Разворот на т образном перекрестке
Как уже упоминалось в статье Проезд т-образных перекрестков, ПДД не выделяют эти перекрестки в особую группу. Т-образный перекресток это разновидность, или частный случай обычных перекрестков, где происходит слияние двух дорог.
Дороги могут «сливаться» под разными углами, но чаще всего этот угол равен или почти равен 90 градусов. Реже встречаются перекрестки У-образного типа, либо дороги сливаются в виде «звездочки» из трех лучей.
Правила выполнения разворота на перекрестке, так сказать, в общих случаях, изложены в статье Выполнение разворота. Часть 2. Правила разворота на Т-образном перекрестке ничем от них не отличаются. Последовательность выполнения разворота та же самая, что и на обычных пересекающихся дорогах. Главное условие – чтобы разворот в данном месте был НЕ запрещен. Остальное – это уже техника выполнения разворота, которая также описана в упомянутой выше статье.
Техника выполнения разворота на регулируемых и нерегулируемых Т-перекрестках различается лишь соблюдением приоритета. Поскольку в первом случае действует пункт 13.4 (поворот налево и разворот по зеленому сигналу светофора), а во втором – весь раздел «нерегулируемые перекрестки» (пункты 13.9-13.12).
Но есть, все же, некоторые особенности выполнения и соблюдения «техники безопасности» разворота, которые касаются именно т-образных перекрестков. Рассмотрим их на схемах.
Как известно, перекрестки бывают большие (например, из дорог в четыре полосы) и не очень большие (например, из двухполосных дорог). Очень часто встречаются комбинации перекрестка из широких (многополосных) и узких дорог.
Собираясь развернуться на перекрестке, нужно заранее «прикинуть» его пространство на предмет «хватит ли места для разворота». Места должно быть достаточно для разворота за один заход, чтобы не пришлось сдавать назад, потому что движение задним ходом на перекрестке запрещено (пункт 8.12).
Если видите, что места будет достаточно, то с учетом дорожной обстановки нужно будет «построить» дугу разворота. Что означает «с учетом дорожной обстановки», рассмотрим подъезд к одному и тому же т-образному перекрестку с разных его дорог.
На схемах видно, что самый удачный способ разворота представлен на левом и среднем рисунках, т.е. когда разворот выполняется либо с примыкающей дороги, либо с «прямой» дороги через примыкающую дорогу слева.
Способ разворота на крайнем правом рисунке, на котором дорога примыкает справа, не очень удачный по причине того, что можно не «вписаться» в перекресток. Если, например, левый край дороги ограничен бордюром, а радиус разворота большой, то автомобиль упрется в бордюр, и чтобы закончить разворот, придется отъехать назад. А на перекрестках движение задним ходом запрещено.
Но это всего лишь схема возможного неудачного разворота. На практике ширины дороги может оказаться достаточной для одного «захода» на таком перекрестке. Впрочем, места для разворота может не хватить и на обычном, четырехстороннем перекрестке.
А как быть, если, все-таки, не удалось развернуться за один заход? Несмотря на то, что на перекрестке задний ход запрещен, другого способа, как отъехать назад и закончить разворот, все равно нет. Это нарушение, но накажут, только если поймают «за руку», как говорится, если оно будет зафиксировано.
Отъезжая назад, нужно очень внимательно смотреть по сторонам. Можно легко столкнуться с другим автомобилем, водитель которого даже не предполагает, что вы поедете назад. Один случай с ДТП на заднем ходу на перекрестке ранее был рассмотрен в статье Разворот на перекрестке. Задний ход. Рекомендую ознакомиться.
Теперь рассмотрим два «нюанса» в двух других случаях. Первый случай – это разворот на регулируемом т-образном перекрестке с примыкающей дороги. Предположим, ваш автомобиль стоит первым на светофоре в левом ряду и «мигает» левым «поворотником». Сзади вас в ожидании стоят еще несколько машин, и водители еще не знают, что вы намереваетесь развернуться. Они, скорее всего, предполагают, что вы будете поворачивать налево.
Загорается зеленый сигнал, и вы начинаете движение. Для правильного разворота, чтобы «вписаться» в перекресток и не заехать на пешеходный переход (на пешеходном переходе разворот запрещен), придется сначала проехать немного «прямо» вглубь перекрестка, затем, быстро выкрутить руль до упора влево, и развернуться.
В тот момент, когда вы проедете немного «прямо», у едущего сзади вас появится отличная возможность сократить путь своего поворота налево, и он, не догадываясь, что вы разворачиваетесь, может вас «подрезать». Поймет он это уже поздно, когда произойдет столкновение. Поэтому, в процессе разворота — все внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.
Другой «нюанс» — разворот на нерегулируемом т-образном перекрестке по главной «прямой» дороге через второстепенную дорогу, примыкающую слева. На нерегулируемых перекрестках приоритет на стороне участника, который движется по главной дороге.
Чаще всего дуга разворота пройдет по округлой линии, как изображено на рисунке, т.е. после разворота автомобиль окажется в пределах перекрестка, но выедет за границы пересечения, и окажется чуть в стороне от «своей» дороги. В таком случае, перед тем, как завершить разворот, нужно уступить дорогу машинам, движущимся теперь уже попутно по главной дороге.
В этой ситуации никто не обязан давать вам возможность завершить разворот, а приоритет должен быть соблюден (пункт 13.9, 13.12).
Это два распространенных случая, при которых столкновение наиболее вероятно. Кроме них при повороте налево или развороте, особенно на перекрестках двухполосных дорог, еще нужно (во всяком случае, не помешает) удостовериться, что вас никто не обгоняет в этот момент.
Бывает, что главная дорога на т-образном перекрестке меняет свое направление. В таком случае, в процессе разворота, в зависимости от направления движения, приоритеты между участниками на разных дорогах меняются, но техника разворота остается без изменений. Подробнее об этой ситуации – в статье Разворот на перекрестке по главной дороге.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей<< Разворот вне перекрестка. ПриоритетХватит ли места для разворота? >>avtonauka.ru
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
В первых двух частях по теме разворотов на дорогах с разделительными полосами (Часть.1, Часть 2) были рассмотрены несколько примеров выполнения этого маневра на четырехсторонних и Т-образных перекрестках. Посмотрев иллюстрации, размещенные в тех статьях, несложно заметить, что в каких-то случаях можно развернуться по короткой дуге, а в каких-то нельзя или нежелательно выбирать короткую траекторию разворота.
Объединив материал первых двух частей, в этой статье выделим разногласия относительно траектории разворота и составим последовательность выполнения этого маневра на перекрестках дорог, которые имеют разделительные полосы. Но сначала обратимся к теории выполнения левого поворота, а заодно, и разворота на перекрестке.
В ПДД нет четкой инструкции, каким образом данные маневры (левый поворот и разворот) должны выполняться на перекрестках. В пункте 8.6 ПДД есть лишь указание на то, что выезд с пересечения проезжих частей не должен «задеть» встречную полосу. Т.е траекторию левого поворота требуется «строить» таким образом, чтобы выезжая с пересечений, автомобиль не оказался на встречной полосе.
Чтобы избежать попадания на встречную полосу, поворот налево должен выполняться через условный центр перекрестка – в этом случае автомобиль будет всегда находиться на своей (правой) стороне проезжей части (она заштрихована), как изображено на рисунке.
Когда водителю необходимо развернуться, то он «скругляет» траекторию левого поворота, и едет уже в обратном направлении.
На рисунке (выше) изображена траектория левого поворота и разворота, которая полностью соответствует Правилам. Но дорожная действительность такова, что перекрестки могут быть самых разных размеров, поворот налево может быть разрешен знаками и разметкой с двух крайних левых полос, и одновременно поворачивающих налево машин может быть несколько, т.е. много.
Развернуться же Правила разрешают только с крайней левой полосы, и в зависимости от ситуации ПДД не запрещают разворот как по большой дуге (через центр перекрестка), так и по малой дуге (сразу, как только заехали на пересечение). На схемах ГИБДД даже есть подобные картинки. Но и тем и другим способом (длинный и короткий разворот) можно развернуться только на обычных перекрестках, имеется в виду, дороги которых не имеют разделительных полос, т.е. у перекрестка всего одно пересечение проезжих частей и встречные потоки разделяются разметкой (или вовсе без разметки).
На тех перекрестках, где хоть на одной из дорог есть разделительная полоса, траектории разворота будут отличаться в зависимости от того, как знаками, разметкой и светофорами организовано движение по пересечениям проезжих частей в этом месте, и еще, в зависимости от того, смотря по какой из дорог вы подъезжаете к этому перекрестку.
Обратимся к теории разделения перекрестка на проезжие части. Разделительная полоса, проходящая по одной из дорог, разделяет встречные потоки, но на площади перекрестка она прерывается. Принято считать, что если мысленно продлить разделительную полосу через перекресток, то она разделит его площадь на два условных пересечения проезжей части.
Обратите внимание на участки перекрестка, которые заштрихованы красным цветом. Когда водитель едет вдоль разделительной полосы, и ему необходимо развернуться, очень часто короткая траектория разворота является самой удобной и самой «быстрой», и водитель выбирает именно короткий путь. На такой маневр в Правилах нет прямого запрета, но очень часто возникают разногласия с инспекторами, если те остановят вас за «короткий» разворот. Судебная практика показывает, что решения в этих случаях выносились НЕ в пользу водителей, и наказанием за короткий разворот на подобных перекрестках было лишение прав за движение во встречном направлении.
Разделительная полоса на дороге может быть очень широкая и очень узкая, и от ее ширины будет зависеть площадь заштрихованного красным цветом участка, который якобы является участком встречного движения на данном перекрестке. Когда этот участок никак не обозначен дорожными знаками или разметкой, то юридического обоснования тому, что этот участок является встречным движением, нет, т.е. обоснование отсутствует, но и опровергнуть этот факт (выезжая с одного пересечения в другое, пересекается этот «кусочек» встречного движения) невозможно. В итоге получается так, что в одних случаях суд идет на уступки, а в других водителя лишают прав за этот маневр.
С 12 июля 2017 года Правила дополнились пунктом 9.1 (1). Этот пункт конкретизирует случаи, при которых движение по встречной полосе запрещается. В частности, касаемо перекрестков, запрещается движение по встречной полосе, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой и сплошной (двойной сплошной) линией разметки. Подробнее об этом правиле — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.
Таким образом, если в разрыве разделительной полосы на проезжей части между пересечениями нанесена сплошная линия разметки, то разворот по короткой дуге строго запрещен. В процессе разворота данная разметка должна остаться слева (ее нужно объехать).
Но, как известно, дорожная разметка имеет свойство стираться со временем, ее может быть не видно под грязью, снегом и пр. Т.е. порядок проезда данного перекрестка вроде бы установлен, а условий (разметки) для его выполнения не хватает, и возникают разногласия.
Чтобы избегать подобных разногласий, линию разворота из одного пересечения в другое, а также линию левого поворота, требуется «прокладывать» относительно центра перекрестка: в одних случаях допускается разворот через центр (около него), в других – только за центром (за линией, проходящей через центр).
Далее составим некую последовательность определения траектории разворота на перекрестке, на дорогах которого есть разделительная полоса. Это не правила разворота на подобных типах дорог, а всего лишь подсказка, на что нужно обратить внимание в первую очередь.
Разворот на перекрестке должен выполняться только с крайней левой полосы. При этом всегда нужно стараться держаться левого края «своей» стороны проезжей части (самый верхний рисунок с заштрихованной частью), поскольку движение у нас в стране правостороннее.
Когда разделительная полоса очень широкая (имеет прямой срез), то заезд в ее разрыв должен выполняться за поперечной линией, проходящей через условный центр перекрестка (если отсутствует дорожная разметка). Если дорожную разметку хорошо видно на проезжей части, то сориентироваться на таком перекрестке гораздо легче.
Если полоса узкая настолько, что на ней едва помещаются ограничительные столбики, очень часто их закрепляют поверх двойной сплошной линии, в этом случае подобное разделение условно играет роль двойной сплошной линии, разделяя встречные потоки, и разворачиваться можно сразу, как только заехали на пересечение, не задевая пешеходный переход.
Когда разделительная полоса не очень широкая (предположим, ее ширина примерно равна длине автомобиля или около того), т.е. визуально она и не узкая и не широкая, то в этом случае нельзя однозначно утверждать, каким образом в этом месте можно развернуться. Нужно обратить внимание на дорожные знаки и наличие разметки на самом перекрестке, если разметка имеется, то она видна.
Иногда вариант разворота зависит от структуры перекрестка. Например, т-образный перекресток (рисунок ниже). Правила эту ситуацию не объясняют, поэтому, в целях перестраховки, в похожих случаях рекомендуется выбирать длинную траекторию разворота – через центр перекрестка.
Движение вдоль разделительной полосы на подъезде к перекрестку.
1 Убеждаемся в том, что поворот налево или разворот на этом перекрестке разрешены в принципе. Условия, при которых эти маневры запрещаются, изложены в первой части группы статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Особое внимание нужно обратить на наличие предписывающих знаков из группы 4.1.1-4.1.6, поскольку дороги могут иметь два и более пересечения проезжих частей, а эти знаки действуют только на то пересечение, перед которыми они установлены;
2 Если разделительная полоса очень широкая (понятие «широкая» у всех людей разное, поэтому невозможно сказать, на сколько она должна быть широкой, предположим, две-три длины автомобиля), то сначала нужно внимательно посмотреть на перекресток, особенно, если проезжаете в этом месте впервые.
Поэтому, еще до въезда на перекресток, ориентируйтесь на условный центр перекрестка и обратите внимание на то, как поворачивают на нем встречные машины. Это будет своего рода подсказкой. Если встречный водитель, чтобы разъехаться, «предлагает» вам правый борт, то доезжаете до условного центра и разворачиваетесь. Если же встречная машина оказалась на ближней к вам стороне в разрыве полосы, т.е. «предлагается» левый борт для разъезда, как на фото ниже, тогда, чтобы развернуться или повернуть налево, потребуется заехать за центр перекрестка.
Подводя итог, можно «укоротить» все вышесказанное:
- если разделительная полоса узкая (приблизительно меньше длины легкового автомобиля), то разворот выполняется через условный центр перекрестка;
- если разделительная полоса широкая или очень широкая (2-3 длины легкового автомобиля), то траектория разворота должна пролегать только за центром перекрестка, или за поперечной осевой линией, которая проходит через условный центр.
Въезд на перекресток, на котором пересекающая дорога имеет разделительную полосу.
1 В первую очередь, убеждаемся в том, что поворот налево или разворот на этом перекрестке разрешены. Если ограничений для разворота нет, то можно развернуться по короткой дуге сразу, как только заехали на перекресток. Это будет разворот в пределах одного пересечения проезжих частей на перекрестке.
2 Если перед въездом на перекресток установлен знак 4.1.1 «Движение прямо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо» (в зависимости от формы перекрестка, возможно, будет какой-то другой знак из группы 4.1.1-4.1.6, запрещающий поворот налево), то развернуться на первом пересечении нельзя. В разрыве разделительной полосы будет установлен другой знак из этой группы, указывающий направление движения на втором пересечении. Если со второго пересечения будет разрешен поворот налево, значит, разрешается и разворот.
Эта ситуация была рассмотрена в первой части данной темы. Особенность, а точнее, неудобность разворота со второго пересечения проезжих частей в том, что не всегда удается развернуть автомобиль за один цикл светофора. Т.е., пока водитель уступит встречным, затем, развернется, сигналы светофора поменяются, и те машины, что едут вдоль разделительной полосы, могут начать движение.
Они не станут ждать, пока ваш автомобиль развернется и выедет с перекрестка, а просто начнут движение на свой разрешающий сигнал светофора. В этом случае, после разворота, можно остановиться в разрыве, дождаться свой разрешающий сигнал, и продолжить выезд с перекрестка. Подобная «остановка» не будет являться нарушением.
Теперь, пара рекомендаций по безопасности выполнения разворота на подобных типах дорог, да и вообще, выполнения этого маневра.
Когда вы заезжаете на перекресток для разворота, едущие за вами водители еще не знают, что вы хотите развернуться, они только видят «ваш» работающий левый «поворотник», и скорее всего, предполагают, что ваш автомобиль будет поворачивать налево. Часто бывает, что едущие сзади «срезают» угол своего поворота на перекрестке, таким образом, пытаясь быстрее проехать через него, поэтому особое внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.
Чтобы избежать подобного случая с подрезанием (полностью исключить такой случай невозможно), следует держаться на своей полосе как можно левее, т.е. ближе к продольной оси дороги, ну и посматривать в зеркала заднего вида, чтобы случайно не подставиться.
Находясь в разрыве разделительной полосы и пропуская встречный транспорт, который едет «прямо», поворачивая, нужно помнить о выступающем вперед переднем бампере вашего автомобиля. Если обзор перекрестка частично закрыт, например, габаритами другого автомобиля, т.е. вы не уверены в 100%-ной безопасности маневра, то спешить не нужно. Через несколько секунд ситуация «прояснится», и можно будет продолжить маневр.
Более подробно о других опасных ситуациях, связанных с выполнением левых поворотов и разворотов на перекрестках, можно прочесть в одноименной статье.
Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации >>avtonauka.ru
Разворот на равнозначном перекрестке | AVTONAUKA.RU
Разворот на равнозначном перекрестке (перекрестке равнозначных дорог) по своей сути ничем не отличается от разворота на любых других перекрестках.
Пункт 8.12 Правил требует, чтобы разворот прошел как бы в один прием (остановка допускается, движение задним ходом на перекрестке запрещается), и пункт 13.11 требует соблюсти приоритет, когда это необходимо.
Тем не менее, выполнение разворота именно на равнозначном перекрестке имеет свои особенности.
Во-первых, перекрестки равнозначных дорог по своим физическим размерам обычно меньше своих аналогов неравнозначного типа. Такие перекрестки чаще всего образованы двухполосными дорогами с двухсторонним движением.
Учитывая среднюю ширину одной полосы в 3,25 — 3,75 метров, нетрудно посчитать, что ширина проезжей части каждой дороги «уложится» в пределах 7 метров. Соответственно, площади перекрестка, образованного неширокими дорогами хватает в самый раз только для компактного разворота.
Разумеется, где-то дороги, образующие перекресток, шире, а в каких-то местах ширина дорог может быть меньше указанных размеров, но в среднем, их ширина примерно такая, т.е. укладывается в эти цифры.
Из небольшой ширины дорог, и, соответственно, образованной ими площади перекрестка, следует вторая особенность выполнения разворота на равнозначном перекрестке – чтобы разворот «вписался» в площадь перекрестка потребуется сначала сделать «заход» направо, затем развернуть автомобиль на минимальном радиусе (когда передние колеса повернуты до упора).
Чтобы суметь развернуться компактно (на максимальном повороте передних колес), придется быстро вращать руль. И еще необходимо знать, сколько места на дороге требуется вашему автомобилю для разворота. Этот вопрос рассмотрен в статье Хватит ли места для разворота.
Если, посмотрев на перекресток, на дорожные обстоятельства, возникнут сомнения в том, что в процессе разворота можете выйти за рамки ПДД, то есть смысл поискать для этого маневра другое место.
Разворот на равнозначном перекрестке (техника выполнения)
Перед поворотом налево (разворотом) пункт 8.1 требует включить левый «поворотник», а пункт 8.5 требует занять крайнее левое положение на проезжей части («прижаться» к середине дороги).
Поскольку полоса движения (вашего направления) всего одна, и встречная полоса тоже одна, то попытка выполнить разворот по обычной схеме из крайнего левого положения в этих условиях ни к чему хорошему не приведет: если из этого положения выехать «прямо» на перекресток и попытаться развернуться, то автомобиль на дуге разворота может упереться в бордюр, либо проехать по встречной полосе. Ему не хватит места.
Причина этому – маленькая площадь перекрестка (или большой радиус разворота у автомобиля). В такой ситуации для продолжения движения придется отъехать назад, а задний ход на перекрестке запрещен.
Для того чтобы этого не произошло, и автомобиль смог «вписаться» в перекресток, необходимо из крайнего левого положения, сразу, как только въехали на пересечение, сместить автомобиль вправо (указатель поворота должен быть Левый, но сделать заход вправо), затем, быстро повернуть руль до упора влево, и завершить разворот по окружности, как на рисунке ниже.
На этапе въезда на перекресток, после того, как автомобиль сместится вправо, левый указатель поворота может самопроизвольно отключиться. Если это произойдет, то его нужно будет включить повторно, и выключить после завершения разворота.
Штраф за не включенный «поворотник»: предупреждение или 500р. (ст.12.14.ч.1)
Штраф за движение задним ходом на перекрестке: 500р. (ст.12.14.ч.2)
У кого преимущество на равнозначном перекрестке
На перекрестке равнозначных дорог действует правило «помеха справа» (пункт 13.11). Это означает, что водитель обязан уступить дорогу автомобилю (транспортному средству), который приближается справа.
Нужно отметить, что данное позиционирование по отношению к другому автомобилю во время разворота на равнозначном перекрестке «работает» на всей дуге разворота. Утверждение, что другой автомобиль должен дать возможность тому, кто разворачивается, завершить выезд с перекрестка (закончить разворот) в данном случае НЕ верно.
Другими словами, на дуге разворота на равнозначном перекрестке следует уступить любой «помехе справа».
В каком месте следует остановиться, чтобы уступить дорогу в процессе разворота? Выбор места остановки во многом будет зависеть от того, с какой стороны к этому перекрестку приближается другой автомобиль. Поэтому, на самом начальном этапе разворота, когда только подъехали к перекрестку, необходимо оценить ситуацию со всех сторон: как далеко или близко движутся другие машины.
Если путь свободен – быстро разворачиваетесь. Если есть встречный автомобиль, либо автомобиль подъезжает к перекрестку по отношению к вам с его правой стороны, тогда включаете левый «поворотник», останавливаетесь перед перекрестком и уступаете им дорогу.
Штраф за то, что не уступил дорогу транспортному средству, имеющему приоритет на перекрестке, на дату публикации 1000р. (ст. 12.13 ч.2). Но штраф – это моральная сторона «дела». Если по этой же причине произойдет ДТП, автомобиль придется ремонтировать, а ремонт — уже намного дороже.
Разворот на равнозначном перекрестке, безопасность
Опасность в процессе движения, в том числе и разворота, как известно, может появиться с любой стороны. Одной из самых главных причин ДТП на перекрестках это не соблюдение приоритета – один автомобиль не уступил дорогу другому авто.
Причиной «случайных» столкновений является взаимное непонимание друг друга, т.е. неверная оценка обстановки, вследствие чего водителем принимается ошибочное решение.
Например, два автомобиля следуют друг за другом, подъезжают к перекрестку, и «передний» авто включает левый указатель поворота. Водитель «заднего» авто, увидев левый «поворотник» в первую очередь предполагает, что тот намеревается повернуть налево. Он еще не знает, что «передний» автомобиль готовится к развороту.
Последствия могут сложиться любым образом. До тех пор, пока намерения «переднего» автомобиля для вас непонятны, целесообразно двигаться вслед «переднему» автомобилю, и всегда нужно обращать внимание на то, как он движется.
Например, включенный левый «поворотник» с одновременным смещением автомобиля вправо на перекрестке (наш случай, выполнение разворота, рассмотрено выше) почти всегда означает разворот, ну или объезд какой-то неровности. Нужно смотреть вперед на дорогу, и анализировать.
Остановка «переднего» автомобиля на перекрестке может означать, что он кому-то уступает дорогу, а вы, двигаясь сзади, эту «помеху» по каким-то причинам еще не видите. Есть повод задуматься, тем более что перекресток равнозначный.
Подобных вариантов множество, сначала нужно увидеть обстановку на подъездах к перекрестку и прикинуть, как может измениться ситуация. Но соображать следует быстро, быстрее, чем развивается ситуация.
Преимущество в движении определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП! Это означает, что использовать свое преимущество есть смысл только тогда, когда вы уверены, что вам уступают дорогу.
В дополнение к изложенному материалу рекомендую ознакомиться со статьями по теме разворотов на перекрестке:
Выполнение разворота. Часть 2;
Разворот на перекрестке по главной дороге;
Разворот на перекрестке. Задний ход;
Хватит ли места для разворота.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей<< Передний авто — на разворот, задний — налевоavtonauka.ru
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
Вопрос: Как все-таки нужно разворачиваться согласно ПДД — по короткой дуге или длинной. Если принимать во внимание п.8.6, то на перекрестке с одним пересечением проезжих частей — возможны любые варианты разворота.
С двумя пересечениями (с разделительной полосой на одной из дорог) возникают вопросы. Понятно, что главное — не оказаться на стороне встречного движения при выезде с пересечения проезжих частей. Но как, все-таки, правильно развернуться?
И что вы можете сказать про поворот и разворот, и применение к ним пункта 8.6 ПДД?
Ответ.
Применение пункта 8.6 относительно поворотов (налево и направо) понятно. Поворачивая на перекрестке, автомобиль следует вести так, чтобы на выезде с пересечения он не оказался на участке встречного движения, о чем и указывает пункт 8.6 ПДД.
Таким образом, на левом повороте нельзя резать углы (спрямлять траекторию поворота), а на правом повороте нельзя делать так называемый глубокий «заход» в пересечение, который может вывести на встречную полосу. При выполнении поворотов с указанными нарушениями выезд на встречную полосу очевиден, и применение наказания за нарушение пункта 8.6 правомерно.
С разворотами ситуация выглядит несколько по-другому. На обычных перекрестках разрешается развернуться как по длинной, так и по короткой дуге, в зависимости от ситуации, разумеется, если данный маневр на перекрестке не запрещен в принципе. Примеры можно посмотреть в статье Выполнение разворота.Часть2.
Когда на одной из дорог перекрестка имеется разделительная полоса (проезжая часть разбивается на два пересечения), то траектории разворота будут отличаться в зависимости от организации проезда на этом перекрестке. Подробнее о такой организации можно прочесть в небольшой серии статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.
В случае движения вдоль разделительной полосы, на перекрестке у водителя есть два варианта разворота в разрыве этой полосы: по короткой дуге и по длинной, т.е. через середину перекрестка. Которая из них правильная? Этот вопрос всегда спорный, и зависит, опять же, от организации движения на таком перекрестке, включая разграничение встречных направлений.
Нередко водителя привлекают за «короткий» разворот и вменяют ему выезд на встречную полосу, якобы разворот из одного пересечения в другое проходит по участку встречного направления, т.е. нарушение пункта 8.6. Попробуем разобраться правомерности такого взгляда.
Разворот на перекрестке, а тем более в разрыве разделительной полосы в Правилах никак не оговорен. Когда встречное движение в этом самом разрыве разграничено хотя бы разметкой, то в этом случае все понятно: если водитель пересек разметку, разделяющую встречные направления (фактически, срезал угол) – значит, выехал на участок встречной полосы – в таком случае применим пункт 8.6.
Когда движение в этом самом разрыве никак и ничем не разграничено, то каким образом водитель сможет определить границу встречных направлений? Или же какой ширины должна быть разделительная полоса, чтобы участок между пересечениями считался встречной полосой?
Ответов на эти вопросы ПДД не дают. Считать, что разворот по короткой траектории в таком случае является нарушением п.8.6, неправильно, поскольку, фактически, отсутствует состав нарушения. Но инспекторы и суд считают иначе.
Этот вопрос оставался спорным до появления пункта 9.1 (1) в ПДД (изменения с 12 июля 2017г.). Данный пункт конкретизирует случаи, в которых выезд на встречную полосу запрещен:
«На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».
Когда разделительная полоса на перекрестке прерывается, то вся территория перекрестка считается проезжей частью. Остается определить, какой участок этой проезжей части является попутным, а какой – встречным. Но без разметки, т.е. на «глазок» это неопределимо, каждый человек увидит это по-своему.
И возникает вопрос: почему на обычном перекрестке «короткий» разворот не является нарушением, а на перекрестке через разделительную полосу – это нарушение?
К сожалению, есть как положительные, так и отрицательные судебные решения относительно разворотов по короткой дуге в разрыве разделительной полосы. Видимо, пока Верховный суд не поставит в этом деле точку, разногласия будут продолжаться.
Таким образом, в соответствии с пунктом 9.1 (1), если на перекрестке нанесена одинарная или двойная сплошная линии разметки, как на рисунке справа (выше по тексту), то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой по длинной дуге. Так же следует поступать, если вместо разметки дорогу будут пересекать трамвайные пути – линия разворота должна пройти ЗА трамвайными путями. В статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД данный пункт рассмотрен более подробно.
Подводя итог всех этих рассуждений, а заодно учитывая сторонний опыт судебных разборов по вопросам разворота, можно сделать вывод, что самая «нейтральная» схема разворота в разрыве разделительной полосы, т.е. из одного пересечения в другое – по длинной дуге. «Длинный» разворот никаким образом не вступает в противоречие с ПДД и исключает лишние вопросы со стороны контролирующих движение структур.
Итог. Движение в нашей стране правостороннее, следует вести автомобиль в своей, правой половине проезжей части. Ширина разделительной полосы может быть любой величины, соответственно, участок перекрестка в разрыве этой полосы (встречный участок) возможен разных размеров. А дорожная разметка имеет свойство стираться со временем.
Двигаясь вдоль разделительной полосы, разворот целесообразно «строить» либо через центр перекрестка, либо ЗА линией, проходящей через его центр, по длинной траектории. Т.е. возможны «варианты» из этих двух, в зависимости от ширины разделительной полосы.
Навигация по серии статей<< Разворот на дороге вне перекрестка через обочинуРазворот на перекрестке по главной дороге >>avtonauka.ru
Проезд Т-образных перекрестков | AVTONAUKA.RU
Т-образный перекресток – это разновидность, или частный случай обычных перекрестков, где происходит слияние двух дорог, т.е. одна дорога «вливается» под углом в другую дорогу.
Если этот угол примерно 90 градусов, то перекресток получается Т-образный, если угол больше или меньше 90 градусов, то перекресток больше походит на букву «У», но суть от этого не меняется – одна дорога сливается с другой.
ПДД не выделяют т-образные перекрестки в отдельную категорию. Поэтому правила проезда т-образных перекрестков ничем не отличаются от общих правил проезда перекрестков. Если перекресток регулируется – въезд и выезд осуществляются согласно правилам проезда регулируемых перекрестков. Если перекресток не регулируется, то движение, соответственно, подчиняется правилам проезда нерегулируемых перекрестков.
Регулируемый т-образный перекресток
Если т-образный перекресток регулируется светофором, то трудностей в проезде, обычно, не возникает, особенно, если движение на т-образном перекрестке организовано по полосам и обозначено знаками 5.15.2, разметкой 1.18 и светофоры оборудованы дополнительной секцией. Перед маневром на перекрестке, согласно направлению дальнейшего движения, водителю требуется заранее занять соответствующую полосу.
Двигаться в направлении стрелки в дополнительной секции светофора разрешается, только если она включена. При движении на зеленую стрелку, включенную одновременно с красным основным или желтым сигналом светофора, нужно быть очень внимательным, т.к. в этом случае Правила обязывают уступить дорогу ТС, едущим с других направлений. С других направлений — это значит с любых других.
Подробнее о проезде перекрестка по сигналу в дополнительной секции светофора — в одноименной серии статей Проезд на стрелку светофора.
Проезд нерегулируемого т-образного перекрестка
Если движение на т-образном перекрестке не регулируется (например, светофор выключен или работает в режиме желтого мигающего сигнала), то проезжать такой перекресток нужно руководствуясь знаками приоритета. В данном случае перекресток становится нерегулируемый, и в силу вступают правила проезда нерегулируемых перекрестков.
Когда перед вами т-образный перекресток неравнозначных дорог, очень важно своевременно определить по какой дороге вы приближаетесь к перекрестку: по главной или второстепенной, и изменяет ли главная дорога свое направление на перекрестке.
Для более удобного восприятия т-образного перекрестка, будем рассматривать его дороги тождественно букве Т: одна дорога условно напоминает ее ножку, другая – условную крышу, перекладину, как угодно, в общем – не ножку.
Как определить главную и второстепенную дорогу уже обсуждалось в статье «Правила проезда нерегулируемых перекрестков». Нужно научиться определять приоритет быстро и правильно. Если вы подъезжаете к перекрестку по второстепенной дороге (часто роль второстепенной дороги выполняет ножка символической буквы Т – т-образного перекрестка), то у вас всего два пути: повернуть направо или повернуть налево.
Но прежде чем въехать на перекресток (указатель нужного вам поворота должен быть включен заблаговременно), целесообразно убедиться что проезд будет безопасен, а именно: в этой ситуации вы обязаны уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся по главной дороге (не ножке) и слева и справа. Не нужно спешить, тем более, если впереди вас тоже поворачивает другой автомобиль, особенно при повороте на главную дорогу направо.
Рекомендую к прочтению серию статей Главная дорога. О ситуации с правым поворотом, изложенной выше, подробно рассмотрено в статье Выезжая на главную, будь осторожен.
Направление взгляда в таком случае будет следующим: подъехав по ножке к т-образному перекрестку, сначала вы смотрите налево, так как с этой стороны другой автомобиль, едущий по главной дороге, приблизится к вам в первую очередь, потом смотрите направо, затем опять налево и снова направо. Если этого не достаточно, смотрите туда-сюда столько раз сколько нужно. Смотрите и анализируете ситуацию, потому что она меняется очень быстро.
Выбираете момент, когда ни вы, ни вам никто не помешает, и спокойно въезжаете на перекресток. Спокойно – это не значит медленно. Спокойно – это быстро, уверенно, не прибегая к резкому старту и пробуксовке колес. В теплое время года пробуксовка может и не навредит, а вот поздней осенью, зимой или на скользкой дороге она может вызвать скольжение и как минимум – занос, хорошо, если обойдется без последствий. Лучше привыкать трогаться без пробуксовок. Хорошие привычки остаются надолго.
Есть такие т-образные перекрестки, где на одной из дорог организовано одностороннее движение. Например, двигаясь по ножке, на которой двухстороннее движение на т-образном перекрестке вы выезжаете на дорогу (не ножку) с односторонним движением – на таких перекрестках устанавливаются знаки 5.7.1 и 5.7.2 и движение разрешено только в направлении стрелки на знаке. Запрещается поворачивать навстречу одностороннему движению.
Можно встретить такой перекресток, где по ножке организовано одностороннее движение, а на т-образном перекрестке оно переходит в дорогу (не ножку) с двухсторонним движением. Чаще всего это т-образный перекресток неравнозначных дорог и перед выездом на двухстороннюю дорогу (не ножку) устанавливают знаки 2.4 «Уступите дорогу» или 2.5 «Движение без остановки запрещено».
Подъезжая к такому перекрестку, в соответствии с дальнейшим направлением движения (направо или налево) нужно заблаговременно занять нужную полосу движения: для поворота направо – занять крайнее правое положение на проезжей части, для поворота налево – крайнее левое положение. О том, что такое крайнее положение — в одноименной статье Крайнее положение на проезжей части. Дальнейшее движение (поворот) можно продолжить, только уступив дорогу ТС, которые движутся по главной дороге, и только убедившись в безопасности поворота.
Если на нерегулируемом т-образном перекрестке главная дорога изменяет свое направление, то об этом подскажет табличка 8.13, которая устанавливается вместе со знаками 2.1 и 2.4. Нужно сразу определить, по какой из дорог вы подъехали к перекрестку, и есть ли у вас преимущество проезда. Первыми нерегулируемый перекресток проезжают транспортные средства, которые подъехали к нему по главной дороге.
Другими словами, юридическое преимущество у транспортных средств, которые движутся по главной дороге. Но нужно понимать, что соблюдение ПДД дает лишь юридическую защищенность, но не может гарантировать безопасность.
Предлагаю прочесть статью Когда светофор на перекрестке не работает и посмотреть опубликованный в ней короткий видеоролик. Там рассмотрен один из случаев проезда нерегулируемого перекрестка, на котором главная дорога меняет направление. И в дополнение к материалу по проезду Т-перекрестков полезно будет ознакомиться со статьей Через перекресток по главной дороге и с ответом на вопрос в статье Съезд с главной дороги.
Вне населенных пунктов т-образные перекрестки встречаются очень часто и чаще всего они нерегулируемые. О приближении к такому перекрестку водителей, которые движутся по главной дороге, проинформируют знаки 2.3.2 – 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги», а на второстепенных дорогах перед перекрестком устанавливаются знаки 2.4 «Уступите дорогу» или 2.5 «Движение без остановки запрещено».
Но, учитывая, что на загородных трассах и дорогах вне населенных пунктов разрешенная скорость намного выше, чем в населенном пункте, выезжать с примыкающей дороги на такой перекресток нужно очень внимательно, учитывая тот факт, что транспортные средства движутся по главной дороге очень быстро и приближаются к перекрестку быстрее, чем вы сможете предположить.
Рекомендация для тех водителей, которые едут по главной дороге и подъезжают к подобному перекрестку. Это не обязательно может быть только т-образный перекресток, на своем пути часто можно встретить знак 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой».
Подъезжая к таким перекресткам лучше всегда снижать скорость. На сколько снизить или уменьшить скорость – зависит от ситуации, времени года, погоды, состояния дороги и пр. Нужно помнить: любой перекресток, даже самый безобидный – это место концентрации конфликтных ситуаций. На чистом асфальте во время дождя на подобных перекрестках дорожное полотно может оказаться загрязненным (земляная или глиняная смесь) и скользким. В сильную жару асфальт может расплавиться, дорога покрывается тонкой масляной пленкой и становится похожа на каток.
И как часто бывает, в самый неподходящий момент, кто-нибудь внезапно обязательно появится на перекрестке. Нужно быть готовым к подобному развитию событий. Поэтому старайтесь реально оценивать дорожную обстановку и старайтесь постоянно прогнозировать ситуации.
Разворот на т-образных перекрестках осуществляется в соответствии с техникой выполнения разворота на перекрестке, описанной в статье Выполнение разворота. Часть 2. Схемы разворота на Т-перекрестках опубликованы в одноименной статье Разворот на Т-образном перекрестке.
Навигация по серии статей<< Проезд нерегулируемых перекрестковПроезд перекрестков с круговым движением >>avtonauka.ru
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
В предыдущей статье была рассмотрена возможность выполнения разворота по короткой и длинной дуге на перекрестках дорог, имеющих разделительную полосу, а также, особенность выполнения этого маневра на некоторых перекрестках, имеющих широкую разделительную полосу.
Теперь рассмотрим несколько Т-образных перекрестков, образуемых дорогами с разделительной полосой и особенность движения в разрыве разделительной полосы, когда движение в этом месте регулируется светофорами.
Вне зависимости от того, на какой из дорог Т-перекрестка будет располагаться разделительная полоса, возможность выполнения разворота и его траектория, опять-таки, зависит от организации проезда на этом перекрестке. О дорожных условиях, которые запрещают выполнить этот маневр в пределах перекрестка, уже обсуждалось в первой части.
На паре снимков, размещенных сразу за этим абзацем, запечатлен вид т-образного перекрестка, где разделительная полоса проходит по условной перекладине буквы «Т». Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку, нижнее фото – въезд на пересечение. Хорошо видно, что знаки 5.15.2 «Направление движения по полосе» с крайней левой полосы разрешают проехать прямо и развернуться.
На следующем одиночном снимке – вид той же дороги вдоль разделительной полосы с противоположной стороны этого перекрестка. Никаких ограничений для выполнения разворота нет. С крайней левой полосы знак 5.15.2, разрешающий повернуть налево, разрешает и развернуться.
Когда примыкающая дорога т-образного перекрестка находится справа по вашему движению, (разделительная полоса в любом случае остается слева), то при развороте хоть по длинной, хоть по короткой дуге, условия встречного движения для вас отсутствуют, поэтому для маневра можно выбрать любую траекторию.
А вот, если другая дорога примыкает к Т-перекрестку слева относительно вашего движения, то линию разворота нужно стараться прокладывать через условный центр перекрестка. Это объясняется образованием на перекрестке условных пересечений проезжих частей из-за разделительной полосы. Прямого запрета в ПДД на разворот по короткой дуге в данной ситуации нет, но в отдельных случаях водитель может быть остановлен инспектором за «короткий» разворот. Подробнее об этом – в третьей части темы разворотов на перекрестках дорог с разделительной полосой.
На следующей паре фотографий запечатлен этот же перекресток со стороны примыкающей дороги (условная ножка буквы «Т»), которая имеет четыре полосы для движения. Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку, а нижнее фото – подъезд к пересечению. На верхнем фото видно, что с крайней левой полосы знак 5.15.2 разрешающий повернуть налево, разрешает и разворот. В этом месте развернуться можно сразу, как только проехали пешеходный переход.
На следующих картинках обе дороги, образующие Т-образный перекресток имеют разделительные полосы. Вид перекрестка несколько другой, но сам выбор траектории выполнения разворота остается прежний, как уже объяснялось выше по тексту.
Выбирая траекторию разворота, дело не столько в ширине разделительной полосы, сколько в организации проезда через данный перекресток, и от того, как пройдет путь через условные пересечения проезжих частей. Короткая дуга разворота разрешена только в границах одного пересечения. Условия, запрещающие разворот должны отсутствовать.
На нижней паре фотографий вид примыкающей дороги Т-перекрестка (условной «ножки» буквы Т) с разных ракурсов. На этой дороге разделительная полоса хоть и узкая, и Правила прямо не запрещают в этом месте развернуться по короткой дуге, но, все же, рекомендуется прокладывать линию разворота ближе к условному центру перекрестка.
Обратите внимание на то, что иногда развернуться в этом месте (или в подобных местах) можно по короткой дуге, т.е. прямого запрета в Правилах на такой маневр нет, а вот для поворота налево на данном перекрестке траекторию поворота нужно прокладывать только через «свое» пересечение проезжих частей, т.е. по длинной дуге через центр перекрестка.
А теперь, внимание, перекресток, где движение в разрыве разделительной полосы регулируется светофором. Заезжая с дороги в такой разрыв разделительной полосы, нужно держаться правее, ближе к правой стороне, ну а непосредственно сам выезд из этого промежутка, т.е. проезд следующего пересечения, уже регулируется светофором. На снимке видно, что перед светофором в этом промежутке на проезжей части нанесена разметка «Стоп-линия», а встречные потоки в этом промежутке разделяются одинарной сплошной линией. Она, хоть, и стерлась со временем, но ее пока еще видно на асфальте.
А теперь еще один т-образный перекресток, на котором движение по пересечениям проезжих частей также регулируется светофорами. Обратите внимание, что у светофоров в разрыве полосы установлены знаки 6.16 «Стоп-линия». Это означает, что проезжая этот перекресток (оба пересечения проезжих частей), водитель должен руководствоваться сигналами каждого светофора.
На этом перекрестке поворот налево и разворот при движении с дороги с разделительной полосой («ножка» буквы Т, нижний снимок – выезд с этой дороги) должны выполняться только по длинной траектории с обязательной остановкой на запрещающий сигнал светофора. Двигаясь по основной дороге (условной перекладине буквы «Т») можно развернуться на любом пересечении этого перекрестка.
Движение в разрывах разделительных полос на разных перекрестках может быть обозначено любым образом, поскольку, ширина дорог, образующих перекресток, может быть различна. Есть достаточно широкие «перешейки», на площади которых помещается до четырех полос, и на этих полосах может быть определено конкретное направления для движения.
Один случай проезда одного из подобных перекрестков описан в статье Поворот налево и проезд на красный. В ней рассматривалась дорожная ситуация, которая закончилась ДТП по причине проезда на запрещающий сигнал светофора, установленного в разрыве разделительной полосы. Поэтому, проезжая через такой не совсем простой участок, нужно, в первую очередь, обращать внимание на то, каким образом на нем организовано движение – на светофоры, знаки и разметку.
Разумеется, рассмотренные в этих двух статьях перекрестки (первая часть здесь), это далеко не весь перечень встречающихся в жизни ситуаций, но, тем не менее, этого материала, надеюсь, будет достаточно, чтобы понять основной принцип разворота на этих типах перекрестков.
В следующей, третьей части темы разворотов на дорогах с разделительными полосами, составим некий алгоритм выполнения разворота на подобных перекрестках, т.е., где и каким образом можно развернуться, и как нежелательно строить траекторию разворота.
Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 1Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3 >>avtonauka.ru
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
Данная статья является дополнением к опубликованной ранее статье Выполнение разворота, в которой было дано описание техники выполнения разворота на перекрестках. Именно техники разворота, поскольку правильность этого маневра зависит, скорее, от того, каким образом организовано движение на конкретном перекрестке, и от дорожной ситуации, которая складывается в тот момент.
Здесь же речь пойдет о развороте на перекрестках дорог, одна из которых, или обе дороги которых имеют разделительную полосу, т.е. встречные потоки на этих дорогах разделяются или конструктивно (газон, бордюр), или разметкой 1.2.1. Поскольку перекрестки подобных дорог могут иметь любую конфигурацию, рассмотрим наиболее распространенные из них.
Относительно, непосредственно, самой техники разворота на перекрестке, вопросов, обычно, не возникает. Т.е., еще с автошколы водители знают, чтобы развернуться на перекрестке, нужно выполнить последовательность определенных действий: занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекресток и, приняв меры безопасности, развернуться и выехать в обратном направлении.
Меры безопасности в этом случае – это, во-первых, необходимость уступить дорогу транспорту, имеющему приоритет, а во-вторых, контроль ситуации слева-сзади вашего автомобиля, поскольку всегда существует вероятность того, что вас могут «подрезать» слева. Те водители, что едут позади вас, видят «ваш» включенный левый «поворотник», и они еще не знают, что вы собираетесь развернуться, они могут принять ваш маневр за левый поворот, и таким образом под вашим прикрытием попытаться срезать себе путь для поворота налево на перекрестке.
Уступая дорогу встречным автомобилям, особенно в случаях, когда обзор встречной проезжей части закрывается (когда встречные машины поворачивают налево, то они частично закрывают для вас обзор перекрестка), нельзя забывать, что передний бампер вашей машины во время поворота «выступает» на проезжую часть, поэтому, действовать нужно осторожно.
На обычных перекрестках, имеющих четыре стороны, можно не раздумывать о траектории разворота – в зависимости от ситуации, можно развернуться как по короткой дуге, так и по длинной, доехав до центра перекрестка. Но когда одна из дорог перекрестка имеет разделительную полосу, относительно правильности траектории разворота могут появиться сомнения. Перед водителем встает вопрос: как правильно развернуться на таком перекрестке — по короткой или по длинной дуге, т.е. стоит ли доезжать до условного центра, или можно развернуться сразу, как только выехал на пересечение проезжих частей.
Ответ на этот вопрос будет неоднозначный, и далее мы рассмотрим несколько вариантов выполнения этой задачи. Сама задача – развернуться на перекрестке, одна из дорог которого, а может и обе дороги, имеет разделительную полосу. Разумеется, разворот должен выполняться в соответствии с Правилами, и таким образом, чтобы не создать аварийную ситуацию, а заодно, и самому не подставиться.
Начнем с того, что разделительные полосы на дороге бывают широкие и узкие. Настолько узкие, что сама конструкция выглядят как очень неширокая площадка, приподнятая над проезжей частью, иногда с заборчиком посередине.
Из определения «Разделительной полосы» мы знаем, что она разделяет смежные проезжие части, и что эта полоса не предназначена для движения и остановки ТС. Таким образом, прерываясь на перекрестке, эта разделительная полоса разделяет пересечение проезжих частей на две условные части (можно посмотреть рисунок в пункте 1.2 ПДД). Эти пересечения являются условными, поскольку в Правилах отсутствует определение «Пересечение проезжих частей», но необходимо понимать подобное «разделение» перекрестка, потому что некоторые дорожные знаки действуют только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.
Правильность выполнения левого поворота и разворота на таких перекрестках, как уже упоминалось в начале статьи, зависит не от ширины разделительной полосы на дороге, а от того, каким образом знаками и дорожной разметкой организовано движение на этом перекрестке.
Возьмем один из наиболее часто встречающихся перекрестков такого типа, где разделительная полоса имеется только на одной из дорог, а пересекаемая проезжая часть представляет собой, например, две или четыре полосы с разметкой посередине. Собираясь развернуться на таком перекрестке, в первую очередь необходимо убедиться, что разворот в этом месте не запрещен Правилами.
Об условиях, запрещающих разворот, вкратце, уже упоминалось вначале статьи Выполнение разворота. Часть 2. Для наглядности, например, на сдвоенном рисунке, размещенном ниже, на верхней картинке разворот на перекрестке НЕ допускается установленным предписывающим знаком 4.1.4 «Движение прямо или направо». На нижней картинке, с левой стороны, знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» не запрещает разворот, а с правой стороны, знак 4.1.4 «Движение прямо или направо» предписывает двигаться в направлении, указанном стрелками, т.е. запрещает развернуться в этом месте.
Также нельзя будет развернуть автомобиль, если с крайней левой полосы знаками, определяющими направление движения по полосам, или разметкой 1.18, будет указано движение только прямо, т.е. повернуть налево, а заодно и развернуться, будет нельзя, или же перед перекрестком будет установлен знак 3.19 «Разворот запрещен».
На следующем фото ниже никаких ограничений для разворота нет, причем, на обеих дорогах развернуться можно (но не желательно) сразу, как только пересекли пешеходный переход, т.е., по короткой дуге. На такой маневр, разворот при движении вдоль разделительной полосы именно по короткой дуге, прямого запрета в Правилах нет, но судебная практика показывает, что решения выносились НЕ в пользу водителей.
Это считалось нарушением до тех пор, пока 12 июля 2017 года раздел 9 ПДД не дополнили пунктом 9.1 (1), разъясняющим условия, при которых запрещается движение по встречной полосе. Подробности — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.
В третьей части серии статей по теме разворота на перекрестках, образующихся дорогами с разделительной полосой, будет дано объяснение, почему так происходит, и будет предложен, так называемый, алгоритм разворота на подобных перекрестках.
Далее, на фотографиях представлен вид перекрестка с обеих его дорог, и это не случайно. Читая дальше, вы поймете, почему. Двигаясь вдоль разделительной полосы очень часто можно лишь только убедиться в том, что развернуться на этом перекрестке можно в принципе, другими словами, разворот в данном месте разрешен. А вот, по какой дуге выполнить разворот, по малой, т.е. сразу, как только заехали на пересечение дорог, или по большой, за центром перекрестка, будет непонятно до тех пор, пока вы не доедете хотя бы до середины перекрестка.
Взгляните на следующие две фотографии.
На них изображен перекресток, образуемый дорогой с широкой разделительной полосой. Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку, нижнее фото – заезд на его пересечение, где на дальней стороне рядом со светофором торцом к вам стоит знак 4.1.5 «Движение прямо и налево». Этот знак – для водителей, которые едут по пересекаемой дороге справа – налево относительно вас, но это прямой сигнал к тому, что развернуться в данном месте можно только по длинной дуге, т.е. за линией, проходящей поперек вашего движения через середину перекрестка.
Если вы, например, в этом месте, чтобы развернуться, решите поехать по короткой траектории, то, во-первых, рискуете столкнуться с встречным автомобилем, который, не успев выехать с перекрестка на свой разрешающий сигнал светофора, остановится в разрыве разделительной полосы. А во-вторых, инспектор за такой маневр вас остановит как за движение во встречном направлении, и в этом случае отстоять свою невиновность будет очень трудно.
Следующие две фотографии – этот же перекресток, только вид уже со стороны боковой дороги (та, что справа — налево), чтобы лучше понять расположение знаков на нем.
Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку с боковой дороги, нижнее – въезд на первое пересечение. Обратите внимание на расположение знаков 4.1.4 «Движение прямо и направо» и 4.1.5 «Движение прямо и налево». В разрыве разделительной полосы (с левой стороны) стоит точно такой же знак 4.1.5 для встречных водителей — он обращен к вам тыльной стороной. Подобное расположение предписывающих знаков информирует водителя, что поворот налево и разворот на этом перекрестке, двигаясь по боковой дороге, можно выполнить только со второго (по ходу движения) пересечения проезжих частей, т.е., проехав разрыв разделительной полосы.
Ну и для большей наглядности ниже схематично представлены рисунки с правильной траекторией разворота на этом перекрестке при данной организации проезда через него.
Глядя на все эти фотографии дорог с разделительными полосами (а в реальности разновидностей подобных конструкций, да и просто размеченных разделительных полос, очень много), и оказавшись в реальной ситуации на похожем перекрестке, вот так, сходу, нельзя сказать, какая траектория разворота на перекрестке будет правильная — короткая или длинная. Очень часто узкая разделительная полоса условно, повторюсь, условно! играет роль конструктивной двойной сплошной линии, пусть даже это конструкция с заборчиком. На перекрестках дорог с подобными «узкими» полосами можно разворачиваться сразу, как только выехали на перекресток, т.е. не требуется доезжать до центра. И с другой дороги этого же перекрестка можно развернуться сразу, как только заехали на пересечение. Разумеется, если разворот в том месте разрешен ПДД.
А вот когда вы едете вдоль широкой разделительной полосы (невозможно утвердительно сказать, на сколько полоса должна быть широкой, предположим, две длины автомобиля), то рекомендуется строить линию разворота за центром перекрестка, чтобы не оказаться на встречной полосе, как в ситуации с предписывающими знаками, особенно, если вы проезжаете через этот перекресток впервые.
Даже когда перекресток вам хорошо знаком, и вы точно уверены, что на нем отсутствуют условия «встречной полосы», например, знаки, определяющие направление движения по пересечениям, как уже было рассмотрено выше, то и в этом случае не стоит стремиться быстро развернуться по короткой дуге, как на четвертой паре фоток сверху. На том фото сначала красный, а за ним и черный автомобили выполняют разворот по короткой траектории. Лучше проехать несколько метров вперед, ближе к центру, и затем уже выполнить разворот. Часто, на не широких перекрестках, встречный автомобиль, одновременно с вами поворачивающий налево, обычно «подсказывает» своими действиями, каким бортом разойтись на пересечении.
Вот, примерно так и нужно «строить» свою траекторию разворота на подобных перекрестках.
В следующей, второй части данной темы продолжим обсуждение разворотов в пределах перекрестков дорог с разделительными полосами, и обсудим выполнение разворота в тех местах, где эти дороги образуют Т-перекрестки.
Навигация по серии статейРазворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2 >>avtonauka.ru