Пятерка лучших автомобилей для горных восхождений
Автомобильный альпинизм не поддается логическому объяснению, с тем же успехом можно поднять в гору холодильник, шкаф или штангу (последнее, кстати, уже делали). Тем не менее, попытки установить рекорд высоты восхождения, вернее «возъезжания» транспортного средства на популярную вершину предпринимаются регулярно.
Осенью прошлого года питерцы в качестве тренировки заехали на высшую точку восточной Сибири — гору Монгун-тайга (3970 м). Восхождение заняло всего 13 часов
Очередной «жертвой» автоэкстремалов в 2016 году станет Музтаг Ата (Отец ледяных гор) — гора на Китайском Памире высотой 7546 м, которая благодаря пологому западному склону считается одним из наиболее легких для восхождения семитысячников. Команда High Rise Motors из Петербурга планирует въехать на самый пик Музтаг Ата, установив тем самым новый мировой рекорд. До высшей точки маршрута 7546 метров питерцы собираются добраться на специально построенном прототипе, созданном на основе рамы и частично кузова Jeep Wrangler. Прототип оснащен V8 объемом 5,7 л мощностью 345 л.с., механической коробкой передач и раздаточной коробкой от Toyota Land Cruiser, редукторными мостами от Volvo Laplander и двумя лебедками. «Джип» обут в покрышки Bogger размером 38,5 дюйма, оснащен каркасом безопасности и весит 1890 кг. Экспедиция должна стартовать во второй половине лета 2016 года и пройдет по классическому треку пеших альпинистов. Чтобы обеспечить финальный рывок, питерцам предстоит организовать несколько промежуточных лагерей, забросить снаряжение и более полутонны топлива, а также обеспечить возможность техобслуживания прототипа на высоте около 6000 метров в условиях кислородного голодания.
Покорив Охос дель Саладо, Матиас Йешке решил, что Jeep Wrangler может больше, и попытался совершить переход через Берингов пролив. К сожалению, безуспешно
В связи с этой новостью уместно вспомнить, что стандартный (исключая резину и установленные лебедки) Jeep Wrangler Rubicon Unlimited с 3.8-литровым бензиновым V6 уже попадал в Книгу рекордов Гиннесса за достижения в альпинизме. Известный своими рекордными авантюрами немец Матиас Йешке в марте 2007 года добрался по склону потухшего вулкана Охос дель Саладо в Чили до отметки 6646 метров, где с гордостью установил табличку «Jeep Parking Only: All others don’t make it up here anyway» (Парковка только для Jeep, другие не сделают этого здесь в любом случае). Рекламная акция, спонсированная производителем, вызвала большой резонанс, но рекорд (как и сама табличка) продержался недолго.
Чилийский Suzuki Samurai заехал выше «Джипа», причем практически без спонсорской поддержкиВ апреле того же года пара чилийских экстремалов поднялась по Охос дель Саладо на высоту 6688 метров за рулем модифицированного в собственном гараже Suzuki Samurai с четырехцилиндровым двигателем, оснащенным турбонаддувом. Гонзало Браво и Эдуардо Каналес превысили достижение команды Матиаса Йешке на 42 метра, нашли сбитую ветром «джиперскую» табличку и забрали ее с собой в качестве сувенира, не забыв также отметиться в Книге рекордов Гиннесса.
Поломки на пути к вершине — одна из основных причин столь длительного восхождения. Land Rover Defender 90 заезжал на Эльбрус 44 дняОсобой популярностью у «возъезжателей» пользуется Эльбрус — на него поднимались даже на мотоциклах, а самым известным автомобилем, покорившим высшую точку Европы, стал серьезно подготовленный Land Rover Defender 90. В 1997 году команда из десяти российских альпинистов стартовала со станции Азау на высоте 2800 метров над уровнем моря и пробивалась к вершине, метр за метром втаскивая автомобиль с помощью лебедок и блоков. На заднюю ось установили дополнительные колеса, на передней закрепили барабаны, на которые наматывали трос, когда лебедка не выдерживала нагрузки. Ломались полуоси, раздаточная коробка (за новой пришлось лететь в Москву), восхождение длилось 44 дня, но Land Rover все же достиг вершины 13 сентября и застыл на высоте 5642 метра алюминиевым монументом. Только через месяц команда вернулась за автомобилем, но попытка спустить его с горы потерпела неудачу: на высоте 5500 метров порвался трос и героический Defender пал смертью храбрых, разбившись о скалы.
Гораздо раньше, в 1974 году, до высоты в 4000 метров по склонам Эльбруса доехали три абсолютно стандартных УАЗ 469 Б, не оборудованных ни лебедками, ни цепями, ни какими-либо другими средствами повышения проходимости. На преодоление маршрута поселок Терскол — пик Терскол — пикет № 105 — Ледовая база — Эльбрусский ледник им понадобилось всего 38 минут. Несмотря на то, что на вершину УАЗы не заехали (да и не собирались), это восхождение можно считать эталонным, ведь маршрут был выбран в полном соответствии с возможностями техники. Кстати, «УАЗики» карабкались на гору не ради славы, а в рамках испытательного пробега, конечной точкой которого был Грозный. В ночь перед «официальным» заездом к участникам пробега обратились спасатели с просьбой срочно доставить наверх оборудование чтобы вытащить свалившихся в трещину альпинистов. Советские внедорожники справились с задачей, помощь подоспела вовремя и люди остались живы.
Основной целью экспедиции журналистов Auto Bild по горным дорогам Северных Гималаев за рулем Tata Nano была не рекордная высота, а проверка на прочность — бюджетная микролитражка с честью выдержала испытание горными грунтовками и перевалом Кхардунг-Ла
Ну а самым маленьким «восходителем», тем не менее достигшим весьма впечатляющих высот, оказалась супербюджетная индийская легковушка Tata Nano. Сотрудники индийской редакции журнала Auto Bild решили доказать всему миру надежность этого «сундука на колесах» и в 2011 году проехались по Северным Гималаям (штат Джамму и Кашмир). Наивысшей точкой их маршрута стал перевал Кхардунг-Ла — один из трех высочайших автомобильных перевалов в мире. Tata Nano покорила высоту 5359 метров, впрочем, для индусов в этом нет ничего необычного, через Кхардунгский перевал осуществляется регулярное автомобильное движение. Удивление вызвало то, что Tata Nano с честью выдержала испытание и не развалилась по дороге, а самой большой проблемой стал маленький пятнадцатилитровый топливный бак и почти полное отсутствие заправочных станций.
auto.mail.ru
Правила путешествий по Кавказу на автомобиле
Отправляясь в горы на автомобиле, нужно быть готовым буквально ко всему. Снег может внезапно выпасть прямо посреди лета, дорога — оказаться непригодной для проезда, а автомобиль — отказать при долгом подъеме вверх. Опытный гид Михаил Моргунов рассказал порталу «Это Кавказ», как без потерь покорить горы на собственном авто.
Асфальт есть не везде
— Что из себя представляют дороги в горах? Почти во все села проложен асфальт, но дороги узкие, не шире двух полос, а в особенно трудных местах однополосные участки со знаками приоритета, — говорит Михаил. — Покрытие, как правило, в хорошем состоянии — там, где оно есть. Асфальта нет на лавиноопасных склонах, например, в Чегемском ущелье, выше водопадов. Там практически отвесные скалы прямо над дорогой, и сели и камнепады — совершенно обычное явление.
Фото: Михаил Моргунов
В таких районах дороги прокладывать — дело неблагодарное, постоянный ремонт обычно не укладывается в бюджет местных властей. По факту, это просто грунтовка, расчищенная и выровненная бульдозерами до состояния прямого полотна.
Более или менее комфортно ездить по ней только на внедорожниках. Полный привод и блокировки спасают от пробуксовок на подъемах с таким покрытием, да и большие колеса проглатывают большинство мелких ямок.
Хотя, обнадеживает Михаил, при необходимости путешествовать в горах можно на любом автомобиле.
На перевал только с полным баком
— Выезжая в горы, обязательно нужно заправить автомобиль под завязку, а лучше захватить с собой запас топлива в канистрах. Высоко в горах заправок нет. А когда автомобиль двигается вверх, расход топлива сильно увеличивается.
Машин в горах тоже не так много, поэтому мало шансов остановить кого-то, проезжающего мимо, и попросить о помощи. Да и брать в горах на буксир застрявшую без бензина машину просто опасно.
Бумажные карты надежнее навигатора
— Навигатору, конечно, можно верить, но на руках должны быть и старые добрые бумажные карты. Можно сразу нанести на них точки, по которым вы сможете ориентироваться в пути. Если на вашем гаджете карта горного района не отрисована или отрисована плохо, потом подгрузить Google Maps или «Яндекс.Карты» может не получиться.
Что касается мобильной связи, то она есть вдоль дорог регионального значения и в населенных пунктах. На горных перевалах и вдали от сел связи нет.
— Перед поездкой советую ознакомиться с картой покрытия сети, ее можно найти на сайтах всех мобильных операторов. Желательно наложить ее на маршрут. Так будете заранее знать, в каких точках сможете выйти на связь, а где лучше не пытаться, — говорит Михаил.
Погода: и друг, и враг
В основном все опасности горной дороги связаны с погодой. В сухой солнечный день беспокоиться не о чем, но вот в затяжные дожди или сильные ливни с грозами ездить становится чрезвычайно опасно.
— Один небольшой камень, подмытый дождем и сорвавшийся вниз на дорогу, может привести к помятой крыше или капоту, а может и вовсе спровоцировать сель. Расщелины собирают воду в поток, текущий либо наперерез движению, либо вниз по дороге, в зависимости от силы дождя. В затяжной дождь может возникнуть промоина, преодолеть которую на автомобиле будет невозможно. Так что, если вы на горной дороге и начинается дождь или гроза, спокойно езжайте до ближайшего населенного пункта и переждите непогоду там. Расстояния у нас маленькие, обычно не больше 10 километров между поселками, — советует Михаил.
Камнепад — конец пути
Опытные автопутешественники перед выездом всегда интересуются у только вернувшихся с маршрута товарищей, как там дорога. Но даже когда вам говорят, что все в порядке, это не значит, что за ночь, например, не сошел сель или дорогу не засыпало камнями. Помните, что дорожные условия, как и погода, меняются каждую минуту.
Фото: Михаил Моргунов
Фото: Михаил Моргунов
Фото: Михаил Моргунов
Фото: Михаил Моргунов
Фото: Михаил Моргунов
Фото: Михаил Моргунов
При спуске тормозите двигателем
— Помните: в горах нет автосервисов. Эвакуатор туда не приедет, машина должна быть полностью исправна. Проверьте соединения, уровни всех жидкостей, лампы — никаких светодиодов, только хорошие галогенные лампы: по любой опасной дороге, тем более горной, без хорошего освещения ездить нельзя. Если автомобиль не новый, перед поездкой проведите испытания: поднимитесь в гору и спуститесь, посмотрите, как ведет себя машина.
Во время долгого подъема обязательно следите за температурой двигателя, чтобы не допустить его перегрева, а при затяжном спуске — за скоростью и тормозами. Не стоит разгонять автомобиль выше, чем до 10−15 километров в час. И как можно реже жмите на педаль тормоза — потому что это может привести к закипанию жидкости и отказу тормозов. Тормозить в горах лучше двигателем.
Будьте внимательнее с едой
Кафе на Кавказе есть в каждом населенном пункте. Это самый популярный местный бизнес. Обычно в горах предлагают довольно простую местную еду: шашлык, айран, хычины, лакумы. Основная реклама в этих краях — сами посетители. Так что хозяин кафе выбьется из сил, чтобы сделать сервис как можно лучше, а блюда вкуснее.
— Очень популярны у нас кафе на свежем воздухе: отдельные кабинки для гостей, мангал на улице, где у всех на глазах жарят шашлык, открытая кухня, где женщины готовят хычины. В таких местах останавливайтесь смело. Но есть и совсем небольшие забегаловки, на пару столиков. Остается только догадываться, как там с санитарией. Тут уж все на ваш страх и риск, — объясняет Михаил.
Обычно вдоль дорог достаточно магазинов и есть где остановиться. Но есть и места, где не ступала нога бизнесмена, поэтому едой стоит запастись как следует.
— Если едем в Черкесское, Чегемское или Баксанское ущелья, то там магазинов много и расстояния между ними небольшие. А вот если вы отправляетесь, например, на плато Канжол, то нужно рассчитать суточный запас еды на человека и умножить его на количество дней предполагаемого пути. Продукты берите нескоропортящиеся. Помните, что летом безобидный, на первый взгляд, йогурт, купленный утром в супермаркете, днем может обернуться легким пищевым отравлением. То же самое, например, с копченой рыбой. Спокойно можно брать консервы, галеты. А питьевой воды в любом случае должно быть как можно больше.
С инспектором здоровайтесь за руку
По словам Михаила, в горах сотрудники ГИБДД останавливают автомобили очень редко и только за нарушения правил дорожного движения. Могут, конечно, остановить и для проверки документов, но это случается редко.
— Могу дать один совет. На Кавказе самое важное — взаимоотношения между людьми. Если вас остановил инспектор, не поленитесь, выйдите из автомобиля, поздоровайтесь с ним за руку. Проявите к нему обычное человеческое уважение, и отношение к вам будет соответствующим. А лучше старайтесь не нарушать. Помните, горные дороги — двухполосные и в основном со сплошной разделительной полосой. Даже если навстречу вдруг вышла корова, а дорога пустая в оба конца, не торопитесь объезжать ее по встречке. Посигнальте, она уйдет сама. Двигайтесь строго по своей полосе, соблюдайте скоростной режим, правила обгона и объезда, и инспекторы вас не остановят. А по поводу взяток… Наверно, не стоит обобщать. Мне довелось поездить по многим российским регионам, и у меня сложилось впечатление, что дорожные инспекторы везде одинаковые.
И не забывайте про спасибо
Нравы в горных селениях особенные, там чтут традиции. Поэтому, например, не стоит спрашивать дорогу у женщины или тем более молодой девушки — разговор с незнакомым мужчиной может для нее окончиться скандалом в семье.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Девять водопадов Кабардино-Балкарии
Наши агенты в Кавказских горах проложили новый туристический маршрут, который, несмотря на название, водопадами не ограничивается. Первая экспедиция вернулась из похода и ждет своих последователей
— На самом деле люди у нас всегда охотно идут на контакт и все вам подскажут. Это легендарное кавказское гостеприимство: приезжих здесь встречают всегда хорошо и доброжелательно. Но, конечно, есть и особенности. Мужчинам стоит поменьше приставать с расспросами к девушкам. Много информации вы все равно не получите, зато местные могут задуматься, что вас на самом деле интересует. Если вы женщина — спрашивайте у женщин. В любом случае перед тем, как обращаться с вопросом, обязательно выйдите из машины и поздоровайтесь. Если вы просто притормозите и заговорите из окна автомобиля, нормального ответа можете не получить. Помните — вы на Кавказе. Здесь своя культура, которой тысячи лет, — предупреждает Михаил.
Может случиться и так, что вам придется еще поискать говорящего по-русски местного жителя.
— Русский язык могут не понимать высоко в горах в Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, и всегда это люди пожилые. Не докучайте старикам, езжайте дальше и найдите людей помоложе.
А на прощание не забудьте сказать спасибо. Для горцев это важнее денег. А деньги, может, и стоит предложить в благодарность за помощь, но, скорее всего, от них откажутся.
— За помощь у нас обычно ничего не берут. В самых разных районах и ситуациях никто ни разу не согласился взять у меня деньги. Однажды я так застрял, что не смог выбраться сам и обратился к проезжавшему мимо мужчине. Он оценил ситуацию, сказал, что у его брата в соседнем селе есть ГАЗ-66, и велел ждать на месте. Через полчаса он вернулся с братом на грузовой машине и вытащил меня. Даже тогда с меня не взяли денег, несмотря на все мои доводы о дороговизне бензина. В таких случаях я даю свой телефон и прошу звонить, когда понадобится помощь. В наших краях это самая лучшая благодарность.
Фото: Михаил Моргунов
Что взять с собой в дорогу:
- Запаска, можно две, если позволяет авто
- Колесный ключ
- Домкрат
- Компрессор. Он понадобится на размокших от дождей дорогах. На таких участках иногда лучше немного приспустить колеса, чтобы увеличить площадь контакта с дорогой и проходимость автомобиля
- Хороший, проверенный огнетушитель. Постоянное движение вверх и разреженность воздуха легко могут привести к сильному перегреву двигателя
- Канистра моторного масла
- Фляжка с охлаждающей жидкостью
- Флакон с герметиком
- Большая укомплектованная аптечка. Желательно, чтобы в ней был тонометр, если в поездке участвуют люди, перенесшие инсульт, страдающие сердечными заболеваниями или беременные женщины. Перепады высот для них могут сказаться скачками давления. За этим нужно будет следить
- Канистра с бензином — это обязательно, и как можно большего размера
- Запас питьевой воды и продуктов
- Топор и лопата. Возможно, придется откапывать застрявший автомобиль или подкладывать под колеса ветки
- Палатка, спальные мешки, если планируете ночевать в горах. По ночам там очень холодно
- Спички или зажигалка
Александра Захарова
etokavkaz.ru
Репортаж из аномальной зоны, где вода течёт вверх, и машины катятся в горку
Вопреки законам физики и здравому смыслу. В Молдавии есть местечко, которое иначе как аномальным не назовёшь. Там машины, стоящие на нейтральной передаче, сами собой едут в гору. По наклонной плоскости вверх течёт вода.
Поверить своим глазам еще сложнее — водители изо всех сил пытаются догнать свои же транспортные средства. Припаркованные автомобили против закона всемирного тяготения тоже едут вверх, на горку!
«Конечно, удивительно. А что это, с чем связано, как это объяснить — не знаю, пускай ученые думают над этим», — сказал турист из Подмосковья Николай Шумов.
Небольшой эксперимент. На этом отрезке дороги наблюдается небольшой подъем — около полутора-двух градусов. Корреспондент отмечает исходное положение автомобиля, проводит черту и просит водителя снять автомобиль с ручного тормоза и поставить на нейтральную передачу. Как можно видеть, двухтонная машина свободно движется. Причем назвать это оптическим обманом зрения язык не поворачивается.
Шоссе, примыкающее к аномальному пригорку, водителей удивляет не меньше. Ранее подобные феномены ученым встречались лишь в горной местности. Аномалию в равнинной Молдавии объясняют проходящей здесь сейсмоактивной зоной.
«Эта территория тектонически активная с точки зрения вертикальных движений, она находится в стадии подъема», — соообщил заместитель директора Института геологии и сейсмологии по науке Олег Богдевич.
По предположению ученых, на полукилометровой глубине может находиться плита большой плотности, которая как магнит замедляет движение на поверхности и буквально творит чудеса. Десятки замеров доказали, что здесь вовсе не оптический обман, а геологическая аномалия.
«Бывают случаи, что люди просто приезжают набрать воды к нам, оставляют машину, идут набирают воду, а машина сама на трассу, в горочку. Не было аварий. Но мы когда видим, что люди впервые, сами говорим: будьте осторожны», — говорит владелец кафе Артем Николаев.
Местные жители из года в год строят легенды: от падения метеорита в здешних местах до связи с внеземными цивилизациями. Такие истории ежедневно притягивает сотни туристов. Аномальная зона близ Орхея бизнесменам только на руку и поэтому возможно еще долго не будет изучена.
www.1tv.ru
Игры · Горы · Машины · Играть онлайн бесплатно
Многопользовательские онлайн игры
Надоело играть против компьютера? Играйте с живыми людьми — играйте в MMO-игры!
- Forge of Empires Стратегии
- Игра престолов Стратегии
- World of Tanks Экшен
- Элвенар Стратегии
- Тотал Батл Стратегии
- Герои на войне Стратегии
- Рыцарь дракона 2 RPG
- Хроники Хаоса aRPG
- Моя маленькая ферма Стратегии
- Викинги: Битва кланов Стратегии
- Шторм Онлайн aRPG
- Rise of Angels RPG
- Рейл Нейшн Стратегии
- Вар Тандер Экшен
Показать все игры
gamasexual.ru
Как работают двигатель и тормоза в горах
Как работают двигатель и тормоза в горах -При подъеме в горах на большую высоту двигатель вашего автомобиля работает в тяжелых условиях, движок на горных дорогах можно попросту погубить, если не понимать основных моментов. Даже на небольшой высоте плотность воздуха становится меньше, и горючая смесь получится богаче, даже сильнее, чем нужно. Это ухудшает процесс сгорания топлива и снижает мощность.
Именно поэтому горы предъявляют повышенные технические требования к состоянию вашей машины. И забитый карбюратор, и изношенная цилиндропоршневая группа, и «сбитое» зажигание могут сильно усложнить езду по горным дорогам.
Как работают двигатель и тормоза в горах
К тому же, начиная примерно с 2 тыс. метров высоты над уровнем моря привычное для низины зажигание будет поздним, для нормальной работы двигателя следует откорректировать его на опережение. Это несложно выполнить в обычных автомобилях, но будут проблемы, если, у вас современная иномарка, у которой сложное электронное зажигание.
В отпуск через горы вы будете добираться на хорошо загруженном автомобиле. Поскольку продолжительная езда сильно груженого автомобиля на малых скоростях способствует быстрому перегреву, то двигаться нужно на низких передачах, лишь поддерживая обороты в зоне максимального крутящего момента. Именно в таком режиме работы эффективность системы охлаждения будет самой оптимальной.
Вы уже прекрасно знаете, как работает двигатель вашей машины в обычном режиме, но если он склонен к перегреву, то тогда есть смысл — включить принудительно электровентилятор для системы охлаждения, подавая питание напрямую, в обход датчика температуры. Может быть, что стрелка ляжет в красную зону, тогда следует остановиться, и дать поработать мотору несколько минут просто на холостых оборотах, причем — с открытым капотом. Глушить его сразу не нужно, т. к. это сможет вызвать моментальное повышение температуры охлаждающей жидкости циркулирующей в блоке, что может привести к «тепловому удару».
Каждый опытный водитель хорошо понимает, что спуск в горах выполнять еще тяжелее и сложнее, чем подъем, ведь автомобиль по законам физики начинает разгоняться, становясь при этом вообще неуправляемым. Чтобы не допустить этого, нужно включить передачу, т.е. начать торможение двигателем. В данный момент иногда помогает даже больше, чем тормоза. И не просто так все грузовики оснащают моторным тормозом, для снижения нагрузки на тормозную систему.
Для того чтобы двигатель эффективно препятствовал естественному разгону при движении вниз на спуске, нужно правильно выбрать передачу. Есть такое правило, что спускаться вниз следует именно на той передаче, на которой бы вы поднимались на этот же подъем. То есть, чем круче будет спуск, тем ниже передача.
Правда, без практического опыта сразу подобрать правильную и подходящую передачу будет трудно. Например, если вы плохо различаете, что торможение двигателем в данный момент недостаточно, что приходится сдерживать летящую вниз машину тормозом, то тут нужно включить еще более низкую передачу. Выжимать сцепление и переключать передачи следует очень плавно, чтобы не заглох двигатель, ведь с выключенным мотором на горном спуске ваша машина может стать попросту неподвластной вашим манипуляциям!
Как работают двигатель и тормоза в горах
К тому же, тормоза практически всех современных легковых машин оснащаются вакуумным усилителем, который функционирует только при работающем двигателе.
А длительная поездка «на тормозах» крайне нежелательна, тогда тормозные колодки, диски, барабаны будут сильно нагреваться. При достижении критической температуры нагрева тормоза могут просто потерять свое назначение! Это же относится и к тормозной жидкости, когда она закипает, то сильно снижается эффективность тормозов в целом, т. к. в трубопроводах будут образоваться пробки из пара.
Хочется подчеркнуть, что использовать тормоза нужно немного раньше, чем в этом возникнет реальная необходимость. Такое торможение мы назовем «упреждающим торможением», которое помогает лучше почувствовать их потенциал. Да и с меньшей скорости гораздо легче «осаживать» машину, это понятно всем.
Сложнее всего поездка через горы будет при неблагоприятных погодных условиях, например, в дождь, снег, когда еще спускается и туман. При такой снижении видимости, плюс ко всему снижение коэффициента сцепления колес машины с дорогой может сильно потрепать ваши нервы. Соблюдайте спокойствие и максимальную осторожность. Советуем снизить скорость до безопасного минимума, не забыть включить габаритные огни и ближний свет, и опять же стараться максимально плавней нажимать на тормозную педаль.
Как видите, горная поездка предъявляет суровые требования, как к вашему автомобилю, так и к вам. От уровня вашей подготовки и осведомленности будет зависеть безопасность, жизнь и здоровье близких и находящихся в поездке ваших попутчиков.
Если вы как опытный водитель абсолютно уверены в своих силах, то поездка через горы будет ассоциироваться у вас с отдыхом и весельем.
Как работают двигатель и тормоза в горах Как работают двигатель и тормоза в горах
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!sochi-avto-remont.ru
И в гору, и с горы
Одно из самых сложных упражнений для новичков при сдаче практического экзамена в ГИБДД – старт с места на эстакаде. Помочь им могли бы современные электронно-механические системы
Но пока они запрещены на экзаменах: курсант-водитель должен уметь справляться с трудностью самостоятельно. И это правильно! Казалось бы, натренировать такой навык – не проблема, постепенно, с накатом часов за рулем, приходит нужный опыт, мы учимся «ловить» откатывающийся назад автомобиль педалью сцепления, а как только откат прекратится, добавлять «газ» и взбираться на подъем. Это становится легко даже на пандусах подземных парковок, где крутизна, согласно строительным нормам, составляет от 13 до 18% (11–16 градусов).
Обмануть… механику
Однако приобрести такой навык становится все труднее: сегодня даже бюджетные машины с механической коробкой передач оснащаются системами противоотката. Они уже есть и на вазовских моделях, только на Kalina и Granta сочетаются лишь с автоматизированными трансмиссиями, а вот на Vesta и XRAY – и с «механикой».
Эти системы именуются HHC (Hill Hold Control). Их работа завязана на тормозную систему автомобиля. В ней появляется дополнительный клапан, в буквальном смысле запирающий тормозную жидкость в магистрали при остановке на подъеме. Только для активации системы необходимо именно затормозить, а не просто остановиться по инерции. И затормозить при помощи основной системы, то есть не задействуя «ручник», иначе устройство не сработает.
А действует оно так. Запирающий механизм в дополнительном клапане реализован с помощью шарика, который перекрывает магистраль, когда автомобиль останавливается под углом к горизонтали. Давление в тормозной системе при этом фиксируется на 2–4 с, затем сбрасывается либо автоматически, либо через специальный механизм в момент добавления «газа». Именно эти секунды позволяют с удобством трогаться с места на уклоне, и именно их так не хватает новичкам на экзамене.
Казалось бы, система весьма полезная, тем не менее… некоторые водители не прочь ее отключать. И я в том числе! Почему? Дело в том, что, например, на «механическом» LADA XRAY она срабатывает просто-таки рьяно. Так фиксирует машину даже на небольшом подъеме, что при трогании немудрено заглохнуть. Требуется очень прилично поддать «газу», чтобы растормозиться и двинуться вверх. Впрочем, такое происходит не на всех моделях. На KIA Rio X-Line данный механизм значительно мягче.
Второй недостаток противоотката обнаруживается зимой. Представьте, что вы по необходимости затормозили на заснеженном уклоне, система сработала, для выключения ее и старта необходимо порезче добавить «газу», а ведущие колеса с легкостью срываются в пробуксовку, «шлифуют» поверхность до льда, но автомобиль остается на месте, а то и опасно сползает в сторону. То есть на чистом асфальте все в ажуре, но ведь в наших широтах случается зима…
В таком случае я прибегаю к обману: останавливаю машину на снежном склоне «ручником», затем отпускаю его и качусь вниз. Значит, клапан действительно не сработал. А вот теперь можно спокойно трогаться вверх, «поймав» автомобиль педалью сцепления, точно так же, как если бы полезного устройства на нем не было. Таким вот способом чересчур активный противооткат можно обойти (правда, при этом будет быстрее растягиваться трос ручного тормоза).
Тормозить или не тормозить?
Своеобразная противоположность данной системе – устройство помощи при спуске, или HDC (Hill Descent Control). В отличие от предыдущего оно имеет кнопку включения, а также зеленый символ-индикатор на панели приборов.
Чем нам поможет это устройство? Дело в том, что на снежном или влажном грунтовом спуске водитель может струхнуть и перетормозить, в результате чего машина начнет неконтролируемо скользить и даже разворачиваться. ABS в таких случаях уже не помощник: с какой силой ни дави педаль тормоза, со скольжением не справиться. Тем, кому такая система в новинку, могу сообщить, что в повседневной жизни она почти неприменима – разве что друзьям можно показать ее работу, «отпустив» автомобиль на том же пандусе паркинга. Дескать, смотрите, я не трогаю ни «газ», ни тормоз, машина едет сама, поддерживая постоянную скорость и лишь слегка поскрипывая и вибрируя.
Эта скорость обычно составляет 5–7 км/ч, и лишь на очень продвинутых моделях ее можно регулировать. Прежде всего речь о настоящих внедорожниках, поскольку основное применение HDC – тяжелые и очень тяжелые условия движения. На кроссоверах система тоже работает корректно, однако на скользкие глинистые склоны, изобилующие крупными камнями и мощными корнями деревьев, на них лучше не выезжать.
При движении по сложным спускам вмешиваться в работу HDC не следует – нажатие педали тормоза тут же деактивирует ее. Лучше просто довериться ей и сосредоточиться на работе рулевым колесом. Хотя на карьерном самосвале MAN TGS с колесной формулой 8х8, оборудованном подобной системой, при движении на спуск, особенно с нагрузкой, рекомендуется, напротив, дотормаживать. Такова особенность электронного ассистента.
Высокий «полет»
На некоторых внедорожниках встречается устройство, позволяющее, аналогично HDC, ползти вверх по склону. Назовем в качестве примера Toyota Land Cruiser 200 и Prado, а также соплатформенные им Lexus LX и GX. На этих моделях присутствует устройство под названием Crawl Control. В вашем распоряжении регулятор, с помощью которого можно выбрать одну из пяти «ползущих» передач (самые низкие применяются при наиболее сложных условиях движения).
Однако настоятельно рекомендую пользователям этих автомобилей предварительно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. На том же Prado существует ряд условий, при которых те или иные системы помощи на бездорожье либо отключаются при определенных действиях водителя, либо не работают в паре с другими системами. Это, кстати, еще и страхует автомобиль от поломок. Конечно, сбоев в работе, отказов и ошибок никто не отменял, но в общих случаях водитель должен иметь возможность отказаться от электронной помощи и полностью взять управление процессом на себя.
- Автор
- Андрей Ладыгин, обозреватель портала «MotorPage»
- Издание
- Автопанорама №5 2018
- Фото
- фото автора
www.motorpage.ru
В горы на машине | Геленджик: от Кабардинки до Тешебса
Хотите отправиться в горы на машине? Значит Вам надо приехать на отдых в Геленджик .
О том, какие сюрпризы могут Вас ожидать, если Вы отправитесь в дорогу в Геленджик на машине, я уже писал ЗДЕСЬ.
Сейчас же я дам несколько советов тем, кто любит путешествовать на машине не по нормальным дорогам, а практически по бездорожью (дорогами эти «тропинки» для машин в горах не всегда назовешь ).
Итак, если Вы решили на машине:
— проехать по вершинам наших гор,
— добраться до удаленных от Геленджика дольменов,
— переехать в брод несколько наших горных рек,
— поискать красивые уединенные места,
— навестить заброшенные сады и набрать себе «на память» яблок,
то Вам нужен надежный КОНЬ .
Вариант первый — конь живой .
К сожалению, конные прогулки у нас в Геленджике возможны либо только по специально составленному маршруту, либо в компании с инструктором (о походе «налево» стоит договориться заранее, учтя, что стоимость такого импровизированного похода будет выше обычного катания на лошадке).
Вариант второй — конь железный (или в горы на машине).
Автомобиль, выполняющий роль Вашего «железного коня» для прогулок по окрестностям Геленджика с посещением наших гор должен быть только внедорожником или кроссовером. Если Вы уже были в Геленджике, то наверняка видели в городе рекламу джиппинга — путешествий в горы на УАЗиках. Вот примерно такого плана Вам и будет нужен автомобиль для самостоятельных поездок в горы — надежный, мощный, с хорошей проходимостью и достаточно безопасный. Обратите внимание, что для джиппинга используют слегка переделанные машины — у них имеются специальные стойки, которые придают конструкции большую прочность и защищают пассажиров от травм при переворачивании автомобиля (такое тоже бывает в наших горах, но, к сожалению, не всегда всем удается остаться в живых).
Поэтому, если у Вас:
— нет опыта поездок в горы на машине,
— «железный конь» не относится к внедорожникам или кроссоверам,
— нет знаний местности (карта тут не поможет),
то лучше поехать в горы на машине из джиппинга (с опытным водителем).
Но если Вы все же решили отправиться на своей машине в горы, то должны помнить, что:
— поездки в горы после сильных ливней или во время дождя лучше отменить,
— после ливня должно пройти как минимум сутки, чтобы дороги успели подсохнуть, прежде чем Вы соберетесь на прогулку в горы на машине,
— не вся сотовая связь ловится у нас в горах, поэтому захватите с собой пару разных СИМ-ок и не забудьте полностью зарядить телефон,
— помощь в случае необходимости можно вызвать по номеру 010, но при этом надо суметь объяснить, в какой именно части Большого Геленджика Вы заблудились (поломались, застряли в грязевой луже, опрокинулись и т.п.),
— машина должна быть технически исправна, а «лысую» резину следует обязательно заменить на новую.
И главное, прогулка в горы станет отчасти безопасной, если отправлять на нее не на одной, а на двух-трех машинах. При этом не стоит забывать про средство самоспасания — прочный трос, который позволит одному внедорожнику вытащить другой из ямы, лужи и прочих не очень комфортных мест.
Путешествовать по горам Геленджика лучше в весенне-летне-осенний период. Зимой от подобных прогулок следует воздержаться — «дороги» в горах нередко становятся просто непроходимыми (много грязи, льда и воды). Отправившись на прогулку в горы геленджикской зимой Вы рискуете не просто застрять в первой же грязевой луже, но и погибнуть при опрокидывании машины со скользкого склона (тут Вас не спасут даже хорошие шины).
Поэтому зимой в Геленджике лучше путешествовать только по нормальным дорогам. А почувствовать себя экстремальным водителем можно и на наших перевалах, когда их покрывает слой льда и снега. Тут главное — не лихачить и не забыть заменить летнюю резину на новую, качественную. Зимняя резина пригодится нашей зимой и в городе, а не только на горной дороге — последствия ледяного дождя на летнем варианте преодолеть практически невозможно.
Кстати, зима в Геленджике редко совпадает со своим календарным графиком — в январе у нас еще могут цвести цветы, а в марте — выпасть снег .
Понравилась статья? Расскажи о ней своим друзьям: .yug-gelendzhik.ru