основные советы по уклонению от аквапланирования
- Состояние резины сильно влияет на образование аквапланирования, поэтому не забывайте держать её под постоянным наблюдением. Также не стоит воспринимать изготовителей автошин буквально, нужно помнить, что какого бы качества покрышка ни была, она не устраняет аквапланирование на 100%, а только перемещает его к более высоким скоростям.
- При пребывании за рулём следует предусмотрительно обращать внимание на качество покрытия. Даже если дорога становится хоть немного мокрой, не стоит откладывать сброс скорости. Наибольшее внимание следует обратить на участки дороги с новым и гладким покрытием.
- В случае, если ваш маршрут всё-таки оказался не без лужи, объехать которую нет возможности, проезжайте её только в прямом направлении, ни в коем случае не тормозя во время самого проезда. Притормаживать или даже применять экстренное торможение можно только заранее, до её границ.
В заключении рассмотрим варианты того, что не нужно делать, если авто попало под влияние аквапланирования
- Не пытайтесь поворачивать рулём и колёсами. При возникновении аквапланирования не на всех колёсах, это может привести к неуправляемому заносу авто.
- Если всё-таки есть необходимость затормозить, то делайте это только при помощи медленного торможения двигателем, не используйте тормозную систему, она только усилит занос машины. Также не нужно увеличивать нажатие на газ на авто с передним приводом, как рекомендуют поступать при возникновении заноса, при аквапланировании это не сработает.
Поделиться с друзьями
Что-то не так | AA
Телефон доверия 24/7 в Великобритании
0800 88 77 66
Член или нет, мы можем помочь — убедитесь, что вы в безопасном месте, прежде чем звонить.
Сообщайте онлайн и следите за своим спасением
Или скачайте наше приложение
Это самый быстрый способ обратиться к нам за помощью и отследить наше прибытие.
Потеряли ключи от машины?
Вызов помощника по клавишам AA
0800 048 2800
пн – вс с 7 до 22
Неправильное топливо в вашей машине?
Позвоните в службу помощи топливом AA
0800 072 7420
Линии открыты круглосуточно
Европа, телефон доверия 24/7
00 800 88 77 66 55
Или со стационарных телефонов Франции:
08 25 09 88 76
04 72 17 12 00
Или из других стран ЕС и мобильных телефонов Великобритании:
00338 25 09 88 76
00334 72 17 12 00
Заявления по страхованию автомобилей
0800 269 622
Линии открыты круглосуточно
Заявления по страхованию жилья
Чтобы сообщить о любых потерях или повреждениях, вам необходимо позвонить в службу страховой защиты и иметь под рукой номер полиса. Оба они указаны в вашем свидетельстве о страховании. Консультант по претензиям поможет с вашей претензией.
Крышка аварийного покрова Великобритании
0800 085 2721 Пн – пт с 9 до 18, сб с 9 до 17
Европейское аварийное покрытие
0800 072 3279 Пн – пт 8–18, сб 9–17
Страхование автомобилей
0800 316 2456 Пн – пт с 9 до 18, сб с 9 до 17
Страхование жилья
0800 197 6169 Пн – пт с 9 до 18, сб с 9 до 17
Уроки вождения
0800 587 0087
Пн – Пт с 8:30 до 20:00, сб с 9:00 до 17:00
Уроки для новых учеников Вход для существующих учеников
Купить защитное покрытие UK
0800 085 2721
пн – пт 9–18, сб 9–17
Купить европейскую пробойную крышку
0800 072 3279
пн – пт 8–18, сб 9–17
Претензии на запчасти и гараж
0344 579 0042
пн – пт 9–17, сб 9–13
Смените аварийное покрытие
0343 316 4444
пн – пт 8–18, сб 9–17
Купить автострахование
0800 316 2456
пн – пт 9–18, сб 9–17
Заявления по страхованию автомобилей
0800 269 622
Линии открыты круглосуточно
Запросы политики
0370 533 2211
пн – пт 9–18, сб 9–17
Купить страховку мотоцикла
0344 335 2932
пн – пт 9–18, сб 9–16
Существующие клиенты по страхованию фургонов
0800 953 7537
пн – пятница с 9 до 19, сб с 9 до 13
Купить страхование жилья
0800 197 6169
пн – пт 9–18, сб 9–17
Запросы политики
0370 606 1617
пн – пт 9–18, сб 9–17
Прикрытие для экстренной помощи дома
— сообщить об экстренной ситуации0800 316 3984
Линии открыты круглосуточно
Книга уроков вождения
Новый ученик
0800 587 0087
Пн – Пт с 8:30 до 20:00, сб с 9:00 до 17:00
Уроки для новых учеников Вход для существующих учеников
Обучение на инструктора по вождению
0800 316 0331
пн – чт 9–20, пт 9–17:30, сб 9–16
Присоединяйтесь к нам в качестве инструктора по вождению
0800 587 0086
пн – чт 9–20, пт 9–17:30, сб 9–16
AA Автошкола для справок
Отдел обслуживания клиентов, Автошкола AA, 17-й этаж Capital Tower, Greyfriars Road, Cardiff CF10 3AG
Чтобы защитить вашу личную информацию, мы должны задать вам несколько вопросов безопасности по телефону, прежде чем мы сможем помочь. По этой причине мы не можем отвечать на финансовые запросы по электронной почте.
Семейные инвестиции ISA, открытая после октября 2015 года
0333 220 5069
пн – пт с 9 до 19, сб с 9 до 13
Счета Member Saver / Easy Saver, открытые после февраля 2017 г.
0800 917 8612
пн – пт 8–20, сб 9–17
Сберегательные счета, открытые до 2 сентября 2015 года
0345 603 6302
пн – сб 8–20
Кредитные карты Банка Ирландии после июля 2015 года
0345 600 5606
пн – пт 8–20, сб 9–17, праздничные дни 10–17
Кредитные картыAA, выпущенные до июля 2015 года компанией MBNA
0345 603 6302
пн – сб 8–20, закрытые праздничные дни
Утерянные и украденные кредитные карты
0800 028 8997
Или, если вы находитесь за пределами
0044 800 028 8997
Линии открыты круглосуточно
Общие запросы по кредитам AA, полученным с ноября 2015 года
0345 266 0124
пн – сб 8–20, вс 9–17
Просрочка или запросы о платежах по кредитам AA, взятым с ноября 2015 года
0800 032 8180
пн – сб 8–20, вс 9–1. 30 вечера
Скачать приложение
Загрузка нашего приложения — это самый быстрый и простой способ получить доступ ко всем вашим преимуществам, включая скидки в ресторанах, уход за автомобилем, выходные и многое другое. Войдите в систему, указав свой номер участника и почтовый индекс, чтобы увидеть свои преимущества.
Ваша личная информация
Вы можете прочитать наше уведомление о конфиденциальности, политику использования файлов cookie и правила и условия веб-сайта, когда наш веб-сайт будет резервным.Или вы можете связаться с нами, используя указанную выше информацию.
На этой странице и на нашем веб-сайте используются файлы cookie, чтобы убедиться, что вы получите максимальное удовольствие от посещения. Файлы cookie позволяют нам не только улучшать работу определенных функций, но и собирать отзывы и информацию о том, как вы использовали сайт, чтобы мы могли продолжать улучшать его для вас.
Используя этот сайт, мы предполагаем, что вы принимаете использование нами файлов cookie и других подобных технологий.
:: CLOUDFLARE_ERROR_500S_BOX ::
Что такое аквапланирование и как его избежать
В Британии выпадает больше, чем положено, и проблема только усугубляется зимой.Сильный дождь не только снижает видимость и увеличивает тормозной путь, но также создает стоячую воду, которая может привести к полету вашего автомобиля в акваплане.
Если вы когда-нибудь сталкивались с аквапланированием раньше — за рулем или с пассажирского сиденья — вы поймете, что это не повод для смеха. Вот почему крайне важно, чтобы вы понимали, что вам нужно делать, если вы обнаруживаете аквапланирование, и как вы можете предотвратить это в первую очередь. В этом руководстве объясняется все, что вам нужно знать…
• Вождение во время наводнения и сильного дождя — основные советы
Что такое аквапланирование?
Аквапланирование — это относительно простая концепция. Это происходит, когда между поверхностью шин вашего автомобиля и поверхностью дороги образуется слой воды, нарушающий контакт между шинами и дорогой. Когда автомобиль начинает аквапланирование, его шины теряют контакт с дорогой, и автомобиль перестает реагировать на управляющие воздействия, такие как торможение, управление и ускорение.
Канавки в автомобильных шинах не только помогают вашему автомобилю удерживать дорогу на поворотах, но и предназначены для отвода воды, которая находится на дороге.Если объем воды на дороге превышает объем протектора на ваших шинах, образуется избыток воды, который не может быть рассеян, и автомобиль может начать движение в акваплане.
• Лучшие автомобильные шины 2017
Эксперты по безопасности шин TyreSafe утверждают, что типичная шина в хорошем состоянии может удалить достаточно воды, чтобы заполнить стандартное ведро за 7 секунд при максимальной производительности. Если этого недостаточно, избыток воды накапливается в передней части шины и достигает критической точки. В этот момент давление воды на резину поднимет шину вверх, так что она больше не будет соприкасаться с дорогой, и автомобиль начнет аквапланет.
Аквапланирование в основном влияет на передние колеса, поскольку задние колеса обычно оставляют более сухие следы, оставленные передними шинами. Это означает, что рулевое управление не будет иметь никакого эффекта, и, поскольку тормоза автомобиля смещены вперед, большая часть тормозной способности также будет потеряна. Привод также будет удален, если вы находитесь в автомобиле с передним приводом.Если все четыре колеса отделены от асфальта во время аквапланирования, вы будете в нескольких шагах от потери контроля над автомобилем.
Что делать при аквапланировании?
Чтобы установить сцену, вы едете по дороге и видите большую площадь стоячей воды. Вы проезжаете по нему, и ваша машина начинает летать на акваплане. Тем, кто не сталкивался с этим, потребуется секунда, чтобы понять, что происходит, но контрольными признаками являются скачки оборотов двигателя (из-за уменьшения сопротивления, необходимого для вращения колес), и рулевое управление становится намного легче (опять же, из-за к уменьшенному усилию, необходимому для поворота колес).
Как и во многих других ситуациях, худшее, что вы можете сделать, — это паниковать. Затягивание тормозов и вращение рулевого колеса окажут незначительное влияние и могут привести к худшим неприятностям, если ваша машина внезапно восстановит контакт с дорогой.
Вам следует сделать следующее: Если вы используете круиз-контроль, выключите его с помощью переключателя, использование тормозов в точке может нарушить балансировку автомобиля и привести к вращению. Затем осторожно поднимите дроссельную заслонку. Поскольку ваши тормоза, рулевое управление и ускорение в настоящее время избыточны, единственное, что можно сделать, это просто позволить автомобилю естественным образом замедлиться.По мере того, как скорость падает, осторожно попробуйте управлять рулем и, если кажется, что оно кусается, продолжайте нажимать на тормоза. Постепенно вы сможете восстановить контроль над своей машиной, прежде чем остановиться и осознать, что теперь вам нужно дышать.
Если ваша машина недостаточно тормозит, чтобы восстановить контроль, или вы быстро приближаетесь к повороту, вы мало что можете сделать, кроме как постоянно проверять рулевое управление и тормоза, обеспечивая каждый раз плавность и плавность хода.
Что вы можете сделать, чтобы этого не произошло?
Когда ваш автомобиль начинает аквапланирование, вы фактически становитесь пассажиром, поэтому лучший способ действий — предотвратить это в первую очередь.
Есть несколько золотых правил, которые следует учитывать при попытке снизить вероятность возникновения аквапланирования. Во-первых, помните об условиях. Если вокруг стоячая вода или начинается сильный дождь, снизьте скорость, будьте особенно осторожны, чтобы избежать участков дороги, которые выглядят заболоченными. Снижение скорости на мокрой дороге дает вашим шинам больше шансов поработать, уменьшает скопление лишней воды и увеличивает доступное сцепление с дорогой.
• Правильное использование тормозов с АБС
После этого состояние шин определяется.Чрезмерно изношенные или поврежденные шины менее эффективно рассеивают воду с дороги, при этом эксперты по безопасности шин TyreSafe говорят, что производительность шины значительно снижается по мере приближения к минимальному допустимому пределу. Обеспечение достаточного протектора и надлежащего давления в шинах имеет большое значение для повышения вашей безопасности. Несмотря на то, что минимальное требование закона составляет 1,6 мм, ведущие эксперты по безопасности рекомендуют минимум 2,5 мм для зимнего вождения, а комплект зимних шин — еще одна хорошая идея.
Если можете, также стоит использовать более сухие следы, оставленные автомобилем перед вами. Здесь вашим шинам будет значительно меньше воды, но вы всегда должны выдерживать безопасную дистанцию. В сырую погоду тормозной путь резко увеличивается.
Как вы думаете, есть ли большая угроза для вождения в Великобритании, чем аквапланирование? Если да, дайте нам знать в разделе комментариев…
Специальное зимнее вождение
Лучшие зимние автомобили
Готовьтесь к зиме на дорогах
Лучшие советы для зимнего вождения
Что такое аквапланирование? | Prestone
Аквапланирование — одна из самых больших опасностей при вождении в сырую погоду. Это происходит, когда вода попадает между шинами и дорогой, и может легко привести к потере управления, заносу или аварии.
Аквапланирование может произойти в любой машине, но есть способы предотвратить его. В этом руководстве мы рассмотрим опасности аквапланирования, как управлять автомобилем при аквапланировании и что вы можете сделать, чтобы снизить риск его возникновения.
Воспользуйтесь ссылками ниже, чтобы перейти вперед, или прочтите наше полное руководство по аквапланированию:
Что вызывает аквапланирование?
Аквапланирование возникает из-за попадания воды между шиной и дорогой.Это происходит, когда колеса ударяются о стоячую воду, которая не может вытесняться протектором шины. Сила автомобиля выталкивает воду прямо под колеса, в результате чего они теряют сцепление с поверхностью дороги.
Обычно аквапланирование длится всего несколько секунд, и колеса снова набирают сцепление, прежде чем вы действительно успеете среагировать. Но если вы едете по лужам на скорости или дороги очень мокрые, все четыре колеса могут потерять сцепление с дорогой на несколько сотен метров — и это может быть довольно пугающим опытом.
На риск аквапланирования влияют два фактора: скорость и состояние колес. Скорость имеет наибольшее влияние, потому что чем быстрее вы путешествуете, тем меньше воды могут выдержать шины. Но состояние шин также может иметь значение, поэтому важно регулярно проверять глубину протектора шины зимой.
Как узнать, есть ли у моей машины аквапланирование?
Ниже мы перечисляем некоторые признаки аквапланирования вашего автомобиля, чтобы вы знали, на что обращать внимание и как действовать:
- Высокие обороты — двигатель будет громко вращаться, как если бы вы поставили ваша нога на сцеплении, продолжая нажимать на педаль акселератора
- Неточная скорость — спидометр даст вам неточные показания, потому что колеса крутятся
- Легкое рулевое управление — без сцепления с дорогой рулевое управление будет легким, так что не торопитесь и используйте действительно небольшие движения
- Рыболовный хвост или занос — бэкэнд может дергаться или вы можете вообще заносить
- Нет тяги при старте с места — при резком ускорении в стоячей воде колеса будут вращаться и быстро никуда не денешься. Об этом следует помнить при выезде на перекрестки и перекрестки с круговым движением.
Когда ваш автомобиль восстанавливает сцепление с дорогой, вы можете почувствовать резкий рывок, когда шины сцепляются и отправляют вас в определенном направлении. Крепко держитесь за руль, чтобы управлять автомобилем.
Как управлять автомобилем при аквапланировании?
Аквапланирование никогда не доставляет удовольствия и может привести к неприятным авариям. Но есть способы отрегулировать свой стиль вождения, когда ваш автомобиль начинает акваплан, что снижает вероятность того, что ваш автомобиль вылетит из строя.Вот как восстановить контроль над автомобилем при аквапланировании:
- Плавно снимите ногу с педали акселератора — ваша мгновенная реакция может заключаться в нажатии на тормоз, но это только повысит вероятность заноса. Осторожно отпустите ногу, чтобы избежать резкого изменения скорости или направления.
- Держите рулевое колесо прямо. — Крепко держите рулевое колесо обеими руками, держите его прямо и избегайте поворотов. При отсутствии сцепления с передними колесами любое резкое движение колеса могло привести к вращению автомобиля.
- Снизьте скорость до более безопасной — когда колеса восстанавливают сцепление с дорогой, снижайте скорость, чтобы автомобиль снова не аквапланирование, и используйте устойчивые движения, особенно при поворотах и торможении.
Советы по предотвращению аквапланирования
Риск аквапланирования может вызвать стресс от вождения во влажных условиях, но есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы этого не произошло или снизить риск.
Вот наши советы по предотвращению аквапланирования вашего автомобиля.
- Управляйте плавно и следите за своей скоростью
То, как вы водите машину в сырую погоду, является ключом к предотвращению аквапланирования. Аквапланирование происходит, когда автомобиль движется слишком быстро для данных условий, поэтому, если вы замедлитесь всего на 5 миль в час на мокрой дороге, вы значительно снизите вероятность аквапланирования.
Помимо снижения скорости, вам также следует попытаться ехать плавно. Не ускоряйтесь и не тормозите резко; вместо этого читайте дорогу впереди, чтобы колеса вращались в безопасном и стабильном темпе.Вам также следует делать повороты медленнее и плавнее, чем в противном случае, это предотвратит занос автомобиля на поворотах.
- Проверяйте шины каждые две недели
В дождливые зимние месяцы вы должны выработать привычку проверять шины каждые две недели, как на давление, так и на глубину протектора. Зимой состояние шин может иметь решающее значение, а правильная глубина протектора играет важную роль в предотвращении аквапланирования.
Если ваши шины выглядят слишком низко на протекторе, мы рекомендуем приобрести новый комплект до того, как зима действительно разовьется, или, по крайней мере, повернуть передние с задними.Протектор шины помогает колесу вытеснять воду, поэтому достаточно резины — это то, что вам нужно, чтобы предотвратить аквапланирование.
- Следуйте «следам» на дороге
В очень дождливые дни вы заметите «следы» на дороге, оставленные впереди идущей машиной. Эти следы шин показывают участки, где вода сместилась в сторону, поэтому вы можете снизить вероятность аквапланирования, проезжая по ним, поскольку они будут суше, чем другие части проезжей части.
- Отключение круиз-контроля в сырую погоду
Если вы часто водите автомобиль с включенным круиз-контролем, мы рекомендуем выключать его в сырую погоду.Когда есть риск аквапланирования, важно контролировать педаль акселератора, так как это то, что вы будете использовать, чтобы постепенно замедлить автомобиль.
- Не гони по лужам
Это самый простой совет! Иногда луж не удается избежать, но если это безопасно, объезжайте их. Стоячая вода является причиной аквапланирования, а лужи могут легко вызвать потерю сцепления с дорогой.
Prestone верит в безопасное вождение в любых условиях, и наши продукты для технического обслуживания автомобилей проходят самые строгие испытания, поэтому вы знаете, что они будут работать в вашем автомобиле. Для получения дополнительной информации посетите нашу домашнюю страницу сегодня.
Аквапланирование: как оно влияет на вождение?
Летний период позади и впереди дождливые месяцы, и самое время поговорить об аквапланировании. Что означает акваплан? Как это может повлиять на ваш опыт вождения ? А что нужно делать, чтобы правильно подготовиться к частым и сильным дождям.
Аквапланирование (аквапланирование) имеет решающее значение для молодых водителей , особенно в дождливые осенние месяцы.Определение гидроплана довольно простое — этот термин относится к слою воды, который образуется между шинами вашего автомобиля и дорожным покрытием. Это может быть чрезвычайно опасно, поскольку может привести к недостаточному сцеплению между двумя указанными поверхностями и, таким образом, помешать вашему автомобилю реагировать на любые прямые действия органов управления на дороге.
Когда вы ведете машину, почти вся обратная связь, которая исходит от вашего автомобиля с точки зрения управляемости, напрямую связана с поверхностью контакта между шинами и дорогой . Эта площадь поверхности уменьшается в следующих случаях:
- при слишком быстрой езде
- изношенные шины
- при наличии воды на дороге
Хотя ваша машина обычно способна вытолкнуть достаточно воды, используя свой вес, во время так называемого аквапланирования количество воды резко увеличивается, и объем становится настолько большим, что ваши шины не могут его вытолкнуть. в сторону, позволяя слою воды накапливаться под ней и мешать вашему автомобилю иметь достаточное сцепление с дорожным покрытием.
Безопасность прежде всего: управление автомобилем при аквапланировании 1. Сохраняйте спокойствиеЕсли вы оказались в ситуации аквапланирования, важно сохранять спокойствие. В большинстве случаев аквапланирование происходит в короткие промежутки времени, которые длятся всего несколько секунд. Однако паника и неправильная реакция могут действительно привести к тому, что что-то пойдет не так и приведет к аварии.
2. Не тормозить и не ускорятьсяПоскольку шины вашего автомобиля не обладают достаточным сцеплением с дорогой, поскольку они минимально (или совсем не связаны) с поверхностью дороги, торможение или ускорение не будут иметь большого значения из-за слоя воды, который присутствует между ними. ваши шины и асфальт.Кроме того, торможение только ухудшит контроль над автомобилем, а ускорение также приведет к усилению аквапланирования на повышенных скоростях.
3. Отпустите ускоритель и попытайтесь восстановить контрольПозвольте вашему автомобилю замедляться естественным образом, не нажимая на тормоза, — это правильный способ действовать. Таким образом, когда шины начнут опускаться обратно на поверхность и начнут выталкивать воду из-под себя, вы снова сможете получить полный контроль над своим автомобилем.
Совет по гидропланированию: как выбрать шины с лучшими характеристиками для дождливых днейВыбор зимних шин, которые разработаны, чтобы выдерживать сильный дождь и лед, имеет решающее значение. Чтобы победить аквапланирование, вам нужно будет выбрать те, которые имеют достаточную глубину протектора и правильный рисунок протектора.
Когда дело доходит до глубины протектора, 3-4 мм — это абсолютный минимум, если вы хотите, чтобы ваши шины могли правильно отводить и выводить воду из-под них.Что касается рисунка, рекомендуется выбрать либо направленный, либо асимметричный.
Направленная конструкция отлично справляется с выбросом жидкости и, возможно, является лучшим вариантом для обеспечения сопротивления аквапланированию. С другой стороны, асимметричный рисунок представляет собой небольшие блоки внутри шины, которые также созданы для работы на мокрой поверхности и рекомендуются для автомобилей с более мощными двигателями.
Для получения дополнительных похожих статей и лучшей помощи при буксировке в Фениксе, Темпе, Анс-Меса — посетите Phoenix Towing Service.Помощь уже в пути!
Основы гидропланирования — почему это происходит и как этого избежать
Приходилось ли вам когда-нибудь буксовать во время движения по мокрой дороге в течение доли секунды или даже дольше? Даже если вы не потеряли полный контроль, вы, скорее всего, испытали аквапланирование.
Что такое гидропланирование?
Термин «аквапланирование» обычно используется для обозначения заноса или скольжения автомобильных шин по мокрой поверхности. Гидропланирование происходит, когда на шину попадает больше воды, чем она может рассеять.Давление воды в передней части колеса выталкивает воду под шину, после чего шина отделяется от поверхности дороги тонкой пленкой воды и теряет сцепление с дорогой. Результатом является потеря рулевого управления, торможения и контроля мощности.
Резиновые шины имеют протектор (канавки), предназначенный для отвода воды из-под шины. Это увеличивает трение о поверхность дороги и может помочь предотвратить или минимизировать случаи аквапланирования.
Когда возникает гидропланирование?
Гидропланирование может происходить на любом мокром дорожном покрытии, однако первые 10 минут небольшого дождя могут быть самыми опасными.
Когда легкий дождь смешивается с остатками масла на дорожном покрытии, это создает скользкие условия, которые могут вызвать движение транспортных средств, особенно тех, которые движутся со скоростью более 35 миль в час, на гидроплане. Это может быть смертельной комбинацией для водителя и окружающих автомобилистов.
Вероятность участия в дорожно-транспортном происшествии возрастает при плохих погодных условиях, таких как туман, дождь, лед и снег. Однако не обязательно проливной дождь и слепящий снег являются наиболее опасными; это отличные условия, к которым водители не готовы.
Как избежать аквапланирования?
Следующие важные советы помогут избежать аквапланирования:
- Держите шины в накачанном состоянии
- Поворачивайте и заменяйте шины при необходимости
- Снизьте скорость на мокрой дороге: чем быстрее вы едете, тем тяжелее для ваших шин для разбрызгивания воды
- Держитесь подальше от луж и стоячей воды
- Избегайте движения по внешним полосам, где вода имеет тенденцию скапливаться
- Старайтесь проехать по следам шин, оставленным машинами впереди вас
- Выключите круиз-контроль
- Двигайтесь на более низкой передаче
- Избегайте резкого торможения
- Старайтесь не делать резких или быстрых поворотов
SafeMotorist. com Статьи по безопасности вождения:
Эта статья была написана разработчиками безопасного вождения SafeMotorist.com и проверена инструкторами по безопасному вождению на предмет точности. Все статьи основаны на действующих правилах дорожного движения и правилах безопасного вождения. Эта статья предназначена только для образовательных целей, и ее не следует воспринимать как юридический совет или буквальное толкование какого-либо конкретного закона о дорожном движении.
Аквапланирование
Загрузка
Аквапланирование — это потеря устойчивости на дороге (тяги и управляемости), вызванная скольжением шин по поверхности мокрой трассы.Когда вы управляете аквапланом во время гонки, не может быть и речи о мастерстве. Прежде чем ваши внутренние гироскопы зарегистрируют, что что-то не так, у вас уже проблемы.
Это происходит, когда рисунок протектора шины не может отводить достаточное количество воды от поверхности дороги. Уровни тяги (и, следовательно, контроля) уменьшаются по мере уменьшения размера пятна контакта. Аквапланирование приводит к тому, что шины теряют контакт с дорогой, что делает автомобиль неуправляемым.
Аквапланирование — это эффект потери управляемости и сцепления, вызванный образованием водяной пленки между шиной и поверхностью дороги.
Большинство водителей на каком-то этапе испытывают этот эффект в той или иной степени. Когда шина движется в прямом направлении, она в основном полагается на рисунок протектора, чтобы «отводить» воду с поверхности дороги, чтобы обеспечить контакт с рисунком протектора шины. На устойчивость шины к аквапланированию могут повлиять несколько факторов, таких как скорость автомобиля, глубина воды, давление в шинах и, что наиболее важно, глубина протектора шин.
В сырую погоду гоночные шины, которые были правильно спроектированы и находятся в хорошем рабочем состоянии, могут прорезать воду и сохранять контакт с дорогой на высоких скоростях. В случаях, когда шины для мокрых гонок чрезмерно изношены (лысые шины) или недостаточно накачаны, или вода очень глубокая, вы все равно можете летать на более низких скоростях.
Глубина воды: 5 мм, новые шины | ||||
---|---|---|---|---|
Скорость движения | 20 км / ч | 60 км / ч | 80 км / ч | 100 км / ч |
Фотография поверхности контакта с грунтом | ||||
Шина полностью контактирует с землей | Шина почти полностью соприкасается с землей | Шина частично поднимается вверх | Почти вся шина плавает в слое воды |
Скорость: 80 км / ч, Глубина воды: 5 мм | |||
---|---|---|---|
Глубина канавки для шины | Новое — 7. 5 мм | 3,2 мм | 1,6 мм |
Фотография поверхности контакта с грунтом | |||
Шина частично поднимается вверх | Большая часть шины поднимается вверх | Почти вся шина плавает в слое воды |
На более высоких скоростях водяной клин перед шинами может пройти под шинами, и шины будут скользить по водной подушке, что может привести к полной потере сцепления.
A) Зона опускания: вода образует клин, который приподнимает протектор — нет контакта
B) Переходная зона — частичный контакт
C) Зона контакта — протектор соприкасается с землей
В гонках Формулы 1 используется специальная шина для очень мокрой трассы во время сильного дождя, промежуточные шины предназначены для мокрой трассы или легкого дождя, по сравнению с сухой шиной без бороздок. Шины
Rain имеют очень сильные канавки, и угол этих канавок установлен таким образом, чтобы обеспечить наилучший отвод воды и наилучшие характеристики на мокрой дороге на очень высоких скоростях.Порезы на их поверхности могут очищать 60 литров воды в секунду на полной скорости. Но даже с этой способностью очищать огромное количество воды, аквапланирование может происходить либо из-за сильного дождя, либо из-за отдельных луж или рек с водой на трассе.
В отличие от аквапланирования в дорожных автомобилях, проблема с автомобилем F1 заключается в том, что вода может накапливаться как между шинами и гусеницей, так и, если воды действительно много, между днищем автомобиля и гусеницей. В любом случае сцепление между шинами и гусеницей теряется, поскольку автомобиль движется по водной пленке, довольно цепкому асфальту, и нет никакого способа восстановить контроль, когда вы начинаете аквапланирование.
Слики Bridgestone Potenza для сухой трассы | Bridgestone Potenza Intermediate Шины для легкого дождя | Bridgestone Potenza полностью мокрые шины |
---|
Другой риск аквапланирования в автомобиле Формулы 1 может возникнуть, когда автомобиль буквально срывается с трассы водной преградой между гусеницей и днищем. Команды хотят бегать по доске как можно ближе к земле из соображений аэродинамики, и при таком небольшом дорожном просвете увеличивается риск аквапланирования.Во влажных условиях команды хотят еще больше увеличить дорожный просвет, чтобы снизить риск аквапланирования. Это то, что называется «мокрая установка». Это, конечно, будет происходить за счет генерирования прижимной силы под автомобилем, но на мокрой аэродинамике это станет гораздо менее важной проблемой.
Вернуться к началу страницы
Аквапланирование — что это такое и как его избежать —
Определение аквапланирования с точки зрения вождения — это когда между поверхностью дороги и шинами транспортного средства находится достаточное количество воды, чтобы предотвратить контакт между ними.
Аквапланирование или «аквапланирование», как его еще называют, может быть чрезвычайно опасным, поскольку транспортное средство не может управляться ни торможением, ни рулевым управлением. Если вам когда-нибудь посчастливится оказаться в ситуации, когда ваше транспортное средство движется по аквапланированию, вы, вероятно, сочтете это одним из самых ужасных ощущений во время вождения.
В зависимости от серьезности ситуации вы можете на короткое время потерять полный контроль над автомобилем. Следование приведенным ниже советам позволит вашему автомобилю восстановить контроль в кратчайшие сроки.
Стоячая вода
На большинстве современных дорог с интенсивным движением есть выемки, предназначенные для отвода воды. Дорога с интенсивным использованием или плохо построенная дорога со временем может быть повреждена, что может повлиять на изгиб дороги. В периоды дождя в местах, где изгиб дороги неэффективен, могут образовываться стоячие воды или лужи. Автомобиль, наездившийся на стоячей воде на скорости, вероятно, упадет на акваплан. Смотрите дорожный развал для более подробного объяснения дорожных изгибов.
Чем вызвано аквапланирование?
Автомобиль глиссирования
Величина акваплана зависит от его скорости, веса, шин и глубины воды.Слой воды между поверхностью дороги и шинами рассеивается протектором шины, обеспечивая контакт между поверхностью дороги и протектором шины. Состояние шин играет важную роль в том, полностью или частично потеряно управление, и сможет ли водитель полностью контролировать транспортное средство.
В шинах, которые содержатся в хорошем состоянии, будет правильное давление. Недокачанные или чрезмерно накачанные шины не будут равномерно распределять протектор шины от центра к плечам шин, снижая их эффективность в поддержании сцепления с дорогой в сырую погоду и при аквапланировании.
Эффективность того, как шина рассеивает воду, также определяется глубиной протектора шины. Допустимая глубина протектора шины составляет 1,6 мм по всей окружности шины и не менее 3/4 ширины шины. Дополнительную информацию о запрещенных шинах и типах шин см. В разделе «Законодательные ограничения для шин». Если вы управляете автомобилем с широкими шинами, вы можете быть более склонны к аквапланированию, поскольку весь вес автомобиля распределяется по большей площади. Более узкие шины быстрее прорежут стоячую воду.
Как избежать аквапланирования?
- Убедитесь, что все шины в хорошем состоянии и имеют минимальную допустимую глубину протектора.
- Правильное давление в шинах обеспечивает устойчивость автомобиля. Проверьте наклейку с давлением в шинах на вашем автомобиле.
- Двигайтесь медленнее во влажных условиях, особенно после сильного ливня. Чем быстрее вы путешествуете, тем меньше сцепление с дорогой.
- Посмотрите вперед, нет ли стоячей воды.
- Если вы собираетесь войти в стоячую воду, своевременно снижайте скорость, используя торможение двигателем, а не педаль тормоза.
Как контролировать аквапланирование?
В зависимости от обстоятельств, описанных выше, во время тяжелого случая аквапланирования практически ничего нельзя сделать для управления автомобилем. Поэтому важно получить контроль в кратчайшие сроки. При правильных действиях аквапланирование должно длиться не более 2–3 секунд, а может и меньше. Вот что делать, если ваша машина начинает акваплан:
1. Аквапланирование рулевого управления
Держите рулевое колесо в направлении движения автомобиля.Не поддавайтесь искушению управлять автомобилем, поскольку, когда автомобиль восстанавливает сцепление с поверхностью дороги, это может привести к резкому изменению направления и другому заносу, поскольку колеса могут быть обращены в другом направлении, в котором движется автомобиль.
2. Скорость аквапланирования
При любой потере управления в автомобиле из-за паники естественной реакцией является резкое торможение. Это может еще больше усугубить потерю контроля. Ускорение будет иметь аналогичный эффект. В идеале вы должны позволить машине замедляться естественным образом под собственным весом, поэтому просто снимите ногу с педали газа и не применяйте торможение.