Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств – Тема 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

Содержание

Тема 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

 

Четырнадцатый раздел ПДД – не самый большой. Здесь всего семь, казалось бы, простых требований. Но каждое из них нуждается в комментарии. В чём вы сейчас и убедитесь.

 

 

1. Правила. Раздел 14. Пункт 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

 

 

 

 

Если уж строго в соответствие с «буквой» Правил, то сейчас водитель ничем не обязан пешеходам.

Ведь уступать дорогу требуется только пешеходам, «переходящим или вступившим» на проезжую часть, а в настоящий момент пешеходы стоят на тротуаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот сейчас пешеход, если не «переходящий», то уж точно «вступивший» на проезжую часть.

И, следовательно, обязанность водителя – уступить дорогу пешеходу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правила. Раздел 14. Пункт 14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

 

 

Вот как раз такая ситуация – у белого автомобиля вспыхнули стоп-сигналы, и он явно тормозит и даже останавливается прямо перед пешеходным переходом. С чего бы это?

Конечно, всё может быть, и причина остановки может быть любая.

Но ваша задача – предполагать, что он пропускает пешеходов.

И, следовательно, надо тоже снижать скорость или даже остановиться. А там уже посмотрите, можно ли продолжать движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И в подавляющем большинстве случаев именно так оно и будет – из-за остановившейся машины появится пешеход. И очень хорошо, что вы снизили скорость и предполагали такое развитие событий. И очень хорошо, что в Правилах есть такое требование. Осталось только нам, водителям, научиться его неукоснительно исполнять.

 

 

 

 

 

 

 

3. Правила. Раздел 14. Пункт 14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

 

 

 

 

Конечно же, сейчас, когда на светофоре горит «красный», водители должны стоять у стоп-линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но вот сигналы переключились – загорелся «зелёный». И что же, будем давить пешеходов?

В принципе, каждому нормальному водителю и так понятно, что надо дать пешеходам возможность завершить переход. Тем не менее, Правила сочли необходимым узаконить эту норму и прописали её в пункте 14.3.

 

 

 

 

 

 

 

4. Правила. Раздел 14. Пункт 14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

 

 

 

 

Сейчас даже и не важно, регулируемый это переход или нерегулируемый, какой сигнал на светофоре, присутствуют или нет пешеходы на проезжей части – если только за переходом затор, въезжать на разметку пешеходного перехода запрещено!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Только не надо останавливаться в 5-ти метрах от перехода, это же не преднамеренная остановка. Достаточно просто не наехать на «зебру».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Правила. Раздел 14. Пункт 14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

 

 

 

 

 

Иначе говоря, слепые пешеходы всегда и везде пользуются безусловным приоритетом в движении перед любыми транспортными средствами. Важно только, чтобы у них была белая трость, и чтобы они несли её в вытянутой вперёд руке (иначе, как водители догадаются, что это слепой пешеход).

Уверяю вас, белая трость у них будет, они без неё не ходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Правила. Раздел 14. Пункт 14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

 

 

 

Что касается автобусов или троллейбусов, то посадка-высадка пассажиров крайне редко осуществляется с проезжей части. А вот с трамваем это сплошь и рядом.

И, конечно же, сейчас водитель должен остановиться и дождаться, пока закончится посадка-высадка пассажиров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Но вот посадка-высадка закончилась, а трамвай никуда не едет. Более того, водитель трамвая даже не закрыл переднюю дверь! Можно ли нам начинать движение? Или нужно стоять, пока трамвай не поедет?

 

Прочитаем ещё раз внимательно пункт 14.6 –  Водитель должен уступить дорогу пешеходам!

 

А «уступить дорогу», как вы уже знаете, это не обязательно остановиться. Уступить дорогу – это не вынудить (в данном случае пешеходов) изменить скорость или направление движения.

А раз пешеходов нет, то и стоять нечего – можно начинать движение.

 

 

 

 

 

 

Другое дело, что у трамвая могут внезапно открыться двери, и оттуда выпадет пассажир.

Или неожиданно появятся опаздывающие, но не потерявшие надежду ещё успеть.

Так что двигаться-то можно, но очень аккуратно и осторожно, внимательно контролируя происходящие вокруг события.

 

 

 

 

 

 

 

7. Правила. Раздел 14. Пункт 14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, с включённой аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

 

 

 

 

Для организованной перевозки детей специально нанимаются автобусы, и на этих автобусах должны быть впереди и сзади установлены опознавательные знаки «Перевозка детей».

 

 

 

 

Дети есть дети. Увлёкшись, могут и забыть, что они на дороге.

Поэтому каждый раз, когда осуществляется посадка или высадка детей, водитель такого автобуса обязан включать аварийную световую сигнализацию.

А наша задача – приближаясь к такому автобусу, снизить скорость и быть готовым при необходимости остановиться.

 

xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

Пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу и обозначенный знаками 5.19.1 и 5.19.2, а также, как правило, разметкой 1.14.1 либо 1.14.2.

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных ТС

При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Важно знать!
Наезды на пешеходов составляют почти половину всех ДТП с пострадавшими. Каждый третий наезд на пешехода происходит на переходе или в зоне остановки общественного транспорта.

Пешеходные переходы могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

  • Пешеходный переход называется регулируемым, если на нем имеется светофор или регулировщик;
  • Пешеходный переход называется нерегулируемым, если на нем отсутствует светофор или регулировщик.

Пешеходные переходы: регулируемый и нерегулируемый

Нерегулируемый пешеходный переход

На нерегулируемом переходе водитель транспортного средства обязан снизить скорость или остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или вступившим на нее с целью перейти дорогу.

При этом важно, чтобы водитель вовремя заметил дорожные знаки и разметку, обозначающие переходный переход, и успел снизить скорость по мере приближения к нему.

Видимость пешеходного перехода может быть ограничена как припаркованными автомобилями, так и транспортными средствами, которые двигались по соседней полосе и остановились, чтобы пропустить пешеходов.

В такой ситуации водитель не имеет права продолжать движение через переход, пока не убедится, что за остановившимися ТС не скрываются люди, идущие через дорогу.

Несоблюдение этого требования является распространенной причиной наезда на пешеходов.

Водитель, не подозревающий об опасности, не снижает скорость перед переходом — в результате ДТП сопровождается тяжелыми последствиями, вплоть до гибели людей.

Регулируемый пешеходный переход

На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

Это означает, что при переключении светофора пешеход, который только начал переход дороги, имеет право беспрепятственно дойти до осевой линии или островка безопасности, расположенных между встречными направлениями движения, а пешеходу, который уже миновал середину дороги, водители транспортных средств должны дать спокойно дойти до тротуара или обочины.

Важно знать!
Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

Остановка и стоянка запрещается на пешеходном переходе и ближе чем за 5 метров до него.

Однако, если речь идет не о парковке, а о движении в заторе или о пропуске пешехода, то Правила не требуют, чтобы водители останавливались за 5 метров до перехода.

Вместе с тем, загораживать транспортным средством сам пешеходный переход не разрешается. В таких случаях водитель должен остановиться непосредственно перед пешеходным переходом.

Важно знать!
Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

На дорогах, не имеющих ограждений и разделительной полосы, при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка пешеходы могут переходить проезжую часть и вне обозначенных переходов.

Однако в этом случае они не пользуются преимуществом. В таких местах, прежде чем выйти на проезжую часть, пешеходы должны оценить расстояние до приближающихся ТС и их скорость, чтобы в процессе перехода дороги не создать им помехи в движении.

Переходить дорогу пешеходы должны по кратчайшему пути, то есть перпендикулярно проезжей части.

Важно знать!
Если вы видите впереди пешехода, который пересекает путь вашего ТС на переходе или в неположенном месте, необходимо принять меры, которые позволят вам избежать наезда при любых действиях пешехода. Для этого, независимо от оставшегося расстояния, необходимо убрать ногу с педали газа и перенести ее на педаль тормоза, чтобы в случае опасности вы смогли затормозить практически моментально.

Остановки общественного транспорта также представляют повышенную опасность. Стоящее, подъезжающее или отъезжающее маршрутное транспортное средство может загородить собой пешехода, который переходит дорогу перед ним или обходит его сзади.

Пешеходы, опаздывающие на автобус, троллейбус или трамвай нужного маршрута, часто перебегают дорогу, не глядя по сторонам. Всё это необходимо учитывать при проезде остановок маршрутных транспортных средств.

Важно знать!
Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Требования этого пункта относятся, главным образом, к остановкам трамвая, когда трамвайные пути расположены в середине проезжей части.

Eсли высадка и посадка окончены, а трамвай по-прежнему стоит на остановке, то водитель безрельсового ТС может возобновить движение с минимальной скоростью, которая позволит в случае необходимости немедленно остановиться.

Помимо остановок общественного транспорта, водителям следует быть особенно внимательными в тех местах, где транспортное средство с опознавательными знаками «Перевозка детей» производит посадку или высадку.

В этом случае всегда существует опасность, что ребенок выбежит на проезжую часть из-за этого транспортного средства и попадет под колеса проезжающего мимо автомобиля.

В такой ситуации рассчитывать на благоразумие ребенка бесполезно, поэтому ответственность за подобные ДТП возлагается на водителей.

Чтобы предупредить их о возможной опасности, на транспортном средстве, перевозящем группу детей, на время их высадки и посадки должна быть включена аварийная сигнализация.

Важно знать!
Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

grandrepairauto.ru

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств ПДД 2019

  1. Билеты ПДД 2019
  2. ПДД 2019
  3. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

в редакции от 21 декабря 2018


14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу **, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

** Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.


14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.


14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.


14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.


14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.


14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.


14.7.
Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

pddn.ru

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств ПДД РФ 2018

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

———————————

<*> Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

2. Общие обязанности водителей

3. Применение специальных сигналов

4. Обязанности пешеходов

5. Обязанности пассажиров

6. Сигналы светофора и регулировщика

7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

8. Начало движения, маневрирование

9. Расположение транспортных средств на проезжей части

10. Скорость движения

11. Обгон, опережение, встречный разъезд

12. Остановка и стоянка

13. Проезд перекрестков

14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

15. Движение через железнодорожные пути

16. Движение по автомагистралям

17. Движение в жилых зонах

18. Приоритет маршрутных транспортных средств

19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

20. Буксировка механических транспортных средств

21. Учебная езда

22. Перевозка людей

23. Перевозка грузов

24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов

25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных

Приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)

 1. Предупреждающие знаки
 2. Знаки приоритета
 3. Запрещающие знаки
 4. Предписывающие знаки
 5. Знаки особых предписаний
 6. Информационные знаки
 7. Знаки сервиса
 8. Знаки дополнительной информации (таблички)

Приложение 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (по ГОСТу Р 51256-2011 и ГОСТу Р 52289-2004)

 1. Горизонтальная разметка
 2. Вертикальная разметка

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 1. Тормозные системы
 2. Рулевое управлени
 3. Внешние световые приборы
 4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
 5. Колеса и шины
 6. Двигатель
 7. Прочие элементы конструкции


Билеты «A»,«B»,«M»

Билеты «С»,«Д»



Админ сайта PDDOK. Предложения и замечания присылайте на: [email protected]

© pravila.online. Перепечатка материалов возможна при наличии активной ссылки

pravila.online

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств Дом » ПДД РК » Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств

ПДД РК Пешеходные переходы остановки маршрутных транспортных средств

14. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств

ПДД РК Пешеходные переходы остановки маршрутных транспортных средств
1. Водитель транспортного средства уступает дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги его направления движения по нерегулируемому пешеходному переходу.
ПДД РК Пешеходные переходы остановки маршрутных транспортных средств
2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед остановившимся или замедлившим движение транспортным средством нет пешеходов.
ПДД РК Пешеходные переходы остановки маршрутных транспортных средств
3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель уступает дорогу пешеходам, заканчивающим переход проезжей части дороги его направления движения.
ПДД РК Пешеходные переходы остановки маршрутных транспортных средств
4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.
ПДД РК Пешеходные переходы остановки маршрутных транспортных средств
5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель пропускает слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
ПДД РК Пешеходные переходы остановки маршрутных транспортных средств
6. Водитель уступает дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части дороги или с посадочной площадки, расположенной на ней.
ПДД РК Пешеходные переходы остановки маршрутных транспортных средств
7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей», водитель снижает скорость, при необходимости останавливается и пропускает группу детей.

Предпросмотор: Проезд перекрестков Далее: Движение через железнодорожные пути

Рекомендуется для вас

Движение по автомагистралям

16. Движение по автомагистралям 1. На автомагистралях запрещается: 1) нахождение пешеходов, а также домашних животных…

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. OK

pravila.kz

3.2.7. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

3.2.7. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

Проезд мимо стоящего автобуса

Описание ситуации (рис. 69)

Легковой автомобиль проезжал мимо автобуса, стоящего у остановки (илл. 1). Он не увидел пешеходов, собирающихся переходить дорогу, и продолжил движение мимо автобуса без снижения скорости (илл. 2). В момент, когда автомобиль поравнялся с кабиной автобуса, из-за него на дорогу внезапно для него вышел пешеход (илл. 3). Скорость движения машины была достаточно велика, и водитель не смог остановиться и избежать наезда на пешехода (илл. 4).

Рис. 69

Комментарии

Пешехода мы с вами обсуждать не будем, скажу только, что он явно нарушил правило, которому всех нас учили в детстве: «Автобус и троллейбус нужно обходить только сзади, а трамвай — спереди».

Видимо, водитель легковой машины, проезжая мимо стоящего на остановке автобуса, понадеялся на то, что все пешеходы строго соблюдают это правило. И решил, что спереди появление пешеходов невозможно. Что ж, возможно, и во всех предыдущих рассмотренных примерах мы с вами видели, что нарушители правил могут появиться на дороге в любом месте и в любое время. А допущение такой возможности водителем — один из основных принципов безопасного вождения.

Если бы в данном примере водитель выполнил четвертое условие активной безопасности и допустил возможность выхода пешехода спереди автобуса, то заранее снизил бы скорость и увеличил боковой интервал, что позволило бы ему благополучно миновать автобусную остановку.

Рекомендации

Проезжая мимо стоящего крупногабаритного транспортного средства, необязательно пассажирского и необязательно на автобусной остановке, помните, что это транспортное средство создает «мертвую зону», в которой всегда может находиться потенциально опасное препятствие.

Оценить степень опасности вам поможет взгляд в дорожный просвет дальней от вас части автобуса (троллейбуса, грузовика). Если вы увидели там чьи-то ноги (рис. 69), то будьте готовы к появлению пешехода на дороге.

В любом случае заранее снижайте скорость и, по возможности, увеличивайте боковой интервал до автобуса так, чтобы вы имели возможность безопасно остановиться или объехать пешехода.

Объезд пешехода, переходящего дорогу

Описание ситуации (рис. 70)

Легковой автомобиль двигался по правому ряду дороги (илл. 1). На некотором расстоянии от него на дорогу вышел пешеход, намереваясь перейти на другую ее сторону (илл. 2). Водитель, решив, что успеет объехать пешехода до того, как тот перейдет дорогу, перестроился в левую полосу и продолжил движение без снижения скорости (илл. 3). Однако пешеход тоже решил, что успеет перебежать дорогу до того, как подъедет машина, и прибавил ходу (илл. 4). В результате водитель сбил пешехода (илл. 5).

Рис. 70

Комментарии

Опять же не будем обсуждать действия пешехода. Логичны эти действия или нет, законны они или нет — мы с вами как водители должны принимать пешеходов такими, какие они есть.

В данном случае водитель нарушил сразу три неписаных правила безопасного вождения, связанных с пешеходами.

Правило первое: пешеход всегда прав. Даже когда нарушает ПДД, переходя дорогу, все равно для водителя он прав. Потому что он «слабый» по отношению к водителю. Водитель защищен «железным панцирем» своей машины, а пешеход не защищен ничем. И жизнь и здоровье пешехода находятся полностью во власти водителя. Это значит, что водитель не имеет права «списывать» хотя бы часть ответственности на пешехода. Он может передавать часть ответственности на другого водителя, из-за чего часто происходят ДТП. «Я еду на зеленый свет, и меня никто больше не волнует, пусть все стоят на красный» — так многие думают и сталкиваются с теми, кто все ж таки решается проехать на красный свет. Но это не так страшно, ведь чаще всего страдают машины, а люди остаются целы и невредимы. Но в случае с пешеходом такая философия не работает, потому что при любом, даже самом незначительном ДТП страдает человек — пешеход. Кстати, очень показательно поведение водителей во многих развитых странах, например, в Японии: как только нога пешехода ступает на проезжую часть дороги в любом ее месте, весь транспортный поток немедленно останавливается.

Так что, еще раз, ПЕШЕХОД ВСЕГДА ПРАВ. Потому что он абсолютно беззащитен перед машиной. Значит, его нужно пропустить, особенно если есть опасность наезда на него.

Правило второе: пешехода нужно объезжать сзади, со спины. Ведь естественное движение человека пешком — вперед, куда глядят глаза. Значит, вероятность пересечь ему дорогу гораздо выше перед ним, чем за ним. Объехать пешехода со спины фактически означает уступить ему дорогу. Но это можно делать и не останавливая машину. Если пешеход видит вас и понимает, что вы его пропускаете, то чувствует себя в безопасности, а значит — риска наезда практически нет. В данном примере если бы водитель сначала ехал в левом ряду и, увидев пешехода, перестроился правее, то это означало бы, что он дает пешеходу перейти дорогу и пытается его объехать со спины. Жизнь показывает, что пешеходы правильно понимают такие действия водителей и, что называется, «не делают глупостей». Если же вы пытаетесь объехать человека спереди, то он может растеряться и повести себя неадекватно, что наиболее опасно. Он не будет точно знать, что ему делать, и может остановиться или побежать вперед, как было в обсуждаемом примере. А может и побежать назад. В такой ситуации человек непредсказуем не только для водителя, но и для самого себя и может, сам того не желая, загнать себя под колеса.

Правило третье: пешехода нужно объезжать на таком расстоянии, на котором он не сможет до вас допрыгнуть. Очевидно, что полностью исключить риск наезда на пешехода можно лишь в том случае, когда расстояние до него слишком велико и он физически «при всем желании» не смог бы оказаться на вашем пути. Кстати, бывают случаи, когда пешеходы специально бросаются под колеса. Причины таких поступков бывают разными, и мы не будем их обсуждать, но надо понимать, что такое случается. И в этих случаях третье правило актуально как никогда.

Итак, водитель в рассматриваемом примере слишком легкомысленно отнесся к появлению пешехода в неположенном месте на дороге. Если бы он был более дальновидным, учел бы три правила и принял соответствующие меры безопасности, то сохранил бы здоровье пешеходу.

Рекомендации

Помните три правила проезда мимо пешеходов:

1. Пешеход всегда прав.

2. Пешехода нужно объезжать со спины.

3. Пешехода нужно объезжать на таком расстоянии, на котором он не сможет до вас допрыгнуть.

Проезжая мимо пешеходов, принимайте соответствующие меры безопасности.

Перестроение в соседний ряд перед пешеходным переходом

Описание ситуации (рис. 71)

Автомобиль 1 двигался в левом ряду, увидел переходящего дорогу по «зебре» пешехода и остановился, чтобы пропустить его (илл. 1). Сзади автомобиля 1 по той же полосе двигался автомобиль 2. Заметив торможение автомобиля 1, водитель 2 решил обогнать его (илл. 2–3). Пешехода он заметил, когда тот уже оказался на его пути, и не смог избежать наезда (илл. 4).

Рис. 71

Комментарии

Пункт 14.2 Правил описывает как раз подобные ситуации и требовал от водителя 2 убедиться в отсутствии пешеходов на «зебре», прежде чем продолжить движение. Чего он как раз не сделал. Даже если водитель 2 не помнил этот пункт правил, не заметил знаков «Пешеходный переход» и самого пешехода, то что же ему мешало поинтересоваться причиной остановки автомобиля 1? Все-таки странно, что автомобиль останавливается ни с того ни с сего, посреди дороги и без использования указателей поворота. На парковку не похоже, значит, должна быть другая причина.

Далее, остановившийся автомобиль 1 создал своим кузовом «мертвую зону», которая не дала возможности пешеходу и водителю 2 увидеть друг друга. Не было выполнено четвертое условие активной безопасности. И что же водителю 2 помешало убедиться в отсутствии «помех» в «мертвой зоне»? Если бы он это сделал, то избежал бы аварии.

Рекомендации

Помните, что пешеход имеет приоритет на нерегулируемом переходе (см. п. 14.1 Правил). Поэтому всегда снижайте скорость, подъезжая к «зебре», ведь на ней в любой момент может появиться человек. Особенно если видимость «зебры» ограничена наличием какой-либо «мертвой зоны». Наличие нерегулируемого пешеходного перехода вы всегда можете определить издалека по знакам 5.19.1 и 5.19.2 (рис. 72).

Кроме того, помните, что наезд на пешехода на «зебре» — уголовное дело для водителя.

Рис. 72. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход>

Проезд мимо остановки общественного транспорта

Описание ситуации (рис. 73)

Водитель легковой машины подъезжал к автобусной остановке, где пассажиры заходили в автобус (илл. 1). Он заранее снизил скорость и сконцентрировал свое внимание на передней части автобуса, откуда мог внезапно появиться пешеход (илл. 2). Поэтому водитель не увидел бегущего к автобусу с противоположной стороны дороги пешехода (илл. 3) и совершил наезд (илл. 4).

Комментарии

При взгляде на этот сюжет мне вспоминаются сразу несколько предыдущих рассмотренных примеров и рекомендаций.

Водитель легковой машины, конечно, старался быть внимательным и следовать рекомендациям из предыдущих примеров. Подъезжая к стоящему на остановке автобусу, следует ожидать появления пешехода из-за его передней части, смотреть в дорожный просвет, снижать скорость. При этом водитель допустил три ошибки.

Первая ошибка общего характера и состоит в том, что водитель сконцентрировал внимание и взгляд в одном направлении — в направлении передней части автобуса. И совсем забыл о других направлениях. То есть уже нарушил четвертое условие активной безопасности. Если вы помните, на страницах этой книги уже неоднократно встречалась рекомендация всегда контролировать все пространство вокруг машины, все 360 градусов. А также была рекомендация отводить взгляд от направления движения не более чем на 1 секунду. Если бы водитель последовал этим советам, то благополучно проехал бы остановку.

Рис. 73

Вторая ошибка водителя. Он совсем забыл о том, что пешеходы могут идти (или бежать) не только от автобуса, чего он как раз ожидал, а также и к автобусу. Поэтому ему следовало смотреть и на противоположную сторону дороги, тем более при наличии «зебры». В этом случае он был бы готов к появлению людей с обеих сторон, заметил бы пешехода заранее и избежал бы наезда.

Третья ошибка в том, что он, возможно, понадеялся на благоразумность пешеходов. Водитель, вероятно, решил, что если он едет медленно, то любой пешеход его вовремя заметит и остановится. Однако зря он так думал.

Если вы вспомните разобранный нами пример «Обгон автомобиля, движущегося с ускорением» из этой книги, то сразу поймете, что я имею в виду. В том примере водитель пошел на обгон машины, которая двигалась с ускорением, и в порыве желания во что бы то ни стало завершить начатый маневр не заметил оказавшийся на его пути другой автомобиль и столкнулся с ним. Одной из причин происшествия я назвал как раз азарт достижения цели. Когда человек поставил себе цель, а цель вот-вот уйдет и времени на ее достижение остается все меньше, то все остальное обычно выпадает из его поля зрения и внимания. Что на дороге может привести к неприятным последствиям.

Как вы понимаете, это актуально и для пешехода из нашего с вами примера. Предполагаю, что вы, до того как начали ездить за рулем, пользовались общественным транспортом. А возможно, и сейчас иногда пользуетесь. Наверное, у вас бывали случаи, когда нужно было успеть на уходящий автобус (трамвай, поезд)? Вспомните, какие у вас были мысли и ощущения? Лично я бывал в таких ситуациях и могу подтвердить, что в те решающие секунды, кроме автобуса, все остальное просто не интересует. Причем дело не в автобусе как таковом. Автобус уйдет, а через пять минут уже может прийти другой. И «головой» люди это понимают. Дело в том, что человек поставил цель, которую нужно выполнить. Запущен внутренний механизм, и он мешает в этот момент голове трезво мыслить.

И если бы водитель из обсуждаемого сюжета учел эту человеческую особенность, то понимал бы, что опаздывающий на автобус пешеход может не заметить машину и попасть под ее колеса. В этом случае водитель был бы более осторожен и предусмотрителен и не совершил бы ДТП.

Рекомендации

Проезжая места остановок общественного транспорта, будьте особенно осторожны и внимательны. Всегда снижайте скорость так, чтобы в любой момент вы могли безопасно остановить машину. Смотрите по сторонам и будьте готовы к появлению пешеходов на вашем пути.

Наезд на пешехода при повороте

Описание ситуации (рис. 74)

Водитель легкового автомобиля двигался по главной дороге и намеревался повернуть направо (илл. 1). Когда он подъехал к перекрестку на зеленый сигнал светофора, дорогу, на которую он хотел повернуть, переходили пешеходы (илл. 2). Так как пешеходный светофор в этом месте не установлен, водитель решил, что преимущество на его стороне, и продолжил движение, не снижая скорости (илл. 3). Пешеход, который оказался на пути машины, не ожидал такого действия со стороны водителя и не смог уйти от столкновения (илл. 4).

Рис. 74

Комментарии

Давайте сначала посмотрим на ситуацию формально и обратимся к ПДД. Пункт 13.1 Правил гласит: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке». То есть водитель явно нарушил этот пункт правил.

Идем далее. Многие водители почему-то думают, что на регулируемых перекрестках пешеход имеет преимущество, только переходя дорогу на зеленый сигнал пешеходного светофора. Видимо, такое мнение складывается потому, что зеленый свет пешеходного светофора всегда горит одновременно с красным светом обычного транспортного светофора. То есть когда у пешеходов — зеленый, то у водителей в пересекаемом их путь направлении — красный, и они пропускают пешеходов. Но когда пешеходного светофора нет, а есть только транспортный, то водитель может войти в заблуждение: «Если у меня зеленый, значит, я могу ехать. А раз у пешехода вообще нет светофора, то я должен проехать первым, и вообще, пешеход не имеет права тут ходить». Однако п. 4.4 Правил говорит об обратном: «В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора». То есть пешеходы и водители в этом случае руководствуются показаниями одного и того же светофора. А дальше — смотрите начало комментария и пункт Правил 13.1 — водитель должен уступить дорогу пешеходам.

Теперь я бы хотел посмотреть «в корень» правила 13.1. Вы когда-нибудь задумывались, почему водитель при повороте должен уступить дорогу тем, кто продолжает идти прямо? Или почему водитель, отъезжая от обочины, должен пропустить тех, кто движется по дороге (см. п. 8.1 Правил)? На самом деле это так не просто «потому что написано». Это — здравый смысл. Когда водитель начинает движение от обочины, у него как бы меньше прав на дорогу, чем у тех, кто по ней движется. Ведь он только хочет поехать, а они — уже едут. Значит, у них больше прав на дорогу. Аналогично и с поворотом. Те, кто движется по прямой, имеют больше прав на дорогу, чем те, кто поворачивает. Разумеется, на равнозначных дорогах или при разрешающем сигнале светофора. Я бы еще так сказал: одни едут прямо и никого не трогают, а кто-то поворачивает и пересекает им путь, то есть мешает. Хочешь повернуть — будь добр, пропусти тех, кто едет прямо. Надеюсь, идея понятна вам? Отлично! Значит, если вы пересекаете путь пешеходам, которым разрешено движение, то вы должны уступить им дорогу.

Следующий шаг. Есть еще одно странное заблуждение среди водителей. Они считают участниками движения только водителей. Поэтому, разумеется, при повороте они пропускают машины, идущие прямо, но почему-то игнорируют пешеходов, также идущих прямо. Давайте снова обратимся к ПДД. В пункте 1.2 даются определения используемых в ПДД понятий и терминов, и вот что там говорится об участниках движения: «Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства». Итак, изначально на дороге все равны — и водители, и пешеходы. Поэтому во всех ситуациях, в которых вы как водитель должны были бы уступить дорогу другому водителю, вы должны уступить дорогу и пеше ходу.

Рекомендации

Выше я посмотрел на ситуацию с разных сторон и пришел к выводу, что в данном примере водитель должен был уступить дорогу пешеходу. Не говоря уже о правиле № 1: «Пешеход всегда прав». Поэтому и вам я рекомендую в аналогичных ситуациях помнить о преимуществе пешеходов и уступать им дорогу. Даже не с точки зрения безопасности, а с точки зрения человеческой культуры. Пропустить не только потому, что пешехода нельзя сбивать, но и потому, что пешеход должен пройти первым. Аналогично тому, когда мужчина и женщина встречаются в дверях подъезда, культурный мужчина позволяет пройти ей первой. Здесь о какой-то опасности «наезда» речь вообще не идет, это вопрос лишь этики.

Проезд мимо остановившегося трамвая

Описание ситуации (рис. 75)

Водитель легкового автомобиля подъезжал к трамваю, стоящему с открытыми дверями на остановке посередине проезжей части (илл. 1). К трамваю никто не шел, и из трамвая никто не выходил, поэтому водитель продолжил движение, не снижая скорости (илл. 2). Неожиданно из трамвая вышел пассажир и побежал через дорогу к тротуару (илл. 3). Легковая машина оказалась на пути этого человека, и водитель совершил на него наезд (илл. 4).

Комментарии

Бытует мнение, что по правилам водитель обязан в такой ситуации остановиться и имеет право продолжить движение только после того, как у трамвая закроются двери. Однако ПДД не обязывают водителей останавливаться, а требуют лишь уступить дорогу пешеходам, идущим к трамваю (а также любому другому маршрутному ТС) или от него (см. п. 14.6 Правил). Напомню вам, что значит уступить дорогу: «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость» (см. п. 1.2 Правил). То есть необязательно останавливаться, главное — пропустить пешеходов.

Рис. 75

В данном примере водитель, как вы понимаете, тоже не обязан был останавливаться, но снизить скорость ему следовало. Он рано расслабился, решив, что уже на его пути пешеходов не возникнет. А если бы был начеку и снизил скорость, то смог бы вовремя среагировать и избежать происшествия.

Рекомендации

Если вы приближаетесь к стоящему посредине дороги маршрутному транспортному средству, снижайте скорость до минимальной, на которой вы сможете вовремя и безопасно остановить машину в случае внезапного появления пешехода. Если пешеходы уже переходят дорогу, разумеется, вы будете вынуждены остановиться. Если пешеходов нет, вы также можете остановиться. Только будьте в этом случае аккуратны — останавливайтесь плавно, с учетом идущих сзади вас автомобилей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. ПДД онлайн

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*(8), обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3 Правил. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся ТС, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен (п.4.5 ПДД)

Водителям, подъезжающим к такому пешеходному переходу, необходимо двигаться со скоростью, которая позволит им остановиться и уступить дорогу пешеходу, находящемуся на проезжей части.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Одной из основных причин наездов на пешеходов является ограниченный или закрытый обзор: водитель в состоянии обнаружить пешехода в последний момент, т.е. на расстоянии, которое не позволяет применить даже экстренное торможение либо суметь как-то объехать пешехода. Поэтому приближаясь к нерегулируемым перекресткам, а также к нерегулируемым пешеходным переходам вне перекрестков, водителям нужно быть готовым к внезапному появлению людей на проезжей части.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Это требование касается как тех водителей, чьи ТС стоят перед переходом на перекрестке, так и тех, кто к нему только что подъезжает. Подъезжающие, несмотря на свой зеленый сигнал светофора, обязаны остановиться, чтобы пропустить пешеходов заканчивающих переход.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

В такой ситуации следует остановиться непосредственно перед переходом. Такое прекращение движения не будет считаться остановкой, так как это будет непреднамеренное прекращение движения.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Слепым пешеходам следует уступать дорогу в любых местах.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Если пешеходов нет, водитель может безостановочно проехать мимо открытых дверей маршрутного ТС и продолжить движение. Но делать это нужно с минимальной скоростью, так как пешеходы в подобных ситуациях могут появиться в любой момент.

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Следует быть внимательным по отношению к ТС, выполняющим организованную перевозку детей. Если такое ТС остановилось, водитель обязан снизить скорость в любом случае, независимо от присутствия детей на тротуаре или обочине.

pddrus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *