Мигающий желтый сигнал светофора: Проезд перекрестка на мигающий зеленый или желтый сигнал светофора

Содержание

Водитель должен доказать, что не мог остановиться, когда загорелся желтый

На желтый сигнал светофора, не прибегая к экстренному торможению, разрешено двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения водителям, которые в случае включения желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предусмотренном пунктом 8.10 ПДД.

Соответствующее положение содержится в постановлении КАС ВС от 26 февраля 2020 года по делу № 751/5437/17.

ЛІГА:ЗАКОН презентует Verdictum PRO — первую систему анализа судебных решений с функционалом предсказания вероятности победы в суде с помощью искусственного интеллекта. Система Verdictum PRO позволяет определить вероятность принятия схожего судебного решения с помощью математических моделей машинного считывания информации. Сегодня Verdictum PRO анализирует более 80 млн документов.  Присоединяйтесь к первым пользователям революционного решения Verdictum PRO.

Обстоятельства дела

Истец, отрицая совершение нарушений ПДД, указывает что видеозапись является неполной и не отображает всех обстоятельств события, которое происходило при участии истца и инспектора патрульной полиции. Утверждает, что его автомобиль начал движение на перекрестке на зеленый мигающий свет и, с учетом дорожной обстановки, он не смог бы остановить транспортное средство в месте, предусмотренном пунктом 8.10 ПДД, не прибегая к экстренному торможению, потому он продолжил движение дальше на желтый свет светофора, обеспечивая при этом безопасность дорожного движения, которое отвечает требованиям пункта 8.11 ПДД.

Также читайте: Владелец авто отвечает за вред, если сам передал авто нетрезвому водителю: ВС

Позиция Верховного Суда

Сигналы светофора имеют такие значения:

желтый запрещает движение и предупреждает о следующем изменении сигналов (пункт 8. 7.3. г ПДД).

В случае представления светофором (кроме реверсивного) или регулировщиком сигнала, который запрещает движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линия), дорожным знаком 5.62 «Место остановки», если их нет — не ближе 10 м до ближайшей рельсы перед железнодорожным переездом, перед светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют и во всех иных случаях — перед перекрещиваемой проездной частью, не создавая препятствий для движения пешеходов (пункт 8.10 ПДД).

Водителям, которые в случае включения желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предусмотренном пунктом 8.10 этих Правил, не прибегая к экстренному торможению,

разрешено двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Вместе с тем, истец (двигаясь со скоростью 50 км/ч) осуществлял проезд на желтый сигнал светофора, не остановил свое транспортное средство в месте, определенном пунктом 8. 10 ПДД, чем нарушил требования пункта 8.7.3. г ПДД и правомерно привлечен к административной ответственности.

Принимая во внимание изложенное, поскольку вина истца в совершении административного правонарушения, которая заключается в проезде перекрестка на желтый сигнал светофора подтверждается доказательствами, суд апелляционной инстанции пришел к правильному заключению об отсутствии оснований для отмены постановления об административном правонарушении.

Норма-анахронизм, или О пункте 6.14 ПДД

Пункт 6.14 ПДД — одна из наиболее спорных и неоднозначных норм Правил дорожного движения. Некоторые участники дорожного движения, допуская грубые и откровенно опасные нарушения Правил, в основном умышленно, «прикрывают» свои действия пунктом 6.14 ПДД, якобы легитимирующим проезд на жёлтый сигнал светофора. Иные рассматривают указанную норму как некую легальную индульгенцию, позволяющей «законно» нарушать Правила — осуществлять движение на запрещающий сигнал светофора.

Подобные действия противоречат требованиям Правил дорожного движения, вызывают жёсткое неприятие со стороны иных участников.

Особенно важно – в судебной практике рассматриваемые деяния в большинстве случаев однозначно квалифицируются как нарушения Правил, противоправным действиям нарушителей даётся надлежащая правовая оценка.

Приведём пункт 6.14 ПДД:

«6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.»

Из буквального толкования нормы, без системной взаимосвязи с иными требованиями Правил, определённая категория пользователей дороги усматривает право осуществлять движение на желтый сигнал светофора, что недопустимо.

Движение на запрещающий жёлтый сигнал светофора под «прикрытием» п. 6.14 — следствие в корне неверной трактовки ПДД. 

Небольшой исторический экскурс.

Действительно, во второй половине XX века подобный подход являлся допустимым в силу объективных причин – отсутствовали высокоавтоматизированные ТСОДД, таймеры, и включение желтого сигнала светофора зачастую являлось для участников дорожного движения неожиданным и в принципе непрогнозируемым.

Но время идёт. И нормы права, как клетки биологической ткани, имеют свойства устаревать.

Современные средства организации дорожного движения практически полностью исключают ситуации, которые возможно подвести под диспозицию абз. 1 п. 6.14 Правил.

В настоящее время смена сигнала светофора является прогнозируемой, очевидно предсказуемой. Пользователи дороги, осуществляя непрерывный мониторинг дорожно-транспортной ситуации, обязаны учитывать режим работы светофорного объекта, предшествующий смене фазы.

Согласно п. 10.1 ПДД:

«10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил

На заблаговременное информирование участников о смене фаз светофорного объекта ориентированы и требования современных стандартов применения ТСОДД.

Согласно п. 7.1.2 ГОСТ Р 52289-2019 (обязателен к применению (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р)) светофоры, применяемые для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог, должны соответствовать требованиям ГОСТ 33385 и ГОСТ Р 52282. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров и их положение относительно направления движения должно отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.

Дальность видимости сигнала светофора определяется из условий своевременной остановки транспортных средств на запрещающий сигнал. При этом остановочный путь рассчитывают исходя не из аварийного, а из служебного торможения (замедление 2-4 м/с2). Он должен учитывать время, необходимое водителю на поиск сигнала и его восприятие. Принятое в настоящее время в качестве нормативного минимальное расстояние видимости сигнала — 100 м.
На практике расчетное значение силы света увеличивают, принимая во внимание колебания напряжения в сети, возможность загрязнения светорассеивателя и отражателя света, а также условия адаптации при ярком фоне (

см.: Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Технические средства организации дорожного движения: Учебник для вузов. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – С. 29-30).

При установке транспортных светофоров (кроме Т.3 любых исполнений, Т.9, П.1 и П.2) должна быть обеспечена различимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения и трамвайных путей, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, устанавливают знак 1. 8 «Светофорное регулирование» по 5.2.11.

Для сигналов светофора Т.9, П.1 и П.2 должна быть обеспечена различимость на расстоянии не менее 50 м (п. 7.4.7 ГОСТ 52289-2019).

Знак 1.8 «Светофорное регулирование» устанавливают вне населенных пунктов перед каждым перекрестком, пешеходным переходом или участком дороги, кроме железнодорожных переездов, движение на которых регулируется светофорами, в населенных пунктах — при расстоянии видимости светофора менее 100 м, а также перед первым после въезда в населенный пункт перекрестком или пешеходным переходом со светофорным регулированием (п. 5.2.11).

Согласно п. 7.5.3 ГОСТ 52289 режим работы светофорной сигнализации с использованием светофоров Т.1, Т.3 (любых исполнений и вариантов конструкции), Т.2 и Т.8 любых вариантов конструкции, а также Т.9 может предусматривать мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением с частотой одно мигание в секунду (допускается отклонение от указанной частоты   10%), для светофоров П.

1 и П.2 любых вариантов конструкции, а также дополнительных секций светофоров Т.1 и Т.3 такой режим является обязательным.

Для информирования водителей и пешеходов о времени, оставшемся до окончания горения зеленого и (или) красного сигнала, допускается применение цифрового табло обратного отсчета времени.

Для режима работы светофорной сигнализации, предусматривающей мигание зеленого сигнала, цифровое табло должно информировать водителей и пешеходов о суммарном времени горения всего разрешающего сигнала светофора.

То есть, зелёный мигающий сигнал предупреждает о конце разрешающего такта.

Приведенные нормы Правил в их системной взаимосвязи с требованиями ГОСТ обессиливают абзац 1 п. 6.14 ПДД, аннигилируют его.

Таким образом, участники дорожного движения заблаговременно информированы о предстоящей смене фаз, и предусмотренные режимы работы светофорного объекта, предшествующие смене сигнала, позволяют пользователям дороги своевременно скорректировать скоростной режим движения.

Водитель обязан прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации на ближайшую перспективу (краткосрочную, среднесрочную) для выбора наиболее адекватной и безопасной модели поведения на дороге в соответствии с требованиями Правил. 

В судебной практике прослеживается формирование единообразия в толковании и применении исследуемой нормы.

Так, по делу № 7Р-151/2020 судья Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю. установил:

«Доводы поданной в суд жалобы об отсутствии у Глушича А.А. технической возможности остановиться до места установки знака 6.16 при включении жёлтого сигнала светофора не имеют правого значения для рассмотрения настоящего дела.

Проанализировав положения пунктов 6.2, 6.13 и 6.14 Правил, вынесшие в отношении Глушича А.А. постановление об административном правонарушении и решение должностные лица, судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что движение автомобиля под управлением Глушича А.А. к перекрёстку на зелёный мигающий сигнал светофора, информировавший в том числе и Глушича А. А. об истечении времени его действия и включении вскоре запрещающего движение сигнала, не позволяло Глушичу А.А., руководствуясь положениями п. 6.14 указанных Правил, продолжить движение через перекрёсток на запрещающий жёлтый сигнал светофора.

В соответствии с системным толкованием приведённых выше требований Правил дорожного движения Российской Федерации невозможность остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), не прибегая к экстренному торможению с момента включения в направлении движения водителя жёлтого сигнала светофора может учитываться в случае, если светофор не оборудован системой, предупреждающей водителей о предстоящей смене сигнала, то есть тогда, когда смена сигнала носит для водителя неожиданный характер.»

Решение № 12-30/2020 77-426/2020 от 18 марта 2020 г. по делу № 12-30/2020:

«В свою очередь довод жалобы о том, что С.П. Махов проезжал перекрёсток в соответствии с пунктом 6.14 Правил, так как он не мог остановиться, не прибегая к экстренному торможению, нельзя признать убедительным, поскольку он опровергается указанными доказательствами.

Так, из видеозаписи видно, что в момент включения зелёного мигающего сигнала светофора, предупреждающего о скором переключении на запрещающий сигнал светофора, автомобиль С.П. Махова находился на значительном расстоянии, позволяющим исключить факт выезда на перекрёсток с нарушением требований Правил.

Вместе с тем при включении зелёного мигающего сигнала светофора автомобиль под управлением С.П. Махова начинает ускорение, которое продолжается и при включении жёлтого сигнала светофора, на сигнал которого он совершил выезд на перекрёсток.

Таким образом, неустранимых сомнений в виновности С.П. Махова в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено.»

Решение № 12-156/2017 от 2 августа 2017 г. по делу № 12-156/2017:

«Руководствуясь п. 10.1 ПДД, подъезжая к светофору, водитель должен заранее оценить ситуацию и выбрать подходящий скоростной режим.

Поэтому утверждение Ломовцева П.Г. об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ, так как в сложившейся ситуации водитель руководствуется требованиями пункта 6.14 ПДД, разрешающего дальнейшее движение водителям, которые не могут при включении желтого сигнала светофора остановиться в месте, определяемом п. 6.13 ПДД, не прибегая к экстренному торможению, является несостоятельным, поскольку до включения желтого (запрещающего) сигнала светофора зеленый сигнал сменяется на мигающий зеленый, который информирует водителей, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. Поэтому Ломовцев П.Г., приближаясь к светофорному объекту перед пешеходным переходом и видя зеленый мигающий сигнал, должен был осознавать, что вскоре загорится запрещающий сигнал светофора, следовательно, мог и должен был принять меры к остановке транспортного средства перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможению, однако он продолжил движение и проехал светофорный объект на запрещающий сигнал. »

Решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области № 12-156/2017 от 2 августа 2017 г.: 
 «Доводы Ломовцева П.Г. о том, что он проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора, так как не имел возможности остановиться, не применяя экстренное торможение, как это прописано в п. 6.14 ППД, основаны на неправильном толковании Правил дорожного движения.
Различают два режима торможения:
служебное
(плавное, нерезкое) — применяемое для остановки транспортного средства в заранее намеченном месте или снижения скорости;
экстренное, целью которого является остановка на возможно коротком расстоянии, его также называют аварийным, т.к. оно применяется главным образом для предотвращения столкновения или наезда, а также при проверке исправности тормозной системы.
Экстренное торможение – торможение с целью остановить автомобиль на предельно малом участке дороги. Оно применяется водителями при возникновении аварийной ситуации для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Поэтому Правила разрешают в исключительных случаях продолжать движение на желтый сигнал светофора или в момент поднятия регулировщиком жезла вверх.
Руководствуясь п. 10.1 ПДД, подъезжая к светофору, водитель должен заранее оценить ситуацию и выбрать подходящий скоростной режим.»

Во всех приведённых случаях водители объективно имели возможности не доводить ситуацию «до предела», но умышленно проигнорировали требования Правил, не учитывали предшествующий смене сигнала режим работы светофорного объекта.   

Судебный «прессинг» относительно нарушителей, осуществляющих движение на жёлтый сигнал светофора — абсолютно оправдан.

Судебная практика в этом вопросе на редкость отличается единообразием и последовательностью.

Таким образом, в реалиях XXI века абзац первый пункта 6.14 ПДД актуален лишь в части: а) регулирования движения регулировщиком и, в некоторых возможных случаях, б) включения светофорного объекта. На этом усечённом объёме и исчерпывается легитимность исследуемой нормы.

ПДД 6.2 — Сигналы светофора

Что означает мигание зеленого сигнала светофора?

1. Предупреждает о неисправности светофора.
2. Разрешает движение и информирует о том, что вскоре будет включен запрещающий сигнал.
3. Запрещает дальнейшее движение.

Для информирования водителей о предстоящей смене зеленого сигнала светофора на желтый Правилами предусмотрена возможность мигания зеленого сигнала. Этот сигнал разрешает движение ТС. Длительность мигания при этом должна составлять 3 сек.

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Уступите дорогу трамваю.
2. Проедете перекресток первым.
3. Дождетесь разрешающего сигнала специального светофора и только после этого повернете.

Зеленый сигнал светофора разрешает Вам поворот налево. Движение трамвая на данном перекрестке регулируется светофором одноцветной сигнализации в виде буквы «Т» . Учитывая, что при таком сигнале движение трамваю запрещено, Вы можете проехать перекресток первым.

В каком случае Вы обязаны уступить дорогу трамваю?

1. При движении прямо.
2. В обоих перечисленных случаях.
3. При повороте налево.

Включенный указатель поворота информирует вас о том, что пути движения вашего автомобиля и трамвая пересекаются на перекрестке. Учитывая, что данный сигнал светофора одновременно разрешает движение вам и водителю трамвая, вы обязаны уступить дорогу трамваю.

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Повернете налево, остановитесь в разрыве разделительной полосы и, после включения разрешающего сигнала светофора на выходе с перекрестка, завершите маневр.
2. Выполните маневр без остановки на перекрестке.

Зеленый сигнал светофора дает вам право двигаться налево. При этом вы должны выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выезде с перекрестка.

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Выехав на перекресток, остановитесь у стоп-линии и, дождавшись зеленого сигнала светофора на разделительной полосе, завершите маневр.
2. Выполните маневр без остановки на перекрестке.

Зеленый сигнал светофора дает вам право двигаться налево. Но, поскольку на данном перекрестке перед светофором, установленным на разделительной полосе, имеется стоп-линия , Вы должны остановиться перед ней в ожидании зеленого сигнала.

Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Ваши действия?

1. Уступите дорогу трамваю.
2. Проедете перекресток первым.

Включенный указатель поворота трамвая информирует о том, что пути движения вашего автомобиля и трамвая пересекаются на перекрестке. Учитывая, что зеленый сигнал светофора разрешает движение прямо, а трамвайный светофор в виде буквы «Т» запрещает трамваю поворот направо, вы можете проехать перекресток первым.

Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Ваши действия?

1. Проедете перекресток первым.
2. Уступите дорогу только трамваю.
3. Уступите дорогу трамваю и автомобилю.

Зеленый сигнал светофора дает право на движение вам и встречным ТС. При этом вы должны уступить дорогу только трамваю. Встречный легковой автомобиль проехать перекресток вместе с трамваем не имеет права.

Что означает мигание желтого сигнала светофора?

1. Предупреждает о неисправности светофора.
2. Разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода.
3. Запрещает дальнейшее движение.

Желтый мигающий сигнал предупреждает о возможной опасности и применяется для обозначения нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода.

При повороте налево Вы:

1. Должны уступить дорогу только легковому автомобилю.
2. Имеете право проехать перекресток первым.
3. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.

Зеленый сигнал светофора дает право на движение всем ТС. Но, поворачивая налево, вы должны уступить дорогу трамваю, который имеет преимущество перед безрельсовыми ТС, а также встречному легковому автомобилю (ПДД 13. 4).

Красный мигающий сигнал или два попеременно мигающих красных сигнала светофора, установленного на железнодорожном переезде, означают:

1. Движение разрешается с особой осторожностью.
2. Движение запрещено.
3. Светофорная сигнализация неисправна.

Красный мигающий сигнал или два попеременно мигающих красных сигнала светофора запрещают движение. Такая сигнализация применяется главным образом на железнодорожных переездах.

Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

1. Только автомобилю.
2. Только трамваю.
3. Автомобилю и трамваю.
4. Никому.

Зеленый сигнал светофора дает право на движение вам и встречным ТС. При этом, поворачивая налево, вы должны уступить дорогу трамваю и легковому автомобилю, поворачивающим направо.

Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?

1. Неисправна светофорная сигнализация.
2. Вскоре будет включен зеленый сигнал.
3. Вскоре будет включен красный сигнал.

С целью информирования участников движения о предстоящем включении зеленого сигнала светофора применяется сочетание красного и желтого сигналов. Такая комбинация сигналов запрещает движение.

В каком случае Вам не придется уступать дорогу другим участникам движения?

1. Только если Вы намерены продолжить движение прямо.
2. Только если Вы намерены продолжить движение прямо или направо.
3. В любом случае.

Зеленый сигнал светофора разрешает движение вам и трамваю. При этом, если вы на данном перекрестке намерены двигаться налево или в обратном направлении, вам придется уступить дорогу трамваю, а при повороте направо — пешеходам. Таким образом, только при движении прямо никому уступать дорогу не требуется.

Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?

1. Проедете перекресток первым.
2. Уступите дорогу обоим трамваям.
3. Уступите дорогу только трамваю А.
4. Уступите дорогу только трамваю Б.

Такой сигнал светофора дает право на движение Вам и водителям трамваев. А так как для поворота направо Вам необходимо пересечь трамвайные пути, Вы обязаны уступить дорогу обоим трамваям.

ПДД для юных — Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга

Где и как перейти проезжую часть дороги? Какой сигнал светофора разрешает движение?
Казалось бы все давно понятно.  Но в этих, на первый взгляд, простых вопросах есть свои нюансы. Особенно если мы хотим поведать о Правилах дорожного движения детям разных возрастных групп. Поэтому перед беседой с юным пешеходом мы сами должны разобраться: как рассказать про дорогу, пешеходный переход, сигналы светофора и, собственно, что рассказать.

Если мы говорим с дошкольником или учеником начальной школы. Вариант один – переходим дорогу только «по зебре», только по пешеходному переходу.  Нам необходимо показать ребенку, что для перехода через проезжую часть организованы специально предназначенные  места – пешеходные переходы (подземные, надземные, наземные). Эти переходы выделены знаками «Пешеходный переход». Важно помнить и про понятие ЗОНА ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА – расстояние между знаками (ширина разметки).
Пример (зона пешеходного перехода): мы видим пешеходный переход: знаки (5.19.1 и 5.19.2.), разметку (1.14.1 и 1.14.2). Но решаем перейти дорогу метрах в 5-10 рядом. Вроде, ничего страшного. Но нет – это ошибка. И ошибка серьезная. Во-первых, в таком случае мы переходим вне зоны пешеходного перехода (что является нарушением ПДД РФ). А самое главное, может случиться так, что именно этих 5-10 метров и не хватит водителю, чтобы успеть среагировать и остановиться (заметив пешеходов, внезапно решивших поскорее пересечь дорогу).
Чтобы ребенок в будущем смог ориентироваться где, и как можно пересечь проезжую часть, для начала он должен усвоить, что для перехода нужно найти ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.
Ученики средней школы узнают, что можно пересекать проезжую часть «на перекрестках по линии тротуаров» и «При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны» (см. пп. 4.3. ПДД РФ).
Но взрослый должен объяснить, а ребенок, ученик должен постараться понять, что переход вне пешеходного перехода должен быть максимально безопасен!

Необходимо, чтобы дорога полностью просматривалась в обе стороны и мы были уверены – приближающегося транспорта нет. На такой дороге не должно быть ни ограждений, ни разделительной полосы. Если мы видим, что вдоль проезжей части стоит ограждение – значит эта дорога опасна. Водители автомобилей не ожидают, на таких участках, появления пешеходов, и, конечно же, они не смогут резко остановить свои транспортные средства.
Почему мы переходим через проезжую часть под прямым углом? Во-первых, если пешеход идет «наискосок», он в определенный момент поворачивается спиной к автомобилям и уже не может контролировать началось ли движение транспорта или нет. Во-вторых, длина пути через проезжую часть увеличивается. А всем хорошо известно, что мы не должны задерживаться на дороге (это опасно).
Самое главное — при переходе по пешеходному переходу или «вне зоны» (в местах, где это делать разрешено) ребята должны быть уверены в том, что нет приближающегося транспорта, либо, что водители его пропускают. Причем водители транспорта во всех рядах, полосах  движения. Ведь, часто пешеходы попадают в «дорожную ловушку», когда «пропускающий» автомобиль  скрывает за собой автомобиль, который продолжает движения. Для предупреждения подобных ситуаций мы должны очень внимательно посмотреть и на следующую полосу движения – точно ли там нет приближающегося транспортного средства.
Все эти особенности перехода дороги «вне зоны пешеходного перехода» можно донести до ребят постарше. Но маленькие пешеходы, в виду своего юного возраста, детской беспечности, могут понять такое «разрешение» не совсем правильно. «Так удобнее и быстрее – где хочу, там и перехожу». А про то, что нужно следить за транспортом, что опасно не глядя шагать на проезжую часть, выходя из-за припаркованных автомобилей, что дорога может быть с двусторонним движением – дети часто забывают. Поэтому – малышей знакомим сначала с пешеходным переходом. И уже позже, когда юный участник дорожного движения подрастет, можно пополнять его знания о том, где же еще, в каких случаях пешеход может переходить через  проезжую часть и как правильно (а главное – безопасно) это делать.

В вопросе о сигналах светофора также все знания должны приходить постепенно. Дошкольнику, чтобы не запутать его, наверно, не обязательно рассказывать про все значения работы светофора. Например, режим «мигающий желтый», когда перекресток становится (при наличии светофора) нерегулируемым. Ведь при пересечении такого перекрестка он идет или едет с родителями.
Самым первым шагом является всеми известное: «Красный — стой, желтый — жди, а зеленый свет — иди». Но обязательно нужно помнить, что даже при включении зеленого сигнала светофора мы не начинаем сразу пересекать дорогу (как делают это многие взрослые!) Находясь на тротуаре, мы смотрим и проверяем, что все автомобили нас пропускают! Только после этого «путь открыт». Важно подчеркнуть юному пешеходу, что и красный, и желтый сигналы – запрещающие.
Ребятам постарше уже можно рассказать более подробно про сигналы светофора (п.6 ПДД РФ Сигналы светофора и регулировщика, пп. 6.2.) О том, что зеленый мигающий разрешает движение, но только если вы уже идете по переходу. Начинать же движение на мигающий зеленый нельзя, так как он говорит о предстоящей смене сигнала на запрещающий (желтый, а затем и красный).
Мигающий желтый, как уже говорилось, разрешает движение (если он работает в данном режиме длительное время) и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода. В таком случае люди пересекают проезжую часть по всем правилам перехода нерегулируемого пешеходного перехода (см. пп. 4.5., 4.6. ПДД РФ). Просто желтый сигнал светофора (в обычном режиме: красный – желтый – зеленый) – также запрещает движение, информирует о смене сигналов. Если пешеходам «горел» красный, а затем «загорелся» желтый опасно торопиться и начинать движение, поскольку согласно п.п. 6.13., 6.14. ПДД РФ «Водителям, которые при включении желтого сигнала…не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению…разрешается дальнейшее движение».

Игры о правилах дорожного движения, викторины, конкурсы рисунков, «пятиминутки безопасности» в садах и школах – все эти мероприятия направлены на ознакомление ребят с «дорожной азбукой» и снижение детского дорожно-транспортного травматизма. Но все теоретические знания нужно закреплять на практике. И на этом важном этапе центральным моментом является именно пример поведения на дорогах нас самих – взрослых участников дорожного движения, родителей.

Пусть соблюдение Правил дорожного движения станет для вас и ваших детей доброй привычкой!

 

Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 22 мая 2019 года

Информация по делу №33а-2025/2019

Судья Кудряшова М.В.

Дело № 33а-2025/2019

поступило 24.04.2019г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 мая 2019 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Назимовой П.С., судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н., при секретаре Петровой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Владимира Валериевича к ГИБДД МВД по РБ, МВД по Республике Бурятия об оспаривании результатов экзамена на право управления транспортными средствами

по апелляционной жалобе Лебедева В.В. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 27 февраля 2019г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Лебедева В.В., представителя МВД по РБ Степанова А.Ю., старшего инспектора МРЭО ГИБДД МВД по РБ Шехина Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, Лебедев В.В. просил отменить результаты практического экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, обязать ГИБДД исправить оценку по результатам сдачи экзамена, выдать ему водительское удостоверение категории «В».

В обоснование требований административный истец указал, что не согласен с итогами оценки по результатам сдачи 21 декабря 2018 г. экзамена на право управления транспортным средством. После выполнения задания — «проезд регулируемого перекрестка» по маршруту пр. Строителей — ул. Калашникова получил отметку «не сдал» в связи с тем, что проехал на запрещающий сигнал светофора. Однако оценка была выставлена необоснованно, его действия были оценены неверно. Стоп-линия, находящуюся перед светофором в 20 метрах от перекрестка, была им пересечена на мигающий зеленый сигнал, в соответствии с п. 13.7 ПДД он был вправе продолжить движение. На мигающий зеленый и желтый сигналы светофора, разрешается водителю въезд на перекресток согласно п.п. 6.2., 6.14 ПДД.

В судебном заседании суда первой инстанции Лебедев В.В. поддержал исковые требования, против которых возражали представитель ответчика МВД по РБ Степанов А.Ю., заинтересованное лицо старший инспектор МРЭО ГИБДД МВД по РБ Шехин Р.В.

Обжалуемым решением административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Лебедев В.В. просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании суда вышестоящей инстанции Лебедев В.В. поддержал доводы жалобы.

Представитель МВД по РБ Степанов А.Ю., старший инспектор МРЭО ГИБДД МВД по РБ Шехин Р.В. возражали против удовлетворения жалобы.

Представитель ГИБДД МВД по РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что 21 декабря 2018г. вторую часть практического экзамена по управлению ТС в условиях дорожного движения у кандидата в водители Лебедева В.В. принимал старший государственный инспектор МРЭО ГИБДД МВД по РБ Шехин Р.В., к чьей компетенции отнесена оценка результатов сдачи экзамена, результаты экзамена зафиксированы в экзаменационном листе, превышения полномочий и нарушения требований закона в ходе проведения экзамена допущено не было.

Судебная коллегия находит с данные выводы суда правильными, так как они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, приняты при надлежащей оценке доказательств.

Согласно п.п. 2 и 3 ст.25 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в ст.26 настоящего Федерального закона. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014г. №1097 утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее — Правила).

Пункт 6 Правил предусматривает, экзамены состоят из теоретического и практических экзаменов — экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.

Согласно п.128 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения (далее — Административный регламент), утвержденного приказом МВД России от 20 октября 2015г. №995, экзаменатор контролирует ход выполнения маневров и действий, предусмотренных маршрутом, соблюдение ПДД РФ, подает команды кандидату в водители, оценивает его навыки управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения, фиксирует ошибки в соответствии с контрольной таблицей (Приложением №8 к Административному регламенту).

В соответствии с п.129 Административного регламента ошибки классифицируются как грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю — 3, за мелкую — 1.

В случае, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более баллов, кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ», проведение экзамена прекращается (п. 130).

В контрольной таблице Приложение №8 к Административному регламенту указано, что к типичным грубым ошибкам, в частности, относится проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, за что начисляется 5 штрафных баллов.

Как видно из материалов дела административный Лебедеву В.В. по результатам сдачи второго этапа практического экзамена по управлению ТС в условиях дорожного движения 21 декабря 2018г. Лебедеву В.В. выставлена оценка «НЕ СДАЛ». В экзаменационном листе имеется отметка о начислении 6 штрафных баллов за совершение следующих ошибок: проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика (5 баллов), неправильно оценивал дорожную обстановку (1 балл).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт совершения административным истцом типичной грубой ошибки — проезд на запрещающий сигнал светофора, подтверждается экзаменационным листом проведения экзамена по управлению ТС в условиях дорожного движения, фактически следует из пояснений самого Лебедева, подтверждается показаниями допрошенных судом первой инстанции в качестве свидетелей И., который двигался в машине следом за машиной, которой управлял Лебедев В.В. при сдаче экзамена, а также инструктора автошколы по вождению Д.., который находился непосредственно в машине с Лебедевым В.В.

Оценивая действия Лебедева, суд пришел к обоснованному заключению о том, что им были нарушены требования Правил дорожного движения РФ, поскольку он проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора.

Оснований для переоценки данного вывода судебная коллегия не находит.

В соответствии с пунктом 6.2 Правил дорожного движения круглые сигналы светофора имеют следующие значения: зеленый сигнал разрешает движение; зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал; желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных п. 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов; желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности; красный сигнал, в том числе, мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

В силу п. 6.13 Правил дорожного движения при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии: на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам; в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Согласно п. 6.14 Правил дорожного движения Российской Федерации водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Из пояснений Лебедева, в том числе данных в суде апелляционной инстанции, следует, что при приближении к стоп-линии горел зеленый мигающий сигнал светофора, желтый сигнал загорелся при пересечении управляемым им транспортным средством стоп-линии перед светофором, в связи с чем, по его мнению, он мог продолжить движение в соответствии с п.6.14 Правил.

Указанная позиция основана на ошибочном толковании требований, поскольку в соответствии с изложенными требованиями Правил дорожного движения водитель при включении зеленого мигающего светофора по общему правилу должен действовать таким образом, чтобы к моменту загорания желтого сигнала светофора остановить транспортное средство в соответствии с п. 6.13 Правил дорожного движения (на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью или перед светофором или стоп-линией), не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Проанализировав дорожную ситуацию с учетом пояснений Лебедева, показаний свидетелей, судебная коллегия приходит к выводу, что Лебедев В.В. пересек стоп-линию на желтый сигнал светофора, который является запрещающим, проехав перекресток на запрещающий красный сигнал светофора, указанное нарушение в соответствии с Административным регламентом является грубым, оснований для признания его сдавшим экзамен не имелось.

Доводы жалобы об отсутствии видеозаписи, на которой подлежал фиксации процесс сдачи экзамена, во внимание быть приняты не могут, поскольку, как обоснованно указал суд, в соответствии с п. 132 Административного регламента срок хранения полученной информации составляет не менее 1 месяца от даты проведения экзамена, при этом в указанные сроки Лебедев с какими-либо жалобами не обращался

Кроме того, имеющиеся в деле доказательства объективно отражают ход сдачи экзамена, доводы же административного истца связаны лишь с иной — ошибочной правовой оценкой дорожной ситуации.

Все выводы суда в решении подробно мотивированы, доводам истца дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права по делу, влекущих безусловную отмену или изменение постановленного районным судом решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:        П.С. Назимова

Судьи: Т.Б. Казанцева

Т.Н. Раднаева

Проезд перекрестка на желтый сигнал светофора

Если вас остановили за проезд перекрестка на желтый сигнал светофора, то доставайте ПДД и показывайте инспектору следующие пункты:

1. Пункт 1.2 «Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей», то есть выезд на перекресток — это проезд начала закругления бордюров, а не проезд границы пересекаемой проезжей части.

2. Пункт 13.7 ПДД: «Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора».

Водитель, который пересек границу перекрестка на зеленый, обязан с него выехать. Если водитель проскочил границу перекрестка на запрещающий желтый, то такая обязанность не возникает.

3. Пункт 6.14 ПДД: «Водителям, которые при включении желтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение», то есть если вы проехали начало закругления бордюров и не в состоянии остановиться у края пересекаемой проезжей части, то вам разрешено двигаться дальше.

4. Экстренное торможение создает опасность (пункт 1.5 ПДД) и запрещено (пункт 10.5 ПДД).

Если инспектора убедить не удалось, то в протоколе пишите: «Не согласен. Действовал согласно пунктам 1.5, 10.5, 6.14 и 13.7 ПДД». Для подтверждения ваших слов можете привести следующие расчеты. Минимальный остановочный путь для скорости 54 км/ч — 30 м. Другими словами, если светофор переключился на желтый в момент, когда вы были на одной линии с ним, то при условии, что максимальная ширина полосы 3,75 м, до полной остановки вы «пролетите» перекресток из восьми полос полностью. При выходе с завода замедление для автомобилей классов В и С находится в диапазоне 7-9 м/с2.

Часто можно видеть, что водители прибавляют скорость, увидев зеленый мигающий сигнал светофора, рассчитывая выскочить на перекресток на желтый, а в случае остановки инспектором сослаться на пункт 6.14 ПДД. Если инспектор зафиксирует ваше движение со скоростью более 60 км/ч, то ваш выезд на желтый стал следствием превышения скорости. Настоятельно не рекомендую въезжать на большой перекресток на зеленый мигающий сигнал светофора, если вам нужно прямо или налево. Обозреть весь перекресток и оценить ситуацию невозможно. Не рискуйте. Вообще, не позволяйте подсознанию, в котором зафиксирован безопасный проезд маленьких перекрестков под зеленый мигающий, принимать верх.

Помните, что водители, поворачивающие налево, обязаны уступать дорогу тем, кто движется прямо только на зеленый сигнал светофора (пункт 13.4 ПДД). Если в такой ситуации происходит ДТП, и желтому сигналу предшествовал зеленый мигающий сигнал в течение 3 секунд, то у водителя, решившего проскочить перекресток прямо на желтый да и еще и с превышением скорости, шансов отстоять свою правоту в суде немного. Если в момент столкновения ему горел красный, то шансов нет никаких. Если желтый загорелся сразу после зеленого, то есть режима «зеленого мигающего» не было, то действует общая норма об очередности проезда (пункт 8.9 ПДД), и на желтый сигнал светофора водитель, поворачивающий налево, обязан уступить дорогу тому, кто едет прямо.

В таких случаях инспекторы любят приписывать нарушение пункта 8.1 ПДД: «Кто поворачивает — тот уступает». Парируйте тем, что главная дорога может поворачивать на перекрестке. И тот, кто движется по ней с поворотом, имеет преимущество даже перед теми, кто едет прямо со второстепенной. В данном случае очередность определена правилами, и точно так же очередность проезда на регулируемом перекрестке определяется пунктами 8.9 и 13.4 ПДД. Не нужно путать безопасность маневра с очередностью проезда. Если водитель не заметил зеленый мигающий сигнал светофора, то с его стороны отсутствовал контроль за движением транспортного средства.

Если на перекрестке происходит столкновение автомобилей с пересекающихся направлений, и оба участника твердят, что ехали на желтый после зеленого, то доказать что-либо возможно только с помощью свидетелей или видеозаписи. С этой целью после зеленого включают обычный желтый, а после красного — красный с желтым. Тогда, по словам свидетелей, можно определить, что водитель, въехавший на перекресток на желтый с красным, виновен. Если свидетелей нет, то правым признают того, у кого путь по перекрестку длиннее. На перекрестке никогда не нужно «стартовать» первым после красного. Кто красиво ушел вперед, оставив позади всех конкурентов, тот и попадает в аварию. Кто «стартует» вторым, избегает проблем.

Учебное видео — Сигналы светофора

Ехать или ТОРМОЗИТЬ? Вот в чём вопрос.

Каждый водитель рано или поздно будет вынужден проезжать перекрёсток на жёлтый сигнал светофора.

Да, но по Правилам дорожного движения данный сигнал является запрещающим.

Так как же поступить?

Для начала посмотрим, что говорят Правила дорожного движения.

Пункт 6.2. ПДД РФ:

«Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

ЖЁЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

Итак, Правила предупреждают, что есть пункт 6.14, допускающий движение на жёлтый сигнал светофора.

Рассмотрим его подробнее.

«Водителям, которые при включении жёлтого сигнала светофора не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение».

То есть, проезд на жёлтый сигнал допускается, если у водителя нет возможности остановить автомобиль перед стоп-линией, не прибегая к резкому торможению.

Очень важно в этих условиях правильно оценить дорожную обстановку.

В России много водителей, которые резко трогаются на зелёный сигнал, и большинство ДТП на перекрёстках случаются как раз тогда, когда водитель проезжает на жёлтый свет, а на перекрёстке оказывается на красном . Причём при общем времени работы жёлтого сигнала 3 секунды можно въехать на первой секунде, а можно и на третьей. Второй вариант гораздо опаснее. Поэтому эксперты советуют молодым водителям, пока те не «наездят» порядка 100 000 км, не въезжать на перекрёсток на жёлтый сигнал светофора

Недопустимо:

  • пытаться проскочить на жёлтый, который загорелся после зелёного;
  • резко трогаться с места на зелёный, не удостоверившись, что другие участники дорожного движения завершили движение через перекрёсток.

Ситуации на дорогах могут быть разными. Как правило, многие сталкиваются с ситуацией, когда они проезжают светофор на мигающий зелёный, а когда загорается жёлтый, у них есть варианты: либо спокойно продолжать и завершать свой манёвр, либо резко тормозить перед стоп-линией.

Второй вариант опасен тем, что идущие сзади автомобили могут не среагировать и врезаться.

В первом же случае, есть небольшая вероятность, что, завершая манёвр, в вас может въехать участник, движущийся на свой законный зелёный свет. Но, в их обязанности входит необходимость уступить тем участникам дорожного движения, которые ещё завершают манёвр.

Если вы двигались на мигающий зелёный, который стал жёлтым уже после выезда за стоп — линию, вы спокойно можете проезжать перекрёсток.

Двигаясь по площади перекрёстка, всегда следует вспоминать слова инструктора автошколы: «Максимально быстро убирайте машину с перекрёстка». Это место является наиболее аварийно-опасным, поэтому будьте всегда внимательны и осторожны!

10 самых популярных вопросов DMV — мигающие светофоры

Многие водители не знают, что означает мигающий светофор

Национальные тесты водителей

показали, что многие американцы не могут правильно ответить, какие действия предпринять, когда они приближаются к мигающим сигналам светофора. Их смущают как мигающие желтые сигналы, так и мигающие красные сигналы.

Что странно, потому что мигающие световые сигналы были и всегда были обычным элементом письменного теста знаний DMV во всех штатах.

Все водители должны были увидеть информацию в тот или иной момент при подготовке к письменному экзамену.

Изучите основное правило, и вы узнаете

Основное правило для сигналов светофора довольно простое.