Надежность автомобиля и ее основные характеристики
Для того чтобы дать оценку надежности автомобиля, необходимо правильно классифицировать термины надежности.
Исправность — это состояние автомобиля, при котором он соответствует всем техническим требованиям, установленным нормативно-технической документацией как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций, так ив отношении второстепенных параметров, характеризующих внешний вид, удобство эксплуатации и т. д.
Неисправность — это состояние автомобиля, при котором он в данный момент времени не удовлетворяет хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией.
Работоспособность — это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
Значит, между работоспособностью и исправностью существует очень важное различие: исправность предполагает, что выполняются все требования, относящиеся как к основным, так и к второстепенным параметрам, установленным нормативно-технической документацией. Работоспособность характеризует только требования, относящиеся к основным параметрам. Требования, относящиеся к второстепенным параметрам, могут не выполняться. Так, например, автомобиль остается работоспособным, когда у него повреждены лакокрасочные или антикоррозионные покрытия, сгорела лампочка освещения щитка приборов и т.д.
Остановка автомобиля из-за возникших технических неисправностей или работа с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик называется отказом.
Отказ автомобиля можно также определить как полную или частичную утрату им работоспособности.
Полный отказ — это отказ, лишающий автомобиль подвижности.
Частичный отказ — это снижение эксплуатационных качества автомобиля.
Неисправности, устраняемые водителем в пути с помощью индивидуального комплекта ЗИП и за время проведения ежедневного технического обслуживания, и неисправности, не влияющие на работоспособность автомобиля, в отказы не включаются.
В зависимости от причины появления отказы подразделяются на заводские и эксплуатационные.
Заводские отказы — это отказы, появившиеся по вине завода — изготовителя автомобиля. Они подразделяются на конструктивные и производственные.
Эксплуатационные отказы — это отказы, обусловленные нарушением правил эксплуатации и внешними воздействиями, не свойственными нормальной эксплуатации. Эксплуатационные отказы и неисправности при оценке надежности автомобиля не учитываются.
Отказы и неисправности, учитываемые при оценке надежности автомобиля, могут значительно отличаться по степени влияния на его работоспособность и сложности их устранения. Поэтому необходимо их классифицировать и по этим признакам.
По признаку «степень влияния на работоспособность» отказы и неисправности распределяются на три группы:
- лишающие автомобиль подвижности
- не влияющие на работоспособность автомобиля
К группе лишающих автомобиль подвижности относятся отказы, без устранения которых дальнейшее его использование невозможно (отсутствие подачи топлива, поломка буксирного крюка тягача и др.) или недопустимо (отсутствие давления в системе смазки двигателя, отказ тормозов и т. п.).
Неисправности этой группы являются полными отказами автомобиля. Их появление вызывает необходимость восстанавливать автомобиль на месте выхода из строя или буксировать в автотранспортное предприятие.
К группе отказов, снижающих эксплуатационные качества, относятся отказы и неисправности, ухудшающие такие показатели, как время подготовки к движению, средняя скорость движения, грузоподъемность, проходимость, расход ГСМ и т. д., но допускающие использование автомобиля по назначению в течение некоторого времени.
К группе неисправностей, не влияющих на работоспособность, относятся неисправности, не ухудшающие основные характеристики автомобиля, не создающие неудобства при его эксплуатации и устранение которых может быть отложено до очередного номерного технического обслуживания (незначительные подтекания смазочного материала через уплотнения, трещины элементов облицовки, отслоение лакокрасочных покрытий и т. п.).
Отказы как случайные события могут быть независимыми и зависимыми. Независимый отказ — это отказ, который не приводит к отказу других элементов автомобиля. Отказ, проявившийся в результате отказа других элементов, называется зависимым. Отказ может быть внезапным, если повреждения агрегатов автомобиля наступают мгновенно, и постепенным, в результате длительного, постепенного изменения параметров элементов (усталость металла, изнашивание поверхности и пр.).
Чтобы оценить качество продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью, применительно к конкретным условиям эксплуатации, необходимо изучать надежность автомобилей после их обкатки.
Сравнение надежности новых и капитально отремонтированных автомобилей, работающих в одинаковых условиях, может дать объективную оценку качества ремонта.
Количественные характеристики надежности одномарочных автомобилей, полученные различными автотранспортными предприятиями, но работающих в одинаковых условиях, являются достаточно точными характеристиками уровня технической эксплуатации автомобилей в конкретном автотранспортном предприятии.
Анализ характеристик надежности автомобилей позволяет выявить узкие места в организации и технологии технического обслуживания и ремонта. Эти данные могут быть использованы для обоснованных заявок на запасные части и материалы.
Для характеристики надежности автомобиля в зависимости от конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов принимают систему критериев, позволяющих оценивать надежность всего автомобиля или отдельных его элементов в числовых показателях. Только в этом случае можно сравнивать надежность различных марок и моделей автомобилей и вести работу по повышению их надежности.
Для обеспечения надежности автомобилей необходимо, чтобы показатели надежности задавались в техническом задании на проектирование и контролировались при разработке конструкции, изготовлении и эксплуатации. Следовательно, для каждого типа автомобилей в зависимости от условий их эксплуатации должны устанавливаться некоторая совокупность показателей надежности, значения и методы их количественной оценки.
Надежность автомобиля характеризуется четырьмя свойствами:
- безотказностью
- ремонтопригодностью
- долговечностью
- сохраняемостью
Безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Количественно оно оценивается вероятностью безотказной работы, средней наработкой до отказа, интенсивностью отказов, средней наработкой на отказ и параметром потока отказов.
Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Количественно оно оценивается средним временем восстановления, средней удельной трудоемкостью технического обслуживания и текущего ремонта, вероятностью восстановления работоспособности в заданное коэффициентом готовности, коэффициентом технического использования время и коэффициентом сложности отказов.
При сравнительной оценке различных типов автомобилей необходимо иметь в виду, что время их простоя в связи с проведением технического обслуживания или ремонта зависит от уровня организации этих работ, их технического оснащения, квалификации персонала и ряда других факторов эксплуатационного характера.
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Безотказность и долговечность — свойства автомобиля сохранять работоспособное состояние. Но безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние, а долговечность — свойство автомобиля длительно сохранять работоспособное состояние с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Определение долговечности автомобилей, агрегатов, деталей должно осуществляться на стадии проектирования одновременно с определением эксплуатационных затрат на их техническое содержание.
Количественно долговечность оценивается средним ресурсом автомобиля до капитального ремонта, средней наработкой на отказ автомобиля за пробег до капитального ремонта, средней наработкой до капитального ремонта основного агрегата, гамма-процентным ресурсом.
Каждая новая модель автомобиля должна быть более совершенной по сравнению с предыдущей и соответствовать лучшим мировым образцам. Совершенство в данном случае определяется снижением суммарных удельных затрат на изготовление и техническое содержание, а также структурой этих затрат, т. е. возможным снижением доли затрат в эксплуатации. Одновременно определяются показатели долговечности, которые имеют, как правило, тенденцию к увеличению.
Долговечность автомобилей повышается в результате совершенствования их конструкции, технологии изготовления и улучшения организации технической эксплуатации.
Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.
Основным показателем сохраняемости автомобилей должна быть вероятность сохранения безотказности. Этот показатель характеризует готовность автомобилей к немедленному выполнению транспортной работы после определенного срока хранения.
Показателем сохраняемости является также средний срок сохраняемости автомобилей при длительном хранении.
Перечисленные свойства отражают потенциальные возможности конструкции автомобиля. Они формируются при проектировании и производстве, являются внутренними причинами, от которых зависит степень надежности автомобиля.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Надежность автомобиля
Категория:
Техническая эксплуатация автомобилей
Публикация:
Надежность автомобиля
Читать далее:
Надежность автомобиля
Основные понятия и определения. Качеством любой машины, в том числе и автомобиля, называют совокупность свойств, определяющих степень пригодности ее для использования по назначению. Качество автомобиля обусловливается такими свойствами, как динамичность, топливная экономичность, управляемость, проходимость, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту.
В зависимости от типа и назначения автомобиля, конкретных условий эксплуатации требования к его свойствам не одинаковы и могут изменяться в широких пределах. Возможность реализации свойств, заложенных в конструкцию любого автомобиля, в большой степени определяется его надежностью. Надежность является одним из важнейших свойств автомобиля, от которой зависит эффективность использования автомобиля по назначению.
Надежность автомобиля — свойство выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого времени или требуемой наработки. Наработка автомобиля (объем работы) обычно измеряется в километрах пробега или тонно-километрах. В отдельных случаях наработка автомобиля может измеряться в часах. В дальнейшем под термином наработка мы будем понимать пробег автомобиля в километрах. Следовательно, надежность — это мера способности автомобиля работать без поломок и преждевременного износа деталей, нарушения регулировок механизмов и систему. е. работать без остановок по техническим неисправностям.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Надежность автомобиля в широком смысле обусловливается его безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долговечностью его агрегатов, узлов и деталей.
Безотказность автомобиля — свойство сохранять работоспособность в течение некоторого пробега без вынужденных перерывов. Показателями безотказности автомобиля могут служить, например, вероятность безотказной работы, наработки на отказ, параметр потока отказов, коэффициент готовности.
Автомобиль является восстанавливаемой системой, может многократно подвергаться различным видам технического обслуживания и ремонтам, т. е. он ремонтопригодный.
Ремонтопригодность — свойство, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технических обслуживаний и ремонтов. В зависимости от уровня ремонтопригодности автомобиля изменяется продолжительность простоя при техническом обслуживании и ремонте, а также трудоемкость этих работ. Показателями ремонтопригодности автомобиля могут служить, например, вероятность выполнения ремонта в заданное время, удельная трудоемкость и средняя стоимость технического обслуживания.
Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации. Сохраняемостью определяются целесообразные сроки хранения и консервации автомобилей, а также допустимые расстояния (время) транспортирования, после которых автомобиль остается пригодным к дальнейшей эксплуатации без ремонта. Показателем сохраняемости может служить, например, средний срок сохранности.
Сохраняемость автомобиля зависит от качества его изготовления, интенсивности протекания в его элементах необратимых процессов (старения, коррозии), внешних факторов (температуры и влажности воздуха, агрессивности среды, солнечной радиации). На срок сохраняемости большое влияние оказывает качество консервации и обслуживания автомобиля в процессе хранения, а также свойство применяемых эксплуатационных материалов.
Долговечность автомобиля — свойство сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технических обслуживаний и ремонтов. Предельное состояние автомобиля может определяться по износу его базовых и основных деталей, по условиям безопасности движения, по изменению эксплуатационных свойств и оговаривается в технической документации. Наиболее часто предельное состояние автомобиля определяют по экономическим показателям.
Показателями долговечности автомобиля могут служить, например, ресурс (пробег автомобиля или его агрегата до предельного состояния, оговоренного в технической документации) или срок службы (календарная продолжительность эксплуатации автомобиля до предельного состояния, оговоренного в технической документации). В практике эксплуатации автомобилей основным показателем долговечности автомобиля (агрегата) принимают средний пробег до первого капитального ремонта. В этом случае очень важно точно оговорить понятие «капитальный ремонт» применительно к автомобилю или агрегату (узлу).
Работоспособность автомобиля — состояние, при котором он может выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации.
Надежность автомобиля закладывается при его проектировании и доводке опытного образца, обеспечивается в процессе производства и как одно из важнейших эксплуатационных свойств проявляется и поддерживается в процессе эксплуатации. Исходя из этого, следует рассматривать конструктивную, производственную и эксплуатационную надежность автомобиля. По мере развития и совершенствования методов расчетов, конструирования и технологии производства автомобилей, внедрения научно обоснованных методов технической эксплуатации, эксплуатационная надежность автомобиля по своему уровню будет приближаться к конструктивной надежности.
Надежность автомобиля не остается постоянной в течение всего срока службы. По мере изнашивания деталей, накопления в них необратимых процессов (усталостных явлений, износа, коррозии) увеличивается вероятность появления неисправностей и отказов. Новые автомобили всегда имеют более высокую надежность по сравнению с автомобилями, имеющими большой пробег или прошедшими капитальный ремонт.
Основная задача рациональной технической эксплуатации автомобиля заключается прежде всего в том, чтобы как можно дольше сохранить заложенную в нем надежность.
Фундаментальным понятием в теории надежности является понятие отказа.
Отказ автомобиля —это событие, заключающееся в нарушении работоспособности. Отказ может произойти вследствие разрушения, деформации или износа деталей, нарушения регулировок механизмов или систем, прекращения подачи топлива, смазки или такого изменения рабочих характеристик автомобиля (потеря мощности, перерасход смазки, большой тормозной путь и др.) или его элементов, когда они выходят за пределы допустимых норм, оговоренных техническими условиями.
Необходимо различать также понятие неисправность автомобиля (или его элемента) — состояние, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований технической документации. Различают неисправности, не приводящие к отказам (разрушение окраски кузова автомобиля, вмятины в кабине и другие), и неисправности (и их сочетания), вызывающие отказы.
Для того чтобы точно определить понятие отказ и зафиксировать все случаи отказов, необходимо точно сформулировать понятие нормального функционирования автомобиля (обусловить пределы допустимого изменения рабочих характеристик автомобиля в целом и его отдельных элементов с учетом требований эксплуатации).
В зависимости от поставленной исследователем задачи отказы автомобиля можно классифицировать по различным признакам. Для анализа физической природы отказов, их взаимосвязи для разработки мер по их прогнозированию отказы целесообразно классифицировать по следующим признакам: по их взаимосвязи — на зависимые, т. е. возникшие в результате отказа других элементов, и независимые. При анализе эксплуатационной надежности автомобиля главное внимание следует уделять первопричинам, обусловливающим возникновение зависимых отказов. Поток зависимых отказов в процессе эксплуатации свидетельствует о несовершенстве выбранной структурной схемы сложных элементов автомобиля.
По последствиям отказы делятся на опасные и безопасные. Опасные отказы — это такие, возникновение которых представляет опасность для жизни или здоровья людей, обслуживающих или пользующихся автомобилем. Опасные отказы могут возникать в механизмах управления автомобиля (рулевом управлении, тормозах).
По характеру изменения состояния автомобиля (агрегата, механизма) отказы могут быть внезапные или постепенные. Такое деление отказов является условным. Внезапные отказы в большинстве случаев являются следствием постепенного качественного изменения физико-механических свойств материалов, но скрытого от наблюдателя до момента внешнего их проявления.
Для разработки мероприятий по повышению надежности автомобилей важное значение имеет классификация отказов по причинам их возникновения. По этой классификации отказы делятся на конструкционные, технологические, эксплуатационные и износные, обусловленные старением элементов.
Конструкционные отказы обусловливаются несовершенными методами конструирования автомобиля или его элементов, ошибками и просчетами, допущенными конструктором. Эти отказы могут появляться, когда не учитываются «пиковые» (случайные) нагрузки, величина которых значительно превышает эксплуатационные нагрузки, на которые рассчитан автомобиль. Проявляются конструкционные отказы преимущественно в первые периоды эксплуатации автомобиля, однако они могут возникнуть и на более поздней стадии эксплуатации. Характерной особенностью этих отказов является то, что они присущи по месту и времени всем экземплярам данной системы (элемента).
Технологические отказы имеют в своей основе неправильно назначенные технологические процессы изготовления деталей или являются следствием нарушения принятой технологии сборки, регулировки, приработки или испытания автомобиля (агрегатов) неправильно выбранные материалы, нестабильность их свойств. Они проявляются на самой ранней стадии эксплуатации автомобиля.
Эксплуатационные отказы возникают в случае нарушения установленных правил технической эксплуатации автомобиля, а также при несоответствии конструкции автомобиля условиям внешней среды и заданным режимам работы.
Износные отказы обусловлены старением системы и возникают в результате постепенного накапливания в элементах необратимых изменений (рекристаллизация металла, коррозия, усталостные явления, изменения формы деталей и т. д.). Износные отказы возникают вследствие совместного действия нескольких причин, поэтому важно установить главную причину возникновения отказа и устранить ее.
Если при испытании новой машины произошел отказ, следовательно, на стадии проектирования уровень прочности не был скоординирован с уровнем нагрузки. Поэтому нужно хорошо знать внешние условия работы машины, нагрузки, воспринимаемые машиной, амплитуды их рассеивания и пр. При таком подходе к пониманию отказов надежность можно определить как свойство машины (элемента) непрерывно сохранять работоспособность в определенных условиях эксплуатации в течение заданного периода времени.
Надежность автомобиля оценивается вероятностными, численными характеристиками, которые могут быть получены на основании математической обработки достаточной статистической информации.
Теория надежности автомобиля является разделом общей теории надежности машин и развивается на базе теории вероятностей и математической статистики, В ряде разделов теории надежности широкое применение получают методы теории информации, теории массового обслуживания, линейного и нелинейного программирования и др.
«При решении задач теория надежности использует результаты исследований физических и химических процессов, лежащих в основе явлений, связанных с потерей качества».
Непрерывное совершенствование техники, усложнение функций, выполняемых машинами и техническими системами, ведет к усложнению и самих машин. Чем сложнее машина, тем, при прочих равных условиях, она менее надежна. Для снятия этого противоречия в теории надежности разрабатываются методы создания надежных машин и систем путем разервирования, выбора оптимальной структурной и функциональной схем, рациональных методов и приемов технической эксплуатации и ремонта.
Применительно к автомобилю задачи теории надежности состоят в том, чтобы устанавливать и изучать количественные характеристики надежности, закономерности возникновения отказов, методы анализа и прогнозирования отказов, методику испытания и математической обработки статистических показателен.
Для специалистов, занимающихся технической эксплуатацией автомобиля, теория надежности дает методы, позволяющие определять вероятность безотказной работы автомобиля в заданном интервале пробега, научно обосновывать оптимальные режимы технического обслуживания, рассчитывать оптимальную потребность в запасных частях и ремонтно-технических средствах для поддержания надежности автомобилей на заданном уровне, нормировать и управлять межремонтными пробегами.
Основные показатели, характеризующие надежность автомобиля. Надежность автомобиля зависит от большого количества конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов и поэтому не может быть оценена однозначно. Для оценки надежности автомобиля применяют систему показателей (критериев), позволяющих оценивать надежность всего автомобиля или его элементов в численных значениях. Критерии надежности могут оцениваться теоретическими (точными) и статистическими (приближенными) уравнениями.
Неизбежные колебания качества материалов, производственных факторов и условий эксплуатации приводят к разбросу свойств, характеризующих надежность автомобиля. Вследствие этого критерии надежности рассматривают как вероятностные статистические величины, основанные на достаточной информации. Надежность автомобиля в.значительной степени зависит от комплекса условий эксплуатации, поэтому численные значения критериев надежности имеют смысл лишь в том случае, когда они определены для конкретных (оговоренных) условий эксплуатации.
При рассмотрении вопросов надежности автомобиля будем пользоваться терминами «элемент» и «система». Под словом «элемент» будем понимать не только неразложимую часть системы (деталь), но и любое устройство (узел, агрегат), надежность которого исследуется независимо от надежности составляющих его частей. Автомобиль можно рассматривать как систему, состоящую из отдельных элементов (деталь, узел, агрегат). В то же время агрегат можно рассматривать как систему, состоящую из узлов и деталей.
Все элементы автомобиля разделяют на два класса:
— ремонтируемые (восстанавливаемые), работоспособность которых восстанавливается после возникновения отказов;
— перемонтируемые (невосстанавливаемые), работоспособность которых после возникновения отказа не может быть восстановлена.
Типичными неремонтируемыми деталями автомобиля являются поршневые кольца, тонкостенные вкладыши коленчатого вала, пружины клапанов, детали подвески, фрикционные накладки тормозов и сцепления, подшипники качения, прецизионные детали топливной аппаратуры дизелей, запальные свечи, медно-асбестовые и резиновые прокладки и др
Типичными ремонтируемыми деталями автомобиля можно назвать блок и гильзы цилиндров, коленчатый вал, направляющие втулки клапанов, клапаны, тормозные барабаны, балку передней оси, раму и др.
В зависимости от класса элемента к нему могут применяться те или иные критерии надежности. Игнорирование этого положения может привести к серьезным ошибкам в оценке надежности.
Наработка автомобиля до отказа (в часах или километрах пробега) является случайной непрерывной величиной. В то же время количество отказов автомобиля за фиксированный действительный пробег является случайной дискретной (прерывной) величиной.
Исчерпывающей характеристикой случайной величины является закон распределения, устанавливающий связь между возможными ее значениями и соответствующими им вероятностями.
Для дискретной случайной величины закон распределения задается в. виде ряда распределения. Универсальной характеристикой как дискретных, так и непрерывных случайных величин является функция распределения.
Рис. 1. График коэффициентов отказов автомобилей ГАЗ-21 «Волга» в интервале пробега 0—60 тыс. км: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — карданная передача; 5 — тормоза; 6 — рулевое управление; 7 — электрооборудование; 8 — подвеска; 9 — колеса и шины; 10 — кузов; 11 — прочие узлы и агрегаты; а — новые автомобили; б — автомобили после капитального ремонта (II категория условий эксплуатации)
Определение среднего ресурса ремонтируемого элемента автомобиля и средней наработки до первого отказа производится по таким же уравнениям, как и для неремонтируемых элементов.
Кроме перечисленных показателей надежности, могут применяться и другие — в зависимости от поставленной задачи, от устройства и назначения элемента.
Для оценки ремонтопригодности автомобиля принимают такие показатели, как удельные трудовые затраты, связанные с устранением отказов (т. е. затраты, отнесенные к километрам пробега автомобиля), удельные стоимостные затраты (расход запасных частей и материалов на километр пробега) и др.
Рекламные предложения:
Читать далее: Долговечность автомобиля
Категория: — Техническая эксплуатация автомобилей
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
1. Надежность машин, основные понятия надежности
Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта
Сохраняемость — свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Надежность подразделяется на:
Единичные — характеризуют одно из свойств надежности (безотказность, долговечность и тд.).
Комплексные — характеризуют одновременно несколько свойств, т.е. 2 и более составляющих надежности изделия.
Расчетные — те которые определяются расчетным путем.
Экспериментальные — те которые определяются в процессе исследований (экспериментально).
Групповые — те которые служат для оценки надежности совокупности изделия данного типа.
Индивидуальные — предназначены для оценки надежности изделий данного типа.
2. Сущность и область применения существующих методов обнаружения скрытых дефектов.
Большую сложность при дефектации деталей имеет определение скрытых дефектов. Существуют следующие методы обнаружения дефектов:
Пневматический — в контролируемое изделие подается воздух под давлением 0,1-0,2 МПа, и погружают его в воду, или смазывают мыльным раствором. Наличие пузырьков свидетельствует о наличии трещин (трубопроводы, баки, радиаторы, шины, емкости).
Гидравлический — в полости подается вода под давлением 0,5-0,6 МПа и выдерживают до 10 мин. Снижение давления свидетельствует о трещинах. А если добавить 10 г. поваренной соли, то через 30-60 мин. при наличии зарождающихся трещин на их месте появятся следы ржавчины (блоки, головки блоков, трубопроводы и т.д.).
Магнитный — основывается на образовании магнитного поля рассеивания при наличии дефектов на поверхности и под поверхностью детали. Для обнаружения дефектов пром. выпускаются дефектоскопы МД-70, УМД-900. Намагничивание может осуществляться в приложенном и остаточном поле. Величина тока намагничивания в приложенном поле. Величина тока
мм — приложенное поле.
мм — остаточное поле.
D — линейный размер контролируемого сечения детали.
Для выявления магнитного поля используют феромагнитный парашок. Более эффективной является дефектация в приложенном поле. После контроля детали размагничивают, помещая их в соленоид.
Ультразвуковой — он основан на способности материалов, передавать с высокой скоростью ультразвуковые колебания на большие расстояния в виде направленных пучков. Для реализации такого контроля промышленностью выпускается УЗ дефектоскопы ДУК-6, ДУК-5М, УЗД-10М и д.р.
Капиллярный — он подразделяется на 2 метода: люминесцентный и цветовой.
Люминесцентный — основан на способности в-в поглощать лучистую энергию. Наиболее распространен: трансформаторное масло (1), керосин (2), бензин Б-66 (1) + 2 грамма на литр золотистого деффектоля. При воздействии УФ лучей на эту смесь места трещин светятся наиболее интенсивно т.к больше раствора.
Цветовой — на обезжиренную поверхность наносят раствор состоящий из 65% керосина, 30% трансформаторного масла, 5% скипидара + 5гр/литр красителя (судан). Раствор обладает хорошей смачивающей способностью и попадает во все трещины, через 10 мин его смывают и наносят слой белой глины или мела после высыхания краски на поверхности дают очертания трещин.
Рентгенографический — он используется для выявления дефектов в ответственных деталях при их изготовлении и эксплуатации.
studfile.net
Качество и надежность машин | Теория
Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество трактора будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.
Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, показателями качества продукции являются параметры, которые характеризуют качество.
Качество автомобиля — это совокупность свойств, определяющих его способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп:
- Показатели назначения характеризуют приспособленность автомобиля к использованию по назначению, его технические и эксплуатационные возможности (мощность, производительность, скорость и др.).
- Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкции и технологию ее производства.
- Эргономические показатели учитывают его приспособленность к антропометрическим, физиологическим, психологическим, биомеханическим и другим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах (шум, вибрация, усилив на рычагах и др.).
- Показатели унификации и стандартизации характеризуют степень использования одинаковых по своему функциональному назначению деталей сборочных единиц, применяемых на различных автомобилях, и стандартных деталей и узлов.
- Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и использование автомобиля, трудоемкость и стоимость технического обслуживания и ремонта.
- Экологические показатели характеризуют систему человек—машина—среда с точки зрения уровня вредных воздействий на природу, возникающих в процессе эксплуатации машины.
- Эстетические показатели отражают такие свойства автомобиля, как форма, внешний вид. Они определяются уровнем художественного конструирования.
- Патентно-правовые показатели характеризуют весомость новых изобретений, реализованных в автомобиле.
Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества. Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Наработка — продолжительность функционирования или объем работы, выполненный автомобилем, которые измеряют в часах, моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах. При эксплуатации автомобилей различают наработку: сменную, суточную, месячную или годовую, до первого отказа, между отказами и т. п.
Отказ — нарушение работоспособности автомобиля (детали, узла и т. п.). Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности автомобиль может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.
Работоспособность — состояние автомобиля или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т. д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).
Неработоспособность — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Исправность — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.
Неисправность — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из этих требований.
Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособный автомобиль в отличие от исправного удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают его нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако автомобиль может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособный автомобиль может быть неисправным, однако его повреждения не препятствуют нормальному функционированию.
Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.
Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени или наработки без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяются опытным путем.
Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности его конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов для поддержания и восстановления работоспособности. Другими словами, ремонтопригодность — эксплуатационно-техническое свойство автомобиля, характеризующее приспособленность его конструкции к ремонтно-обслуживающим работам (проверка технического состояния, регулировка сопряжений, устранение отказов, замена деталей и т. д.).
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.
Предельное состояние — состояние автомобиля, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного или исправного состояния невозможно или нецелесообразно.
Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Для оценки надежности автомобиля или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Надежные автомобили
Все грани надежности
Проект «Рейтинги» предусматривает общенациональное голосование в четырех сегментах. Мы уже во всех подробностях обсудили специфику автомобилей многоцелевых, семейных, современных, и теперь настала очередь надежных.
Принципиальное отличие этого сегмента от других заключается в том, что понятие «надежность» в технике имеет исчерпывающее определение, которое в профессиональной среде обладает статусом общепринятого. Итак, это «свойство объекта сохранять во времени значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять требуемые функции». Специалисты тут же добавят, что надежность «является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать в себя безотказность, ремонтопригодность, восстанавливаемость, долговечность, сохраняемость, готовность или же определенные комбинации этих свойств». Обе цитаты взяты не с потолка, а позаимствованы прямиком из официального документа с ведомственным обозначением ГОСТ 27.002‒2015.
Сегодня, когда конструктивная сложность двигателей и автоматических КПП достигла небывалых высот, их ремонтопригодность приобретает важное, порой даже решающее значение при выборе автомобиля
Не спешите жаловаться, что от этой инженерной казуистики у вас голова идет кругом, да и вообще – в бытовой лексике таких слов не встречается. Дело в том, что в повседневной речи мы оперируем не перечисленными выше терминами, а их фактическими смыслами. Например, одна из наиболее популярных точек зрения напрямую ассоциирует надежность автомобиля с качеством сборки. И, кстати, в техническом плане такая позиция выглядит вполне обоснованной. Качество сборки – не только осязаемый, но и давно «оцифрованный» параметр: исследовательская компания J.D. Power, являющаяся лидером в области маркетинговой аналитики, фиксирует количество дефектов у новых автомобилей (по истечении первых 90 дней эксплуатации) и у машин возрастом три года (за последние 12 месяцев). Считается, что полученные данные оптимальным образом характеризуют качество изготовления автомобилей. В технической терминологии это соответствует «безотказности», то есть непрерывной способности выполнять свои функции. Вероятность возникновения спонтанных поломок и неисправностей у качественного автомобиля крайне мала.
Не менее востребован у покупателей и другой аспект надежности, а именно «долговечность». Выражаясь научным языком, это «свойство объекта сохранять способность выполнять свои функции до достижения предельного состояния». Желание владельцев, чтобы их автомобили ездили и выглядели как новые вплоть до момента полной выработки ресурса, относится к категории естественных. Хотя бы потому, что долговечность выступает гарантией ликвидности на вторичном рынке и обещает высокую цену перепродажи. Безотказность и долговечность особенно волнуют покупателей, когда разговор заходит об электронных компонентах, которые в случае выхода из строя диктуют безальтернативную необходимость замены. От механических агрегатов – двигателя, коробки передач, деталей трансмиссии и так далее – в контексте надежности ждут еще и ремонтопригодности, что подразумевает возможность восстановления способности выполнять требуемые функции. Сегодня, когда конструктивная сложность двигателей и автоматических КПП достигла небывалых высот, их ремонтопригодность приобретает важное, порой даже решающее значение при выборе автомобиля.
Возникает вопрос: как и где почерпнуть достоверные сведения о надежности той или иной модели? Казалось бы, в наш век тотальной информационной доступности нет ничего проще: заходишь во Всемирную сеть и читаешь статьи профильных СМИ, изучаешь отчеты независимых агентств, погружаешься в пучину профильных форумов и персональных страниц, где владельцы машин делятся личным опытом. Это не мешает многим потенциальным покупателям действовать по старинке, руководствуясь рекомендациями приятелей и репутацией бренда. Подобная тактика жизнеспособна, но сопряжена с известными рисками: многие автомобильные компании в последние годы существенно «подтянули» качество продукции, а промахи случаются даже у именитых производителей с безупречным (вроде бы) реноме.
Кто-то идет другим путем, обращая самое пристальное внимание на глубину адаптации машины к условиям отечественной эксплуатации, видя именно в этом залог надежности. Идеально адаптированными представляются кроссоверы российской сборки, которые способны работать в сложных климатических условиях, с рельефом второстепенных дорог и топливом, произведенным с отступлением от технических регламентов. Крайне желательной является принадлежность такого автомобиля одному из брендов с развитой дилерской сетью – это обеспечит возможность быстрого, качественного и недорогого устранения любой возникшей неисправности. Весьма резонная стратегия! Тем более что она предоставляет широкий выбор, поскольку требованию «адаптации» удовлетворяют машины отечественных производителей, иномарки российской сборки и многие кроссоверы из числа импортных.
Одна из наиболее популярных точек зрения напрямую ассоциирует надежность автомобиля с качеством сборки. В техническом плане такая позиция выглядит вполне обоснованной. Качество сборки – не только осязаемый, но и давно «оцифрованный» параметр: исследовательская компания J.D. Power фиксирует количество дефектов у новых автомобилей и у машин возрастом три года
Напоследок необходимо сказать о группе – весьма многочисленной ‒ автовладельцев, кто трактует надежность как предсказуемость и безопасность поведения автомобиля. Гарантированно, в срок добраться из точки «А» в точку «Б» без риска и оглядки на капризы погоды ‒ вот что для этих людей значит слово «надежность». Такая философия диктует определенный свод технических требований, в котором много современного оборудования: электронные средства активной безопасности, начиная с системы курсовой устойчивости и заканчивая детекцией препятствий с экстренным торможением, высококачественная навигация, электрические обогревы стекол и зеркал и все в том же духе. Привод на все колеса практически обязателен. В результате получается хорошо, хотя и дорого.
А чем является надежность автомобиля именно для вас? Мы приглашаем вас принять участие в голосовании проекта «Рейтинги» и выбрать те параметры, без которых – по вашему мнению ‒ о надежности не может идти и речи. Если в предложенном нами списке вы не найдете необходимого пункта, смело добавляйте его в графу «другое». Вполне возможно, с вами согласятся многие респонденты, и тогда к голосованию следующего года мы перенесем предложенный вами параметр в основной перечень. И, конечно же, просим вас назвать самый надежный из автомобилей, которые можно официально купить в России. Этот опрос действительно важен, так как его результаты станут толковой подсказкой для тех покупателей, кто находится на стадии принятия решения о покупке. Не останутся в стороне и производители, каждому из которых хочется видеть свои машины на верхних строках итогового рейтинга.
autogoda.ru
1. Надежность автомобиля
Цель работы: освоить методы статистической обработки информации об отказах и определить основные характеристики надежности.
Автомобиль представляет собой сложную систему, состоящую из множества совместно действующих элементов (агрегатов узлов, деталей, механизмов), обеспечивающих выполнение заданных функций.
В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие вызывает трение, нагрев, нагружение деталей и т.д. В результате этого элементы автомобиля изменяют свое первоначальное состояние. Это состояние элементов может измениться настолько, что элемент не будет способен выполнять заданные функции.
В соответствии с этим различают 3 состояния автомобиля или его элемента:
Работоспособное — это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции с параметрами, значения которых установлены технической документацией.
Работоспособное, но неисправное — это состояние автомобиля, когда он хотя и может выполнять свои основные функции, но не отвечает всем требованиям технической документации. Исправность — состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным нормативно- технической документацией.
Отказ — это нарушение работоспособности автомобиля, т.е. состояние, когда он не может выполнять заданные функции, (состояние приподхщсс к прекращению транспортного процесса).
Понятие отказа — это основное понятие при определении надежности автомобили.
Время появления отказов следует рассматривать, как случайную величину, которая в зависимости от условий эксплуатации может принимать различные значения. Поэтому при обработке материалов об отказах, можно использовать теорию вероятностей и математической статистики. С помощью этих теорий можно определить некоторые обобщающие статические характеристики, такие, как: закон распределения случайной величины, вероятность возникновения события, плотность распределения и др.
Необходимость заниматься вопросами получения и обработки информации об отказах, анализом этой информации, разработкой рекомендаций по снижению отказов вызвала появление в начале 20 века новой теории, теории надежности.
Надежность — способность изделия выполнять требуемые функции в заданных условиях в течение заданного периода времени (СТ ИСО 8402-86).
Примечание: Термин «надежность» также используется в качестве показателя надежности, обозначая вероятность безотказной работы или долю не отказавших изделий. В общем виде, термин «надежность» также используется как характеристика надежности, обозначающая вероятность успеха или его степень.
Применительно к автомобильному транспорту, надежность — это способность автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать:
1) Безотказность, 2) долговечность, 3) ремонтопригодность, 4) сохраняемость, как для объекта, так и для его частей.
Спецификой надежности является то, что она характеризует и позволяет оценить, насколько быстро происходит изменение качества изделия при эксплуатации. По словам Б.В. Гнеденко, надежность — это качество изделия развернутое во времени.
Безотказность- свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе,ТО и ремонта. Признаки предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный автомобиль.
Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся вприспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранение их последствий путем проведения ремонта и ТО.
Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять исправное и работоспособное состояние в течение срока хранения и после, а также при транспортировании.
На надежность автомобиля оказывает влияние большое число различных факторов, определяемых условиями проектирования, производства и эксплуатации. Надежность закладывается при проектировании, реализуется при производстве и поддерживается при эксплуатации.
studfile.net
Долговечность автомобиля
Категория:
Техническая эксплуатация автомобилей
Публикация:
Долговечность автомобиля
Читать далее:
Долговечность автомобиля
Под долговечностью автомобиля, как было отмечено выше, понимают его свойство сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технических обслуживаний и ремонтов.
Основными показателями, позволяющими оценить долговечность автомобиля в численных значениях, принимают ресурс или срок службы. В практике работы автотранспортных предприятий под ресурсом обычно подразумевают среднюю наработку автомобиля в тысячах километров до капитального ремонта. Для ремонтируемых деталей за показатель долговечности принимают гарантированный ресурс деталей до первого восстановительного ремонта или среднюю наработку (тоже до первого восстановительного ремонта).
Численные показатели долговечности автомобиля являются статистическими величинами, рассчитанными для заданных условий эксплуатации.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для оценки долговечности автомобиля по наработке до капитального ремонта необходимо конкретизировать это понятие. В действующем положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта указано, что автомобиль может быть направлен в капитальный ремонт… «если рама и кабина для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей и автобусов, а также большинство агрегатов нуждаются в капитальном ремонте…
Агрегат может быть направлен в капитальный ремонт, если он отвечает одному из следующих требований:
а) базовая деталь агрегата нуждается в ремонте, который требует полной разборки агрегата;
б) общее техническое состояние агрегата ухудшилось в связи со значительными износами большинства его деталей и не может быть восстановлено путем проведения текущего ремонта.»
Эти понятия в ряде случаев могут быть конкретизированы. Казалось бы, что с внедрением прогрессивных методов ремонта автомобилей и дальнейшим совершенствованием технологии ремонтного производства суммарный пробег автомобиля от начала эксплуатации до списания может неограниченно увеличиваться. Однако такое представление неверно. Увеличение долговечности автомобиля выгодно до тех пор, пока оно позволяет снижать затраты живого и прошлого труда на единицу работы, осуществленной с помощью данного автомобиля.
При решении вопроса о целесообразных сроках службы автомобиля необходимо учитывать то обстоятельство, что, кроме физического изнашивания, автомобиль подвергается и моральному (экономическому) изнашиванию.
Моральный износ техники, в том числе и автомобиля, является закономерным явлением, обусловленным техническим прогрессом, и непосредственно связан с действиями закона стоимости.
Применительно к автомобилю, как и к другим сложным механическим системам, различают моральный износ I и II рода.
Моральный износ I рода — это снижение стоимости воспроизводства автомобиля без изменения его конструкции вследствие роста производительности труда на базе механизации и автоматизации производственных процессов, улучшения технологии и организации производства. В результате этого стоимость изготовления нового автомобиля уменьшается. Ранее выпущенные такие же автомобили утрачивают свою первоначальную стоимость (обесцениваются). Экономическая выгода от применения нового автомобиля обусловливается тем, что на единицу продукции он переносит меньшую часть своей стоимости, чем ранее выпущенный автомобиль. Замена старого автомобиля новым дает экономию средств за счет снижения амортизационных отчислений.
Моральный износ II рода проявляется в том случае, когда вместо старой машины выпускается новая, более производительная и экономичная машина, и применение ее приводит к снижению затрат на единицу продукции. Ранее выпущенные автомобили становятся устаревшими, малопроизводительными, неэффективными. Таким образом, технический прогресс промышленности диктует необходимость периодической замены или модернизации автомобилей.
Эффективность использования автомобиля в большей степени зависит от принятой продолжительности его эксплуатации или принятого ресурса.
В зависимости от типа автомобиля и комплекса условий его работы существует оптимальная долговечность, т. е. общий срок службы автомобиля (от начала эксплуатации до списания), при котором достигается наибольшая рентабельность его использования.
Большое увеличение срока службы автомобиля, достигнутое путем частых и сложных ремонтов, ведет к резкому возрастанию себестоимости транспортной продукции и снижению рентабельности его использования. К этим же последствиям приводит и преждевременное снятие с эксплуатации автомобиля вследствие резкого увеличения амортизационных отчислений.
В отечественной литературе уделялось значительное внимание вопросу определения оптимальной долговечности машин (работы М. В. Бунина, А. П. Владзиевского, Я. Б. Кваши, Р. Н. Колегаева, А. И. Селиванова, Г. Г. Токарева и других).
В условиях социалистического планового хозяйства срок службы машин, в том числе и автомобилей, должны устанавливаться исходя из требований народнохозяйственного эффекта с учетом широкого круга определяющих факторов. Такой расчет обычно применяют для планирования развития отрасли промышленности.
В СССР и за рубежом в качестве критерия оптимальности срока службы машины принимают достижение минимальной себестоимости единицы работы, произведенной с помощью данной машины на протяжении всего срока ее службы.
Применительно к автомобилю это положение формулируется так: оптимальная долговечность автомобиля определяется величиной его пробега, при котором себестоимость одного километра (за весь период эксплуатации) достигает наименьшего значения. Совершенно очевидно, что это положение имеет смысл только в том случае, когда учитываются интересы автотранспортного предприятия. В ряде случаев, исходя из требований народнохозяйственного эффекта, становится целесообразным продолжить эксплуатацию автомобиля, когда себестоимость километра пробега достигла величины, значительно превышающей минимальное значение. Особенно большие ограничения в этом отношении накладывают недостаток транспортных средств, важность и срочность перевовок и пр.
Таким образом, оптимальный срок службы автомобиля (по пробегу) пропорционален корню п-ой степени из частного от деления стоимости автомобиля на коэффициент, характеризующий интенсивность нарастания расходов на ремонты и обслуживания по пробегу. Полученную долговечность необходимо скорректировать с учетом длительности межремонтного цикла.
Оптимальную долговечность автомобиля можно определять и графически, нанося соответствующие величины в масштабе на координатную сетку.
Анализ уравнения (21’) показывает, что, при прочих равных условиях, чем выше стоимость автомобиля, тем больше должен быть его оптимальный срок службы. Оптимальный срок службы автомобиля будет также увеличиваться при снижении коэффициента, т. е. при повышении надежности его элементов. Таким образом, оптимальная долговечность автомобиля на любом этапе развития автомобильной промышленности будет определяться стоимостью его воспроизводства (которая бу-Дет все время уменьшаться) и надежностью его элементов в условиях эксплуатации.
Высокая культура эксплуатации автомобиля (строгое соответствие всего комплекса организационных и технических мероприятий) может способствовать резкому снижению величины, повышению оптимальной долговечности автомобиля и высокому уровню рентабельности его использования при достижении назначенного ресурса.
Влияние морального износа всегда будет проявляться в необходимости сокращения оптимальной долговечности, рассчитанной по минимальной себестоимости километра пробега.
Рис. 1. Схема определения оптимальной долговечности автомобиля: 1 — удельные затраты на ТО и ремонты; 2 — постоянные затраты; 3 — затраты на амортизацию; 4 — суммарная кривая; ‘опт“оптимальная долговечность, L — срок службы машины, С — себестоимость единицы продуктов
В новых условиях планирования и экономического стимулирования на автомобильном транспорте основным показателем эффективности работы автотранспортного предприятия является уровень рентабельности (отношение суммы прибыли к сумме производственных фондов, участвующих в ее получении). Уровень рентабельности автотранспортного предприятия зависит, в конечном счете, от уровня рентабельности работы каждого в отдельности взятого автомобиля. Р. Н. Колегаев разработал методику определения оптимальной долговечности автомобиля по максимальному уровню рентабельности. Определенная таким образом долговечность получается ниже долговечности, рассчитанной по минимальной себестоимости километра пробега. Это обусловливается тем, что по мере старения автомобиля резко увеличивается доля производственных фондов, приходящихся на один автомобиль (увеличиваются количество рабочих постов в мастерских и профилактории, расход запасных базы по производству запасных частей, а также расхода огромного количества металла. В настоящее время около 44% металла, предназначенного для автомобильной промышленности, идет на производство запасных частей.
Очевидно, что как бы важна ни была экономия затрат на производство автомобиля, она оказывает незначительное влияние на сокращение народнохозяйственных издержек на автомобильном транспорте в целом. В то же время некоторое удорожание производства автомобиля, связанное с повышением его качества, может привести к существенному сокращению издержек на автомобильном транспорте. Этим обусловливается технико-экономическая целесообразность дальнейшего совершенствования конструкций отечественных автомобилей, повышения их надежности и долговечности. Однако для повышения надежности автомобиля требуются значительные дополнительные затраты. В силу противоречий между уровнем надежности автомобиля, его стоимостью и затратами в сфере эксплуатации необходим оптимальный подход к решению проблемы надежности автомобиля с учетом народнохозяйственной эффективности.
Рекламные предложения:
Читать далее: Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации
Категория: — Техническая эксплуатация автомобилей
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru