Правила разворотов на перекрестках – Выполнение разворота на перекрестке — правила, меры безопасности и штрафы

Правила разворота на перекрестке — рекомендации специалиста

Разворот — это манёвр, при котором направление движения автомобиля меняется на противоположное. Самым сложным в техническом плане считается его выполнение на перекрёстке, когда опасность подстерегает водителя сразу с двух сторон: и сзади, и на встречной полосе. Кроме того, манёвр приходится совершать в ограниченном пространстве. Правила дорожного движения рассказывают, как нужно развернуть машину на разных видах пересечений дорог.

Правила разворота на перекрёстке достаточно просты. Тем не менее этот манёвр вызывает трудности у начинающих водителей.

Выполнение манёвра на обычном регулируемом автоперекрёстке

Развернуть машину на обычном перекрёстке с одним пересечением проезжих частей можно по большой или малой траектории.

Выполнение разворота на регулируемом перекрёсткеВыполнение разворота на регулируемом перекрёстке

Алгоритм разворота на регулируемом перекрёстке:

  1. Автомобиль заранее перестройте в левую крайнюю полосу.
  2. На разрешающий сигнал светофора подъедьте к центру автоперекрёстка.
  3. Пропустите встречные авто и завершите манёвр.

Разворот на нерегулируемом пересечении дорог

При выезде на нерегулируемый перекрёсток по второстепенной дороге перед началом разворота:

  1. Остановитесь у края пересекаемой проезжей части. На фото ниже это место обозначено импровизированной кирпичной стеной.Остановка перед выполнением разворотаОстановка перед выполнением разворота
  2. Пропустите всех остальных участников движения, а затем совершите манёвр.Выполнение разворота на нерегулируемом перекрёсткеВыполнение разворота на нерегулируемом перекрёстке

Правила движения на пересечении дорог с разделительной полосой

Значительно больше вопросов возникает при совершении манёвра на пересечении дорог, одна из которых оборудована разделительной полосой. Фактически такой перекрёсток имеет два участка пересечения проезжих частей.

Два участка пересечения проезжих частей на перекрёстке с разделительной полосойДва участка пересечения проезжих частей на перекрёстке с разделительной полосой

Разворот в таком месте совершается двумя способами:

  1. Если разделительная линия достигает границы пересечения проезжих частей, то манёвр выполняют по большому радиусу.Разворот по большому радиусу на перекрёстке с разделительной полосойРазворот по большому радиусу на перекрёстке с разделительной полосой
  2. Если разделительная линия не доходит до границы пересечения проезжих частей, авто разворачивается без выезда на перекрёсток.Разворот по малому радиусу на перекрёстке с разделительной полосойРазворот по малому радиусу на перекрёстке с разделительной полосой

Правило разворота по дальней траектории действует и на перекрёстках с очень широкой разделительной линией.

Разворот на перекрёстке с очень широкой разделительной полосойРазворот на перекрёстке с очень широкой разделительной полосой

Как развернуть машину, ориентируясь на разметку

Траекторию разворота могут подсказать разделительные линии. Следующая разметка предписывает автомобилю разворачиваться по меньшему радиусу.

Разворот по малому радиусу согласно разметкеРазворот по малому радиусу согласно разметке

Разметка как на фото ниже указывает, что совершать манёвр нужно по большему радиусу.

Разворот по большему радиусу согласно разметкеРазворот по большему радиусу согласно разметке

Выполнение манёвра на перекрёстке с трамвайными путями

При наличии попутных трамвайных путей, расположенных на том же уровне, что и автодорога, разворот следует производить с них. При этом автомобиль не должен создавать помех движению трамваев.

Разворачивание автомобиля на перекрёстке с трамвайных путейРазворачивание автомобиля на перекрёстке с трамвайных путей

Исключением является перекрёсток, у которого установлен знак 5.15 «Направление движения по полосам». Он предписывает выполнять манёвр не с трамвайных путей, а с левой крайней полосы проезжей части.

Разворот на перекрёстке с трамвайными путями при наличии знакаРазворот на перекрёстке с трамвайными путями при наличии знака

И напоследок совет начинающим водителям от экспертов. Если вам сложно развернуться на оживлённом перекрёстке, попробуйте пойти другим путём. К примеру, совершите три левых поворота и один правый. Вам придётся объехать один квартал, зато вы избежите совершения рискованного манёвра на пересечении дорог с интенсивным движением.

Возможные ошибки

Во время разворота на перекрёстке некоторые водители допускают ошибки, а поэтому в результате неправильного выполнения манёвра могут стать участниками ДТП. Чаще всего они не уступают дорогу встречным автомобилям, хотя дорожная ситуация обязывает их это сделать. Но встречаются и другие нарушения правил:

  • На пересечении дорог с разделительной полосой ошибочно разворачиваться по маленькому радиусу. В данной ситуации инспектор ГИБДД вправе вменить водителю выезд на полосу встречного движения. За эту ошибку можно поплатиться водительским удостоверением.
    Разворот на перекрёстке по малому радиусуРазворот на перекрёстке по малому радиусу
  • На некоторых перекрёстках поворот налево можно выполнить не только из крайней левой полосы, но и из соседней. Водители ошибочно полагают, что из этой полосы они могут совершить и разворот. Но траектория их движения во время манёвра пересекается с траекторией движения автомобилей, которые поворачивают налево из крайнего левого ряда. Чтобы не попасть в ДТП, перед тем как развернуть машину, нужно перестроиться в крайний левый ряд.
    ДТП на перекрёсткеДТП на перекрёстке
  • Разворачивая машину, водитель должен внимательно следить за траекторией движения транспортных средств, которые идут сзади. Другие участники движения тоже должны сохранять бдительность. Если водитель заметил, что впереди идущий автомобиль заходит на дальнюю траекторию для разворота, нужно позволить ему завершить манёвр и не пытаться по-быстрому проскочить налево, срезая при этом угол. Это может привести к ДТП.

При выходе из разворота на узком перекрёстке недопустимо совершать наезд на:

Чтобы не наехать на бордюр, зебру или сплошную линию, нужно, разворачивая машину, держаться строго в границах перекрёстка.

Выполнение разворота на перекрёстке по правиламВыполнение разворота на перекрёстке по правилам

Когда разворачивать машину запрещено

Существуют дорожные знаки, запрещающие разворачивать машину. К примеру, в зоне действия знака 3.19 «Разворот запрещён» разворачиваться нельзя (поворачивать налево можно).

Некоторые водители ошибочно полагают, что знак 3.18.2 «Поворот налево запрещён» не разрешает и разворот. В действительности в зоне действия этого знака разворачиваться можно.

Знаки «Разворот запрещён» и «Поворот налево запрещён»Знаки «Разворот запрещён» и «Поворот налево запрещён»

Знаки 4.1.1–4.1.4, предписывающие движение в заданных направлениях, запрещают разворот налево.

Знаки, предписывающие направление движенияЗнаки, предписывающие направление движения

Разворачивать авто запрещено и в зоне действия знака 5.7.1 «Выезд на дорогу с односторонним движением». Запрещён разворот и в зоне действия 5.13.1 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств». Этот знак разрешает легковушкам движение только направо.

Знаки, которые запрещают разворот на перекрёсткеЗнаки, которые запрещают разворот на перекрёстке

Начинающему водителю может показаться, что разворот на пересечении дорог — это невероятно сложный манёвр. Это не совсем так. Когда новичок будет самостоятельно управлять транспортным средством и наблюдать за движением, он быстро научится разворачивать машину как на перекрёстке, так и за его пределами.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

avtopravo.guru

Т-образный, со светофором, штраф, на трамвайных путях

При совершении разворота необходимо четко знать допущения и ограничения, установленные соответствующими пунктами ПДД. Главное, что требуется – совершать маневр с самой крайней левой полосы на автостраде. По сути, линию разворота выбирает и строит водитель автомобиля.

У многих поначалу встает вопрос о разрешенности разворота на перекрестках. Правилами это действие допускается при отсутствии ограничивающих и регулирующих знаков. Обязательно следует следить за нюансами, такими как разделительные полосы, наличие или отсутствие регулировщиков движения, форма пересечения трасс.

Горячая линия с автоюристом.

Правила разворота на перекрестке с разделительной полосой

Разворот на перекрестке с разделительной полосой. Правила дорожного движения не предоставляют строгих предписаний, как именно необходимо водителю совершать разворот и левый поворот. Пункт 8.6 Правил подразумевает следующие способы, по которым автомобиль при совершении этих маневров не должен попадать в зону встречной полосы. Для этого полезно строить траекторию поворота через условный центр пересечения. Тогда транспортное средство будет находиться на правой стороне проезжей части, как и положено.

Когда на одной из дорог перекрестка разделительная полоса, она делит поперечное движение на два участка пересечения. Это привносит некоторые нюансы при осуществлении маневров. Не стоит делать разворот по короткой траектории, поскольку инспекторы могут за это назначить штраф, расценивая движение как по «встречке».

Линию проезда также следует строить через условный центр перекрестка. В одной ситуации при соблюдении прочих правил можно прокладывать путь через центр, а в другой – исключительно за центром или по-другому за условной линией, проходящей через центр.

Разворот следует выполнять строго с левой крайней полосы движения. Не лишним будет ехать по левому краю «своей» стороны дороги. Это обусловлено правосторонним движением на отечественных автострадах.

Правила разворота на Т образном перекрестке

Правильный разворот на Т-образном перекрестке.На таком перекрестке разворачиваться могут практически любые легкие транспортные средства. Исключение могут составлять только крупногабаритные джипы, у которых достаточно большой радиус поворота. Соответственно, таким машинам стоит в целях безопасности осуществлять разворот в более подходящих местах. Это объясняется запретом на движение задним ходом. Также запрещено проводить «комбинации» разворотов.

Имеются некоторые особенности, предусмотренные при развороте на Т-образном перекрестке. По правилам дорожного движения за такой разворот выписывают штрафы. Однако, если водитель хочет произвести разворот в ограниченном пространстве, где присутствует пересечение нескольких проезжих частей, то многие предпочитают заплатить за разворот. В противном случае можно лишиться водительских прав по причине движения по встречной полосе.

Не стоит забывать, что выполняя подобный разворот можно спровоцировать аварию. Поэтому, если вы оказались на нерегулируемом перекрестке, стоит проявлять бдительность. Основная полоса не обязательно будет ровной и прямой.

Как правильно разворачиваться на перекрестке? Важно следовать некоторым правилам:

  • Следите за знаком «Главная дорога»
  • Не пропускайте знаки «Стоп» и «Уступи дорогу»
  • Если никаких знаков нет – следуем основному правилу «Помеха справа»
  • И обязательно включайте указатели поворота

Правила разворота на регулируемом перекрестке со светофором

Разворот с светофором.При регулировании движения на перекрестке с помощью светофора можно осуществить достаточно безопасный разворот. Это обеспечивается тем, что необходим будет только пропуск машин, следующих по поперечному движению. В то же время движение транспорта по обе стороны от вашего автомобиля останется запрещенным красным сигналом светофора.

Если осуществляете разворот на перекрестке со светофором следует неукоснительно соблюдать правила и направление передвижения по полосам дорожной разметки. Дополнительно надо обращать внимание на знаки над пересечением потоков. Там должны отсутствовать знаки, запрещающие поворот. Напоминаем, что знак «Поворот налево запрещен» не накладывает табу на разворот. Однако при этом обратите внимание на знаки 4.1.1-4.1.6, имеющие силу на первом пересечении проезжих частей.

По какой траектории вы можете выполнить разворот? Основные правила разворота в настоящее время не изменились – движение следует проводить только на перекрестке, а следование о встречной полосе запрещено.

Трамвайные пути и правила разворота на них

Особенности разворота при наличии трамвайных путей.При совершении разворота на трамвайных путях следует помнить, что в этой ситуации за нарушение ПДД можно лишиться водительских прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Как гласит пункт 8.5 ПДД, если по левой стороне имеются трамвайные пути совместного с вами направления передвижения и расположенные на одинаковом уровне с дорогой, поворот необходимо производить с них и налево, и направо. Это делается в ситуации, когда нет ограничений и предписаний в виде знаков 5.15.1 или 5.15.2, а разметкой 1.18 не установлен другой порядок следования ТС. Естественно, нельзя чинить помехи трамваю. Пункт 8.8 обязывает пропускать рельсовый транспорт перед выполнением разворота.

Согласно пункту 9.6 ПДД разворот может быть осуществлен вне пересечения магистралей. Это допускается, если заняты все полосы попутного движения, а трамвайные пути и прилегающая к ним территория расположены на едином уровне с дорогой. Обзательно учитывается пункт 8.5 Правил. Помехи трамваю чинить запрещено, выводить автомобиль на рельсы тоже. При наличии дорожных знаков 5.15.1 и 5.15.2, двигаться по рельсовым путям сквозь перекресток запрещено.

Когда светофор и регулировщик единовременно разрешают проезд обычному и рельсовому транспорту, трамваи стоят в приоритете. При этом неважно, в каком направлении он движется. Однако, во время движения по сигналу стрелки, которая активировалась вместе со светофором (останавливающий или предупреждающий сигнал), трамваи обязаны уступать дорогу транспорту с других направлений движения.

За нарушение ПДД при развороте на трамвайных путях предусмотрены следующие штрафы:

  • За остановку ТС на путях рельсового транспорта
  • За препятствие движению трамвая, идущего попутно с направлением движения водителя
  • За нарушение правил, указанных дорожными разметками
  • За выезд на пути встречного движения трамвая первый раз полагается штраф, при последующих нарушениях – лишение прав.

Видеоурок — разворот на перекрестке по правилам.

pddgarazh.ru

Разворот на перекрестке по главной дороге

Продолжаем отвечать на вопросы читателей и в этот раз на повестке дня два похожих вопроса по теме разворотов на перекрестке.

Вопрос 1: Главная дорога на перекрестке меняет направление. Оба автомобиля на главной дороге. Один из них поворачивает направо, а второй разворачивается. Траектории пересекаются. Кто пропускает?

Ответ: Пропускает тот, кто разворачивается, потому что оба участника движутся по главной дороге и находятся в равных правах (пункт 13.10).

Вопрос 2: Я на главной дороге совершаю разворот, одновременно с второстепенной дороги выезжает другой водитель направо, то есть получается, что мы собираемся ехать дальше в одном направлении. Оба совершаем маневр, только я с главной, а он с второстепенной! Кто кому должен уступить дорогу?

Ответ: Уступает автомобиль, поворачивающий с второстепенной дороги (пункт 13.9).

Теперь, подробнее. Теме разворотов на перекрестках посвящена статья Выполнение разворота. Часть2. Поскольку в вопросах присутствует термин «главная дорога», то и речь, соответственно, пойдет о проезде перекрестков неравнозначных дорог.

Рассмотрим эти две, казалось бы, похожие, но в корне отличающиеся ситуации более подробно. Эти два случая похожи в том, что оба перекрестка одинаковы конструктивно: имеется «прямая» дорога и примыкающая (либо пересекающая, что, собственно, не очень важно).

Но в первом случае главная дорога поворачивает на перекрестке (меняет свое направление, на что указывает знак 8.13 «Направление главной дороги»), а во втором случае главная дорога «прямая», а второстепенная дорога примыкает к ней (либо пересекает ее).

Разберем каждый вариант по отдельности, и начнем с более простого (второго) варианта, когда главная дорога «прямая».

Предположим, вы едете по дороге и видите, что впереди перекресток (у вас либо знак 2.1 «Главная дорога», либо знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», а слева примыкает второстепенная дорога). По примыкающей дороге к перекрестку приближается автомобиль и «мигает» правым «поворотником». Вам необходимо развернуться, и вы, соответственно, включаете левый указатель поворота.

Впереди перекресток

Водитель того автомобиля вас видит, видит ваш левый указатель поворота, и что он может предположить? Первое, что он подумает, это то, что вы будете поворачивать налево (на дорогу, с которой он сам выезжает). Т.е. он еще не знает, что вы намереваетесь развернуться. А тем временем, оба автомобиля въезжают на перекресток, и нужно очень быстро принимать решение.

 

Юридическое преимущество на вашей стороне (пункт 13.9 – ваш автомобиль движется по главной дороге, а оппонент выезжает с второстепенной дороги – обязан уступить), но если между водителями нет взаимопонимания обоюдных намерений, то возможен любой исход, в т.ч. и столкновение.

Водитель с второстепенной дороги может попытаться успеть выехать, так сказать, под прикрытием (он, ведь, не знает, что вы разворачиваетесь). Вы, в свою очередь, уверены в том, что у вас преимущество (вы – на главной дороге), поэтому разворачиваетесь с предположением, что вас пропустят вперед (что вам уступят дорогу).

Создается опасная ситуация. Как из нее выйти, точнее, как не столкнуться, однозначного ответа нет, многое зависит от второстепенных факторов: кто подъехал раньше и разгадал намерения оппонента, кто первый обнаружил опасность столкновения и принял меры (например, затормозил, уступил), и др.

Есть такое неформальное правило: преимущество в движении определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП.

Теперь рассмотрим приоритеты в более сложном случае разворота, когда главная дорога на перекрестке меняет свое направление. Он как-бы сложный и простой одновременно. Сложность в том, чтобы дать понять окружающим, что ваши намерения именно развернуться, а не повернуть налево. Для этого следует заранее сбавить скорость, включить левый «поворотник» и занять место на проезжей части для разворота (крайнюю левую полосу).

Гл. дорога меняет направление

В случае, как изображено на картинке, оба участника едут по главной дороге и юридическое преимущество на стороне автомобиля, поворачивающего направо (пункт 13.10). Т.е. дорогу уступает тот, кто разворачивается.

Какие опасные моменты могут возникнуть в этой дорожной ситуации? Самая большая опасность может возникнуть в случае банального несоблюдения приоритета (кто был должен уступить – не уступил) или в случае настоятельного упорства на своем преимуществе (т.е. я прав, и точка!).

Опасность первого случая устраняется повышением внимания к дорожной обстановке, второй случай, к сожалению, не «лечится». Потому что, как было уже сказано выше, реальное преимущество определяется гарантией отсутствия ДТП – еще следует убедиться, что вам уступают дорогу.

Понятно, что ситуации на рисунках упрощенные, поскольку отсутствуют другие участники движения, это ведь просто нарисованная схема. В реальности машин на дороге гораздо больше, они все движутся и тем самым общая обстановка усложняется, но расстановка приоритетов от этого не меняется.

Бывают ситуации, когда нет уверенности, что разворот не будет противоречить ПДД, либо, нет уверенности, что сам маневр пройдет гладко, например, за один заход или один оборот, т.е. не придется сдавать назад. Обычно, на перекрестке места для разворота хватает, но нужно помнить, что движение задним ходом на нем (на перекрестке) запрещено (пункт 8.12). В статье Разворот на перекрестке. Задний ход рассмотрен случай с задним ходом на перекрестке.

Если, все-таки, возникают сомнения, целесообразно воздержаться от маневра, и поискать для него другое место, например, развернуться вне перекрестка с использованием обочины или прилегающей территории.

Разворотам вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1. Как развернуться через обочину, когда не хватает пространства для разворота, можно прочесть в одноименной статье Разворот на дороге вне перекрестка через обочину, где был дан ответ именно на этот вопрос.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДДРазворот на перекрестке. Задний ход >>

avtonauka.ru

Разворот вне перекрестка | ШКОЛА-ПДД

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня наш разговор о выполнении разворота вне перекрестка, по ссылке можно почитать о развороте на перекрестке. Выполнение разворота, создает большую опасность для других участников дорожного движения и требует от водителя, выполняющего маневр, повышенной осторожности и внимания.

Основные вопросы, связанные с выполнение разворота, изложены в главе 8 «Начало движения, маневрирование», Правил дорожного движения Российской Федерации. Разворот разрешен, если нет ограничений связанных с пунктами 8.11 и 16.1 настоящих Правил и отсутствуют знаки и разметка, которые могут ограничить выполнение разворота (не забываем, что разворот невозможен на дорогах с односторонним движением).

На изображении, разворот запрещен разметкой и предписывающим знаком 4.1.1 «Движение прямо».
Разворот вне перекрестка

8.11. Разворот запрещается:
на пешеходных переходах;
в тоннелях;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
на железнодорожных переездах;
в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
в местах остановок маршрутных транспортных средств.

16.1. На автомагистралях запрещается:
разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы.

Требования пункта 16.1 относятся и к дорогам обозначенным знаком 5.3 «Дорога для автомобилей».

При отсутствии названных выше ограничений, для выполнения разворота, разрешается выполнить маневр на всем протяжении участка дороги между перекрестками.

Первое, что необходимо выполнить перед выполнением разворота в соответствии с пунктом 8.5 Правил, заблаговременно занять крайнее положение на проезжей части.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Но если транспортное средство из-за своих габаритов или другим причинам не может выполнить разворот из крайнего положения с соблюдением пункта 8.5, то следующие пункты Правил, разрешают выполнить разворот не из крайнего положения.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

На снимке, разрешается выполнить разворот с правой обочины.

Разворот вне перекрестка

Важно обратить внимание, что выполнять разворот не из крайнего левого положения, допускается только вне перекрестка.

Остановимся на пункте 9.2 Правил.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Из пункта 9.2 следует, на дорогах имеющих четыре и более полосы, разрешается выполнять развороты, если отсутствуют такие запреты в соответствии с Правилами. Обратимся к фото (ниже), дорога имеет четыре полосы, с правой стороны выезд с прилегающей территории, разметка 1.3 имеет разрыв, обозначенный разметкой 1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками), данной разметкой обозначают полосы движения в пределах перекрестка, в соответствии с Правилами линии 1.2.2, 1.5 — 1.8 пересекать разрешается с любой стороны. При отсутствии запрещающих маневр знаков (4.1.1 «Движение прямо» и других знаков), допускается выполнить разворот.

Разворот вне перекрестка

Но в данном случае, нельзя забывать, что по левой полосе транспортные средства двигаются с достаточно высокой скоростью и для других водителей, может быть полной неожиданностью, решение о выполнении разворота (особенно, при интенсивном движении), в месте, где отсутствует поворот налево, что может быть очень опасно, для безопасности движения. Поэтому, по возможности, нужно выбирать места для разворота там, где Ваш маневр, наверняка будет безопасен и понятен другим участникам дорожного движения. Если же, другой возможности для разворота нет, необходимо предупредить остальных участников движения о своем намерении, включением, заблаговременно, указателей поворота и плавным снижением скорости.

Еще одна причина, отказаться от разворота в таких местах, связана с тем, что при выполнении маневра, может не хватить места для его завершения. На следующем снимке, выезд с прилегающей территории, примыкает с левой стороны, в таких местах выполнение разворота немного безопаснее и наверняка хватит места для завершения маневра.

Разворот вне перекрестка

По возможности, разворот на дорогах имеющих четыре и более полосы, лучше выполнять на перекрестках обозначенных знаками приоритета или в специально выделенных знаками, местах для разворота, как более безопасных и понятных для других участников дорожного движения.

Разворот вне перекрестка

В заключении пункт 1.5 Правил дорожного движения.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

shkola-pdd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *