Сотрудники полиции применяют физическую силу для – 20. /

В каких случаях сотрудники полиции имеют право применять физическую силу в отношении гражданина?

Применение физической силы сотрудниками полиции в отношении граждан регламентирует глава 5 Закона «О полиции».

Согласно ст. 20 Закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

При этом сотрудник полиции обязан предупредить о намерении использовать физическую силу, предоставив при этом достаточное время для выполнения требований (ч. 1 ст. 19 Закона «О полиции»). Без предупреждения сотрудник полиции имеет право действовать, когда промедление в применении силы создает опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным (ч. 2 ст. 19 Закона «О полиции») (например, если нарушителем совершаются насильственные действия в отношении граждан, и даже тогда, когда вред еще не причинен, но есть реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан и сотрудника полиции).

Таким образом, применение физической силы сотрудником полиции является правомерным, если является реакцией на противоправное поведение (сопротивление), отсутствует реальная возможность несилового воздействия, после предупреждения сотрудника лицо не выполнило его законных требований.

Кроме того, важным условием правомерности применения силы является ее соразмерность конкретному противоправному поведению. При этом правила действий в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, при задержании лица, совершившего преступление, распространяются и на сотрудников полиции. Так, при превышении пределов необходимой обороны сотрудник, применивший силу, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

 

76.xn--b1aew.xn--p1ai

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 

21.xn--b1aew.xn--p1ai

Статья 20 закона «О полиции» в РФ с Комментариями

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Комментарий к Ст. 20 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Реализуя предоставленные настоящей статьей полномочия, сотрудники полиции действуют в состоянии необходимой обороны либо задержания лица, совершившего преступление.

2. В состоянии необходимой обороны они вправе причинить вред здоровью лица, посягающего на совершение преступления, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

3. Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в целях пресечения посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерным, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ст. 37 УК РФ). Если же действия сотрудника полиции признаны не соответствующими характеру и опасности посягательства, но это несоответствие не является явным, превышение пределов необходимой обороны отсутствует.

4. В то же время неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а нередко и просто законопослушных граждан такие же методы (в нашем случае — физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы), как и в отношении опасных преступников <247>.
———————————
<247> См.: О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году: Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ // Рос. газета. 2001. 16 мая; 27 июня; 21, 24, 25 июля; 10 августа.

5. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия сотрудника полиции, если он вследствие неожиданности посягательства не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения.

6. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании сотрудником полиции для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

7. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Однако такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ст. 38 УК РФ).

8. При соблюдении указанных в комментируемой статье условий применяться может физическая сила не только самих сотрудников полиции, но и оказывающих им содействие граждан.

9. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 ФЗ «О полиции».

10. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона О Полиции.

11. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

12. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

13. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 12, п. п. 13 — 15, 37 ст. 13, 14, 18, 19, 21, 23, 27 настоящего Федерального закона.

zakonopolitsii.ru

Основания применения полицией физической силы

Часть 1 ст. 20 Закона «О полиции» определяет, что сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Законом «О полиции» разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия (ч. 2 ст. 20 Закона «О полиции»).

К сожалению, Федеральный закон «О полиции» не раскрывает понятие «применение физической силы». Следует отметить, что ч. 1. ст. 20 Президентского проекта Федерального закона «О полиции»[1] давала право сотруднику полиции «совершать вопреки воле какого–либо лица или группы лиц физические действия, направленные против этих лиц или их имущества, сопряженные с причинением по необходимости физического, имущественного и морального вреда, в целях пресечения преступлений и административных правонарушений, захвата, удержания и доставления совершивших преступления, административные правонарушения лиц для дальнейшего разбирательства, а также в целях преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения полицией возложенных на нее обязанностей».

Ю.П. Соловей и В.В. Черников применением физической силы в соответствии с Законом РФ «О милиции» считали не сопровождающиеся применением спецсредств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника милиции, направленные против отдельных лиц либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими–либо предметами в целях прекращения активного противоправного поведения данных лиц или, в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудниками полиции своего законного требования.

Следует отметить, что ограничений по кругу лиц на применение физической силы Закон «О полиции» не устанавливает.

Для пресечения преступлений и административных правонарушенийфизическая сила применяется прежде всего в отношении деяний, которые совершаются путем действия. При совершении деяний путем бездействия физическая сила может применяться для преодоления противодействия нарушителя, либо для его задержания. Речь в Законе «О полиции» идет только о прекращении административно или уголовно наказуемых деяний.

Для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц

Физическая сила применяется для доставления (препровождения) нарушителей к месту разбирательства (например, в дежурную часть органа внутренних дел).

Под задержанием в данном случае следует понимать, в частности, действия сотрудника полиции по захвату лица, совершившего преступление, административное правонарушение.

Для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полициифизическая сила применяется, прежде всего, в отношении деяний, совершаемых в форме бездействия. К примеру, для преодоления такой формы противодействия, как неповиновение работнику полиции, исполняющему обязанности по охране общественного порядка (ч.1. ст. 19.3 КоАП РФ), выражающейся в отказе от обязательного исполнения законных, как правило, неоднократно повторенных распоряжений и требований сотрудника полиции, а равно в воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей. Необходимость применения физической силы возникает тогда, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие законные требования сотрудника полиции:

а) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;

б) обеспечить свободный доступ в какое–либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;

в) обеспечить свободный доступ к каким–либо лицам, предметам или документам;

г) нарушение запрета проследовать в определенное место или находиться в определенном месте.

Как применение физической силы сотрудником полиции следует расценивать такие его действия, как:

– доставление в дежурную часть органа внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники полиции удерживают его за руки;

– принудительное помещение (или перенос) лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в специальный автомобиль;

– взлом замка входной двери квартиры, когда находящиеся в ней лица отказываются выполнить законное требование сотрудников полиции впустить их;

– извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается пройти медицинское освидетельствование;

– извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором водитель пытается скрыться;

– физические усилия, направленные на сдерживание, оттеснение или рассредоточение толпы входе поддержания правопорядка на митингах, демонстрациях.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» физическая сила в местах содержания под стражей может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого для пресечения совершаемого им правонарушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные способы не обеспечивают прекращения правонарушения либо выполнения законных требований.

Сотрудник полиции, причинивший гражданину вред здоровью в результате применения физической силы, обязан оказать первую помощь лицу, получившему телесные повреждения, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности от внезапного нападения.

[1]РГ. — Федеральный выпуск № 5254. – 2010. — 9 авг.

magref.ru

Применение полицией физической силы и специальных средств

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

 

Запрещается применять специальные средства в отношении:

+: лиц с явными признаками инвалидности

-: иностранных граждан и лиц без гражданства

+: женщин с видимыми признаками беременности

-: лиц находящихся в алкогольном опьянении

 

Основанием для применения специальных средств сотрудником полиции является:

-: показание свидетелей

-: получение признательных показаний от задержанного лица

+: пресечение оказываемого сотруднику полиции сопротивления

+: пресечение преступлений и административных правонарушений

 

Сотрудники полиции применяют физическую силу для:

+: пресечения преступлений и административных правонарушений

-: доставления в полицию лиц, совершивших преступления

-: препровождения в полицию лиц, совершивших административные правонарушения

+: преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции

 

Разрешение на вооружение сотрудников полиции специальными средствами дает:

-: начальник УВД

-: начальник отдела полиции

+: старший дежурной смены (оперативный дежурный)

-: заместитель начальника полиции

 

Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

+: не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия

-: допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, если они создают реальную опасность иным лицам

-: допускается применение средств принудительной остановки транспорта на железнодорожных переездах, эстакадах, в туннелях, если нет иных транспортных средств;

+: не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца

 

Применение полицией огнестрельного оружия

 

Проверка наличия у сотрудников полиции табельного оружия выданного на постоянное хранение и ношение осуществляется начальником не реже:

-: двух раз в месяц

-: трех раз в месяц

-: двух раз в год

+: одного раза в неделю

 

Проверка наличия у сотрудников полиции табельного оружия предполагает сверку:

-: номера оружия и качество его чистки

+: серии, номера и года выпуска оружия

-: наличие патронов в магазине оружия

-: серии, номера, года выпуска, модификации оружия, количества нарезов в стволе

 

Табельное боевое ручное стрелковое оружие подлежит сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу, в случае:

-: проведения служебной проверки в отношении сотрудника полиции

-: использования огнестрельного оружия на службе

-: отсутствия сотрудника полиции на службе без уважительных причин

+: временного отстранения сотрудника полиции от занимаемой должности

 

 

Сотрудники полиции, в соответствии с Федеральным законом «О полиции», имеют право применять огнестрельное оружие для:

-: преодоления противодействия оказываемого сотруднику полиции

-: задержания правонарушителей, пытающихся скрыться

-: выявления правонарушителей

+: пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу

 

Сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие без предупреждения, когда в сложившейся:

-: ситуации посчитает это необходимым

+: обстановке предупреждение является неуместным

+: обстановке предупреждение является невозможным

-: конфликтной ситуации правонарушители провоцируют на применение силы

 

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел

 

Присутствие лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным, если за данное правонарушение может назначаться:

-: дисквалификация

+: административный арест

-: административный штраф

-: конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения

 

Основанием для привлечения лица к административной ответственности является совершение им:

-: аморального поступка

-: противозаконного действия

-: дисциплинарного проступка

+: административного правонарушения

 

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения назначается:

+: судьей

-: начальником отдела полиции

-: участковым уполномоченным полиции

-: административной комиссией

 

Срок лишения специального права не может быть менее:

-: 20 дней

+: 1 месяца

-: 2 месяцев

-: 6 месяцев

 

Срок лишения специального права не может быть более…… лет:

-: 2

+: 3

-: 4

-: 5

 

Срок административного ареста включает в себя время:

+: административного задержания

-: отсрочки назначения наказания

-: рассмотрения дела об административном правонарушении

-: потраченное на составление протокола об административном правонарушении

 

Административное выдворение за пределы РФ назначается:

-: гражданину РФ

-: должностному лицу

-: послу иностранного государства

+: иностранному гражданину или лицу без гражданства

 

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение….. суток с момента выявления административного правонарушения.

+: двух

-: трех

-: шести

-: десяти

 

Потерпевший может быть опрошен в качестве:

-: понятого

+: свидетеля

-: специалиста

-: законного представителя юридического лица

 

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет не более….. месяцев со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

-: 2

-: 6

+: 12

-: 24

 

Присутствие иностранного гражданина или лица без гражданства при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы РФ:

-: не обязательно

+: является обязательным

-: определяется по усмотрению судьи

-: определяется по усмотрению должностного лица

 

 

Лицо не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимых для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а так же в применении технических средств является:

-: понятым

-: экспертом

-: потерпевшим

+: специалистом

 

Состав административного правонарушения представляет собой:

-: действие субъекта при совершении противоправного деяния

-: нормы, которые определяют признаки административного правонарушения

-: совокупность элементов, определяющих административное наказание

+: совокупность установленных правом элементов, при наличии которых конкретное общественно вредное деяние признается административным правонарушением

 

Административным наказанием является:

+: предупреждение

-: исправительные работы

+: административный штраф

+: административный арест

 

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

-: объяснение лица

-: анонимное заявление о правонарушении

+: сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения

+: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения

 

Полномочия адвоката, при рассмотрении дела об административном правонарушении удостоверяются:

+: ордером

-: доверенностью

-: заявлением на участие адвоката, при рассмотрении дела

-: договором возмездного оказания услуг

 

Административное наказание, назначаемые должностным лицом ОВД за совершение административного правонарушения:

+: предупреждение

-: дисквалификация

-: административный арест

-: административное приостановление деятельности

 

Субъект административного правонарушения может быть:

+: общий

-: обычный

-: смешанный

+: специальный

 




infopedia.su

Если сотрудник полиции законно применил физическую силу, но сломал руку задерживаемому, что за это будет?

Здравствуйте! В соответствии с действующим законодательством РФ

Применение физической силы сотрудниками полиции в отношении граждан регламентирует глава 5 Закона «О полиции».

Согласно ст. 20 Закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

При этом сотрудник полиции обязан предупредить о намерении использовать физическую силу, предоставив при этом достаточное время для выполнения требований (ч. 1 ст. 19 Закона «О полиции»). Без предупреждения сотрудник полиции имеет право действовать, когда промедление в применении силы создает опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным (ч. 2 ст. 19 Закона «О полиции») (например, если нарушителем совершаются насильственные действия в отношении граждан, и даже тогда, когда вред еще не причинен, но есть реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан и сотрудника полиции).

Таким образом, применение физической силы сотрудником полиции является правомерным, если является реакцией на противоправное поведение (сопротивление), отсутствует реальная возможность несилового воздействия, после предупреждения сотрудника лицо не выполнило его законных требований.

Кроме того, важным условием правомерности применения силы является ее соразмерность конкретному противоправному поведению. При этом правила действий в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, при задержании лица, совершившего преступление, распространяются и на сотрудников полиции. Так, при превышении пределов необходимой обороны сотрудник, применивший силу, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

www.9111.ru

Условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств. Порядок их применения

 Закон РФ «О полиции» содержит специальный раздел, посвященный вопросу применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Раздел 4 статьи 12-16). Российские законодатели поступили в точном соответствии с Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые требуют от государств – членов ООН законодательного регулирования применения полицейскими силы и огнестрельного оружия и доведения соответствующих норм до сведения населения .
Статья 12 Закона РФ «О полиции» раскрывает условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.
Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию .
Полиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел – Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При применении физической силы, специальных средств или oгнестрельного оружия сотрудник полиции обязан:
– предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместньм или невозможньм;
– стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;
– уведомить прокурора о случаях смерти или ранения.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
Применение полицией физической силы. Физической силой в соответствии с законодательством о полиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудников полиции, направленные против воли людей, животных либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности людей, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими–либо предметами, а также в причинении боли или телесных повреждений, в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому–либо имущества в целях пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников полиции .
Применение полицией физической силы может причинить серьезные телесные повреждения правонарушителю и привести его к смерти. Поэтому законодатель регламентирует ограничение личной безопасности граждан указанным способом.
Основным нормативным актом, закрепляющим основания применения физической силы сотрудниками полиции, является закон РФ «О полиции». Эффективность использования физической силы при пресечении противоправного поведения зависит от двух условий:
– четкого правового регулирования ее применения;
– уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на выработку у них стойких физических и тактико-психологических навыков владения приемами рукопашного боя.
Статья 13 Закона «О полиции» гласит: «Сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей».
Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Например, применением физической силы является принудительное помещение (или перенос) пьяного в специальный автомобиль, извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, и извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться; доставление в дежурную часть органов внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники полиции держат его «под руки» и т. д.
Боевые приемы борьбы как разновидности физической силы, применяемой сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя – боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т. п. либо не входить не в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов была соразмерной характеру и степени общественной опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, то есть не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник полиции, как это установлено ч. 3 ст. 23 Закона РФ «О полиции», не будет нести за это никакой ответственности.
Исходя из содержания статьи 13 Закона РФ «О полиции» физическая сила используется:
Во-первых, при пресечении преступлений и административных правонарушений. Необходимо отметить, что правомерным применением физической силы следует считать пресечение правонарушений и преступлений, которые совершаются путем действия;
Во-вторых, для задержания лиц, совершивших преступление или административное правонарушение.
В отношении некоторых категорий задерживаемых лиц, например, разыскиваемых, когда имеется информация о том, что они вооружены, в целях предотвращения попытки эффективного сопротивления с их стороны, задержание, а значит и физическая сила, может применяться неожиданно для задерживаемых, то есть без предупреждения.
По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней проявляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции. В таком случае появляется еще и третье основание применения сотрудниками полиции физической силы – преодоление противодействия законным требованиям.
Для того, чтобы применение физической силы сотрудниками полиции соответствовало закону, необходимо, чтобы каждое из перечисленных оснований, было дополнено второй частью – если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей. Тем самым в законе еще раз подчеркивается, что сила может быть использована лишь в случае, когда ей предшествовало употребление мер убеждения, не приведшее к должному результату.
Специальные средства – это технические устройства (предметы), животные, которые предназначены для оказания непосредственного воздействия на человека или объект.
Согласно Перечню специальных средств сотрудниками органов внутренних дел применяются следующие специальные средства: резиновые палки и резиновые пули, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки, электрошоковые устройства и спирали.
Специальные средства применяются в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей. В статье 14 Закона РФ «О полиции» перечислены случаи применения специальных средств и какие средства и в каком случае применяются.

№ п/п
Случаи применения специальных средств
Виды специальных средств

1 отражение нападения на граждан и сотрудников полиции резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, служебные собаки, электрошоковые устройства

2 пресечение оказываемого сотруднику полиции сопротивления резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, служебные собаки, электрошоковые устройства

3 задержание лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться наручники, служебные собаки, электрошоковые устройства

4 задержание лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства
Продолжение таблици

5 доставление задерживаемых лиц в полицию, конвоирование и охрана задержанных или осужденных, а также лиц подвергнутых административному аресту или заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику полиции наручники, служебные собаки

6 освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки

7 пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, водометы и бронемашины

8 остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться средства принудительной остановки транспорта

9 выявление лиц, совершающих или совершивших преступление специальные окрашивающие средства, служебные собаки

10 проведение операций по задержанию преступников, блокированию путей движения групп правонарушителей и усиление защиты охраняемых объектов спирали

Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться сотрудниками полиции лично или в составе подразделения для:
1) защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
2) отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергается опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
3) освобождения заложников;
4) задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающего скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
5) отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
6) пресечения побега из-под стражи:
– лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления;
– лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
– лиц, осужденных к лишению свободы;
– для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности  и  малолетних,  кроме  случаев  оказания  ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.
Право на применение специальных средств имеют сотрудники ОВД, прошедшие соответствующую специальную подготовку и выдержавшие ежегодную проверку на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением. Сотрудники, не сдавшие зачет по правилам использования специальных средств, аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законом ответственность.
В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, сотрудники ОВД обязаны проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.
При применении спецсредств должно быть обеспечено предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление в возможно короткий срок их родственников. О фактах ранения или смерти, связанных с использованием спецсредств, немедленно уведомляется прокурор.
В случаях использования специальных средств для обеспечения крупномасштабных операций задействуются работники медицинской службы системы органов внутренних дел.
Разрешение на вооружение личного состава ОВД спецсредствами дают:
а) средствами индивидуальной защиты (защитными касками, шлемами, жилетами, бронещитами, противоударными щитами, пулезащитными куртками), палками резиновыми специальными (ПР-73 и ПР-89), наручниками (БР и БР-С), аэрозольной упаковкой «Черемухой-10» – дежурный ОВД;
б) спец. карабином «КС-23», насадкой к карабину, патронами с резиновой пулей «Волна-Р», патронами с газовыми гранатами «Черемуха-7» и «Сирена-7», пистолетом газовым с боеприпасами, ручными  гранатами:  «Черемуха-6»,  «Черемуха-12»,  «Сирень-6», «Сирень-12», светошумовой гранатой «Заря» и светошумовым устройством «Пламя», малогабаритными   взрывными устройствами «Ключ» и «Импульс», устройствами остановки автотранспорта «Еж-Диана» – начальник органа внутренних дел или его заместитель;
в) бронемашинами (БМД-1, БТР-60 ПБ, БРНД-2), водометом (автоцистерной пожарной АЦ-40), ранцевым аппаратом «Облако» жидкостным – министр внутренних дел республик в составе РФ, начальник управления (главного управления) и ОВД края, области, автономной области и автономного округа, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, начальник управления (отдела) внутренних дел на транспорте.
Министр внутренних дел РФ и его заместители вправе давать разрешение на вооружение личного состава любыми видами перечисленных специальных средств.
Решение о непосредственном применении спецсредств принимает руководитель конкретной операции. Сотрудники ОВД, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последующим рапортом непосредственному начальнику.
Рассмотрим особенности применения отдельных видов специальных средств:
– резиновые палки. Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.
– наручники. Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков;
– слезоточивые вещества. Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения, в период действия этих веществ.
Специальные средства «Черемуха-12», «Сирень-12» и «Облако» применяются только на открытой местности; «Чсремуха-6, 7, 10», «Сирень -6, 7» и пистолеты газовые с боеприпасами – на открытой местности и в помещениях.
Запрещается забрасывать гранату «Черемуха-6» и «Сирень-6» в двойном исполнении в помещение, объем которого менее 60 куб. метров;
– патроны с резиновой пулей «Волна-Р». Отстреливаются на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части его ног;
– светозвуковые средства отвлекающего воздействия «Заря» и «Пламя» применяются на расстоянии не ближе 2 метров от людей;
– средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»). Запрещается применение в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе 2 метров от человека;
– устройства остановки автотранспорта. Запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей,  предназначенных  для  перевозки  людей  (при  наличии пассажиров),  автотранспорта,  принадлежащего  дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий ;
– водометы. Используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации очагов пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже ОС;
– бронемашины. Применяются для проведения операции по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы;
– специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминисцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т. п.). Применяются для выявления лиц, совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.

magref.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о